Программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь"
учебно-методический материал (4 класс) на тему

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._ya_issledovatel.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Программа разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего(от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
  • программы формирования универсальных учебных действиймуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
  • учебного плана начального общего образования;
  • плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
  • авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности.Система Л.В. Занкова: составитель Е.Н. Петрова. – 2012 год)
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

Цель программы:трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Основными задачами данного курса являются:

  • развитие познавательных потребностей младших школьников;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место  курса в учебном плане и плане внеурочной деятельности

Факультативный курс «Я - исследователь» в 4 классе является составной частью учебного плана внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений. Общее количество часов в 4 классе – 34 часа. В 1-3 классах данный внеурочный курс является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление). План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО. На изучение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю во 2- 3 классах, в первом классе 0,5 часа. Общее количество часов в год – 34 (во 2 - 4 классах), в 1классе – 17 часов.

Класс

Количество часов

1 класс

17 часов

2 класс

34 часа

3 класс

34 часа

4 класс

34 часа

Учебно – методический комплект:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  4. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров», 2011.
  5. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  6. Интернет  - ресурсы

Изменения в авторскую программу не внесены во 2-4 классах. В 1 классе в авторскую программу внесены изменения. Реализация курса в первом классе имеет пропедевтический характер. Все разделы авторской программы сохранены, но количество часов уменьшено. Содержание раздела сохранено, но будет представлено укрупнёнными блоками с акцентированием внимания на практическую деятельность.

3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и факультативного курса.

Личностные качества:

  • знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • ценит культурные и исторические памятники посёлка;
  • уважает другие народы России;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;

Регулятивные УУД:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • использует  знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  для решения задач;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентируется на разнообразие способов решения задач;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливает аналогии;
  • владеет рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
  • контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные результаты:

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

4. Содержание факультативного  курса  

(Я - исследователь)

2017 - 2018 учебный год

Раздел

Содержание

раздела

Общее количество часов

В том числе

Форма организации деятельности

Виды  деятельности

Теоретические часы

Практические часы

1.Тренинг исследовательских способностей

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы).

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Знакомство с понятием «Интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Практические занятия на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование, определение понятий.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления.

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практическое занятие по тренировке умения задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Занятие, на котором учащиеся могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

10

4

6

  • детские исследовательские проекты социальной направленности;
  • дискуссия,
  • ролевой диалог;
  • свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии),
  • тренинги.
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

2.Самостоятельная исследовательская практика

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Методика проведения коллективных  игр – исследований, разработка собственного сценария.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты и предварительную защиту собственных работ.

Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальная работа с учащимися.

16

3

13

  • детские исследовательские проекты социальной направленности;
  • исследовательские рефераты познавательной направленности;
  • диспут,
  • дискуссия,
  • ролевой диалог;
  • свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

3.Мониторинг исследовательской деятельности

Слушание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

8

4

4

  • диспут,
  • дискуссия,
  • ролевой диалог;
  • свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии).
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.

Тематическое планирование «Я- исследователь»

2016-2017 учебный год

№ п/п

Дата прохождения

План

Факт

Тренинг исследовательских способностей -10ч

1

Культура мышления

06.09

2

Методы исследования

13.09

3

Научная теория

20.09

4

Научное прогнозирование

27.09

5

Совершенствование техники наблюдения и  экспериментирования

04.10

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

11.10

7

Ассоциация и аналогии

18.10

8

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

01.11

9

Умение выявлять проблемы

15.11

10

Как подготовиться  к защите

22.11

Самостоятельная исследовательская практика -16ч

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

29.11

12-16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

06.12

13.12

20.12  27.12

17.01

17-24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

24.01,

31.01

07.02 14.02,

21.02,

28.02

07.03

14.03

25,26

Семинар

21.03

04.04

Мониторинг 8ч

27-30

Участие в процедурах защит  исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей

11.04

18.04

25.04

16.05

31,32

Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы

23.05

30.05

33,34

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является  механизмом  интеграц...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов

Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью.        Она явл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.

"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авто...