Конспект урока искусства в 4 классе "Масленица"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Смирнова Марина Григорьевна

Цель: Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"

Задачи:

·                    выработать свою жизненную позицию в отношении традиций нашей страны, мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

·                    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·                    определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат,

·                    управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируемые результаты:

 а) обучающие – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развивающие – создавать условия для активизации учащихся в играх.

в) воспитательные – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Основной дидактический метод:

Практический, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Частные методы и приемы: беседа, наглядный, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, демонстрация слайдов, упражнения, работа с карточками.

Использование образовательных технологий

- Дифференцированного обучения.

- Критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока

Предмет

Искусство

Класс

4

Тема

«Вот она какая масленица»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"

Задачи урока

 Личностные выработать свою жизненную позицию в отношении традиций нашей страны, мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Познавательные

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат,

Коммуникативные управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируемые результаты

Личностные: ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

Предметные: развивать творческие способности детей

Метапредметные: прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Используемые педагогические технологии

- Дифференцированного обучения.

- Критического мышления.

- Модерации.

Оборудование

Ноутбук, проектор, музыкальный проигрыватель, карточки с заданиями.

Организационная структура урока

Этап 1

Мотивация и актуализация учебной деятельности

Длительность этапа

5 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Демонстративный материал - Слайды

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная

Приемы и формы работы

Приемы «Загадка»,  пение песни «Ой, блины-блины…»

Форма работы - интерактивный

Форма контроля

Самоконтроль, педагогический контроль

Этап 2

Этап выявления места и причины затруднения

Длительность этапа

1,5 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Демонстративный материал - Слайды

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная

Приемы и формы работы

Прием – «Подводящий диалог»

Форма работы - интерактивный

Форма контроля

Самоконтроль, педагогический контроль

Этап 3

Этап построения проекта выхода из затруднения

Длительность этапа

2 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Раздаточный материал – карточки с заданиями и листочки с частушками

Форма организации деятельности обучающихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Организационно-контролирующая

Приемы и формы работы

Приемы – «Соседи по парте»

Форма работы - активный

Форма контроля

 Педагогический контроль

Этап 4

Этап реализации построенного проекта

Длительность этапа

13 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Карточки с заданиями, листы с частушками

Форма организации деятельности обучающихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Направляющая

Приемы и формы работы

Прием – «Нарисуй текст»

Форма работы - интерактивная

Форма контроля

Взаимоконтроль

Этап 5

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи

Длительность этапа

10 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Готовые иллюстрации детей

Форма организации деятельности обучающихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующая

Приемы и формы работы

Приемы – «Представление иллюстраций»

Форма работы - интерактивная

Форма контроля

Педагогический, взаимоконтроль

Этап 6

Этап самостоятельной работы с проверкой по  эталону

Длительность этапа

4 мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Демонстративный материал – слайды с картинами

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующая

Приемы и формы работы

Прием – «Выбери правильный ответ»

Форма работы - индивидуальная

Форма контроля

Самоконтроль

Этап 7

Этап рефлексии учебной деятельности

Длительность этапа

5мин

Иллюстративные и дидактические материалы

Слайды

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организаторская

Приемы и формы работы

Прием – «Подводящий диалог», «Оцени себя и других»

Форма работы - интерактивный

Форма контроля

Педагогический, самоконтроль


Конспект урока искусства в 4 классе

Тема урока «Вот она какая масленица!»

Цель: Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"

Задачи: 

  • выработать свою жизненную позицию в отношении традиций нашей страны, мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат,
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируемые результаты:

 а) обучающие – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развивающие – создавать условия для активизации учащихся в играх.

в) воспитательные – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Основной дидактический метод:

Практический, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Частные методы и приемы: беседа, наглядный, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, демонстрация слайдов, упражнения, работа с карточками.

Использование образовательных технологий

- Дифференцированного обучения.

- Критического мышления.

- Модерации.

Ход урока

Этап 1.  Мотивация и актуализация учебной деятельности 

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. А о каком, вы  узнаете, когда отгадаете загадку:                                                                                            

В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть,

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.

Так какой же это праздник? Правильно Масленица.

Беседа.

- А что вы знаете об этом празднике?

