Реализация ФГОС НОО: проблемы и перспективы
статья на тему
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта?
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, имеющееся ресурсное обеспечение и высокий уровень педагогического мастерства в нашем лицее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС НОО: проблемы и перспективы
Переведенцева Наталья Борисовна,
Отличник образования Республики Башкортостан,
заместитель директора МАОУ «Лицей №3»
город Стерлитамак Республика Башкортостан
perevedentseva-nb@yandex.ru
В течение 2011 – 2015 года школа I ступени образования работала по реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В настоящее время уже можно подвести итоги проекта внедрения ФГОС НОО в лицее. Согласно требованиям новых стандартов были произведены изменения в организации образовательного пространства младших школьников, в деятельности педагогического коллектива, в нормативной базе лицея. В лицее была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация была подготовлена в полном объёме. Приказом директора был создан Координационный совет по внедрению и реализации ФГОС. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников, внесены изменения в Устав, разработаны локальные акты, утвержден список учебников и учебных пособий (УМК), наиболее соответствующих требованиям ФГОС. Определена и описана оптимальная для образовательного учреждения модель организации внеурочной деятельности обучающихся, включая направления и внутренние для ее реализации ресурсы.
Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении 2011-2015 годов шло активное обсуждение теории и практики введения новых стандартов на заседаниях кафедры, 100% педагогов начальных классов прошли курсовую подготовку по проблемам введения ФГОС, информационным технологиям. Администрация лицея обеспечила все условия по непрерывности профессионального развития педагогов при переходе на стандарты второго поколения. Члены администрации и учителя 1-4 классов принимали участие в семинарах и вебинарах разных уровней.
За годы работы сложился стабильный педагогический коллектив, достигнуты определённые успехи. Квалифицированные кадры закладывают прочную основу для полноценного начального образования.
Для решения задач поставленных ФГОС НОО необходимо организовать работу с персоналом лицея по следующим направлениям:
- УПРАВЛЕНИЕ СОСТАВОМ ПЕРСОНАЛА
- УЧЁТ ПЕРСОНАЛА И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
- МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
- ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
- КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Одним из основных направлений обеспечения хороших кадровых условий является система повышения квалификации
В настоящее время проблема повышения квалификации очень актуальна, поскольку от уровня квалификации персонала зависит эффективность деятельности лицея и степень достижения её целей.
Профессиональные навыки персонала становятся важным стратегическим ресурсом, главным фактором успеха. Формами профессионального развития являются – планирование и развитие деловой карьеры, профессиональное обучение, как непрерывный процесс, обеспечивающий подготовку работников совершенно нового качества, способных работать нестандартно, энергично, творчески. Поэтому повышение квалификации педагогов является важнейшей движущей силой деятельности, обеспечивающей профессиональный рост персонала.
Стратегические задачи работы с персоналом:
- Обеспечить эффективное управление составом персонала для достижения целей и решения текущих задач образовательного учреждения;
- Развивать деловые и личностные качества работников ОУ, поддерживая их на уровне требований, предъявляемых к любому работнику в сфере образования;
- Поддерживать достаточный уровень удовлетворенности персонала работой в ОУ;
- Обеспечить комплектование школы педагогическими кадрами на 100%.
- Реализовать систему стимулирования труда для повышения уровня мотивации персонала;
- Привести систему повышения квалификации и аттестации в соответствие с профессиональной карьерой каждого педагога;
Приведённые выше требования к профессиональному развитию специалиста указывают на необходимость особой организации методической работы в школе, направленной на продуктивную деятельность каждого педагогического работника.
Школа, осуществляющая политику по непрерывному повышению квалификации педагогических работников, имеет все шансы на успех. В связи с этим, центральным звеном в развитии персонала следует рассматривать профессиональное обучение.
Введение «портфолио учителя», а также гласность подведения итогов учебной, воспитательной, творческой деятельности может стать интегрированной формой оценки результатов профессиональной деятельности на уровне учителя
Работник, постоянно обновляющий свой «багаж» знаний, получает уважение и признание коллег, а это очень хороший стимул для дальнейшего личностного и профессионального совершенствования.
Ожидаемые результаты
- Профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС.
- Устойчивое качество предоставляемых образовательных услуг.
- Стабильность коллектива лицея.
- Повышение восприимчивости к инновациям.
- Обеспечение удовлетворённости персонала собственным трудом.
- Благоприятная внутренняя среда.
- Потребность педагогов работать в данной образовательной организации.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, стали:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
В течение всего периода реализации ФГОС НОО педагоги начальной школы, отслеживают и внедряют в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. С первых дней введения ФГОС учителями начальной школы ведется образовательный мониторинг. Были разработаны задания входного, текущего и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП. На протяжении 4 лет учителя начальных классов отслеживают динамику формирования УУД у младших школьников, анализ их личностного развития.