- Если спросить у любого прохожего, что такое «Масленица», каждый, наверное, ответит - это блины. Так оно и есть, но не только. Масленица - многодневный праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Раньше,  этот праздник называли «Комоедица», что означает многодневный праздник торжественной «встречи Весны», которым отмечался переход к весенним земледельческим, когда день начинал становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и солнце растапливает снега. В этот день почитали славянского Медвежьего бога, которого называли Ком и приносили ему блины, отсюда и выражение - первый блин комам т. е. медведям.

- Ребята, а давайте мы с вами вспомним песню «Ой, блины…»

Этап 2. Этап выявления места и причины затруднения

Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Ребята, как вы думаете, почему ее так называют?

Поэтому масленицу праздновали широко, приговаривая: «Касаточка масленица, ты с чем пришла? С пышными блинами, да с ясным солнышком». И хозяйки пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, зазывали себе гостей, кормили, поили медом.

-  А сколько дней длится масленица? А как эти дни называются?

Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название.

Этап 3. Этап построения проекта выхода из затруднения

Групповое задание. Сейчас ребята, мы с вами разделимся на 6 групп (по 2 - 3  человека). Каждой группе предложены карточки с описанием одного масленичного дня. Вам предлагается на листе бумаги нарисовать иллюстрацию к этому дню. Также на карточках вы увидите частушки, которые мы чуть позже споем.

Этап 4. Этап реализации построенного проекта

Работа в парах

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник – заигрыш.  Неподалеку от селенья  на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы - Морены (от слова мор-смерть).Недалеко от Морены строили снежную крепость - дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет.

Среда — лакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины - символ солнца.

Четверг - «Широкий четверг или Разгул». Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу - чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа возили на санях.

Пятница - «Тёщины вечёрки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. 

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Этап 5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи

После всего мы представим всем свои зарисовки и расскажем друг другу о каждом дне масленицы. Учитель приклеивает каждую зарисовку на ватман, чтобы было представление о всей масленичной неделе.

Ребята представляют свои работы.

Учитель: «А у православных крестьян масленичная неделя считается подготовкой к великому посту. На этой неделе уже не вкушают мясо, а в воскресение просят друг у друга прощение, чтобы с чистой душой приступить к посту».

- А теперь я предлагаю спеть нам частушки о масленице.

Этап 6. Этап самостоятельной работы с проверкой по  эталону

Перед вами представлены  картины русских художников. Вам нужно самостоятельно узнать, какой из масленичных дней представил нам автор. На листочках напишите номер картины и название масленичного дня.

Этап 7. Этап рефлексии учебной деятельности

Ребята, урок наш подходит к концу. Мне бы хотелось задать вам несколько вопросов.

- Узнали ли вы что-то новое для себя или вам это уже было знакомо?

- Придя домой что бы вы рассказали своим родителям из того, что сегодня узнали?

- А как вы оцениваете себя? На какую оценку поработала каждая группа?

- Всем бы вы поставили 5-ки или кому-то другую отметку?

Ребята, все вы работали сегодня хорошо, все вы молодцы. Домашнее задание выучить частушки.

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

Приходите, заходите 
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя

Будьте счастливы, как мы!

Я на Масленицу готов
Скушать 150 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.


Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя – 
Можно съесть и лишнего.

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего

Карточка 1

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Приходите, заходите 
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя

Будьте счастливы, как мы!

Карточка 2

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Вторник – заигрыш.  Неподалеку от селенья  на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы - Морены (от слова мор-смерть). Недалеко от Морены строили снежную крепость. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет.

Я на Масленицу готов
Скушать 150 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Карточка 3

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Среда — лакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины - символ солнца.

Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя – 
Можно съесть и лишнего.

Карточка 4

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Четверг - «Широкий четверг или Разгул». Начинался масленичный разгул катанием на санях, потехами: куклу - чучело, украшенное лоскутами и бубенчиками, в сопровождении народа возили на санях.

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

Карточка 5

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Пятница - «Тёщины вечёрки». В этот день зятья угощали своих тещ блинами иногда всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу на блины.

Суббота — «Золовкины посиделки». В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. 

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Карточка 6

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Тема урока:  « Выполнение   эскиза   декоративного  фигурного  сосуда  (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с  произведениями  народного декоративн...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Из истории искусства. Древний мир."

Вам представлен подробный конспект урока по изобразительному искусству, который можно реализовать в 1 классе....

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре", 4 класс

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" посвящен искусству в религиозной культуре христианства и ислама. ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", 4 класс...