Диагностический анализ даѐт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
--выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
--определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
--выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
--дифференцировать учащихся по успешности обучения.
Учителями начальных классов накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам. Итоговая оценка школьника за год непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио – портфеле достижений». Все учащиеся начальной школы имеют «Портфолио». Его составляющими компонентами являются: – лучшие творческие работы ученика; – листы индивидуальных достижений; – лесенки достижений; 9 – стартовая диагностика; – итоговые контрольные; – читательские дневники; – грамоты, благодарственные письма, дипломы; – фотографии и др. К концу каждого учебного года соответствующий накопительный материал пополняется.
В лицее разработана система психолого-педагогического сопровождения ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения; система по формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В 2012 году педагоги лицея включились в работу федеральной экспериментальной площадки по проблемам внедрения ФГОС начального общего образования. Работая над темой «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа» под научным руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон, учителя освоили системно-деятельностную педагогику, апробировали надпредметный курс «Мир деятельности».
Целью эксперимента являлась апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС и построение образовательного пространства школы на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»)
Современная начальная школа многовариантна. Внедрение стандартов второго поколения в нашем лицее осуществляется через УМК «Перспектива», «Планета знаний», образовательную программу Л.В. Занкова
Основная цель работы с учениками по ФГОС - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развивать социальные способности и умения. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. Иначе говоря мы должны учить детей быстро социализироваться, приспосабливаться к меняющейся среде. Для достижения этих целей для учащихся начальных классов в нашей школе реализуется внеурочная деятельность
Внеурочной деятельностью охвачены все учащиеся начальных классов. В соответствии с требованиями ФГОС и запросами родителей внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное, Общекультурное, Общеинтеллектуальное, Социальное, Духовно-нравственное. Лицей предоставляет учащимся возможность выбора достаточного спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. С родителями учащихся заключён договор в новой форме, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей учащихся по вопросам введения и реализации ФГОС. В публичном докладе лицея имеется раздел, содержащий информацию о ФГОС. Данная информация также размещена на сайте лицея.
С родителями будущих первоклассников ежегодно проводится информационная работа по вопросам обучения и воспитания детей. В сотрудничестве с родителями был проведен социологический мониторинг с целью изучения запросов и образовательных потребностей родителей и обучающихся начальной школы.
Важная роль принадлежит созданию финансовых условий:
- Привлечение внебюджетных средств.
- Организация платных услуг.
- Обновление учебного фонда.
- Выделение средств на курсовую подготовку педагогов.
- Введение в систему стимулирования педагогов критерия за реализацию ФГОС.
Безусловно, значительное место имеет материально-техническое обеспечение. Отремонтированные кабинеты, оборудование проекторами, экраном, web-камерами, цифровыми фотоаппаратами. Созданные в лицее материальные и санитарно-гигиенические условия обеспечивают комфортную образовательную среду для учащихся начальных классов.
Информационно-образовательная среда включает в себя совокупность технологических средств для решения профессиональных задач с применением ИКТ.
- Организация публичных отчетов образовательного учреждения.
- Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, мультимедийные материалы, Интернет)
- Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам.
- Информационно-методическое обеспечение (компьютер, интернет, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска, электронные учебники, тренажёры, хрестоматии, энциклопедии, словари)
В библиотеке образовательного учреждения имеется достаточный фонд дополнительной литературы (художественная, научно-популярная литература, справочно-библиографические и периодические издания)
Первые результаты внедрения ФГОС показывают, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашей образовательной организации.
Отмечается ряд положительных тенденций:
- использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды (организация динамических пауз, питьевой режим, выбор комплексов школьного питания);
- осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо отметить:
В части материально-технического обеспечения:
- не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, высокая загруженность спортивного зала.
- Недостаточно информационно-компьютерного оснащения в ОУ: автоматизированными рабочими местами учителя и учащихся
В части учебно-методического и информационного обеспечения:
- Недостаточное количество методических материалов для учителя;
- Введение нового курса ОРКСЭ слабо обеспечено дидактическими материалами
Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы кадровогохарактера:
- в настоящее время мы видим ряд опытных педагогов, которые испытывают трудности при овладении и использовании современных технических средств в образовательном процессе;
- упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта?
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, имеющееся ресурсное обеспечение и высокий уровень педагогического мастерства в нашем лицее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...
Итоги реализации ФГОС НОО, положительный опыт, проблемы и перспективы
Как должны взаимодействовать ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?...
Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении
В 2011 году образовательные учреждения района перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Прошло четыре года, сделан выпуск н...
Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в МКОУ Мошковская СОШ № 2
Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в МКОУ Мошковская СОШ № 2...
Реализация ФГОС: опыт, проблемы и перспективы
Выступление на педагогическом совете...
Проблемы и перспективы реализации ФГОС
В жизнь системы образования уверенно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. Введение стандартов в образовательный процесс повлекло за собой существенное изменение в работе как от...