Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Людмила Владимировна Гончарова

"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-_issledovatel.rar43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности  «Я – исследователь»

1 класс   

Тема

Основные виды деятельности

Дата

план

факт

Тренинг. 12ч

1

Что такое исследование?

 

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

2

Наблюдение и наблюдательность.

Учимся задавать вопросы

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

3

Что такое эксперимент.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

5

Как работать с книгой.

Экскурсия в библиотеку

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

6

Знакомство с  логикой.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

7

Как задавать вопросы.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

8

Учимся выделять главное и второстепенное.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

9

Как делать схемы.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию.

10

Что такое парадоксы.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

11

Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

12

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Исследовательская работа. 15ч

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

14

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

 Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

15

Экспресс-  исследование.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

16

 Семинар по итогам экскурсии.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

 Задавать вопросы.

17

Коллективная игра – исследование.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

18

Коллекционирование.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

19

Коллекционирование.

20

Коллекционирование.

21

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

22

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

23

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

24

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

25

Сообщения о своих коллекциях.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

26

Сообщения о своих коллекциях.

27

Сообщения о своих коллекциях.

Мониторинг. 6ч

28

Мини  конференция по итогам экспресс – исследований.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

29

Мини  конференция по итогам экспресс – исследований.

30

Мини  конференция по итогам собственных исследований.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

31

Мини  конференция по итогам собственных исследований.

32

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Формулировать собственное мнение и позицию.

33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности  «Я – исследователь»

2 класс   

Тема.

Основные виды деятельности.

Дата

план

факт

Тренинг.17ч

1

Научные исследования и наша жизнь

Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Практические задания на анализ и синтез.

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы».

Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения».

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы».

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практическая работа «Выявление логической структуры текста».

Практическое задание на создание аналогий.

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Подготовка детских работ к публичной защите.

 

2

 Методы исследования

 

3

Наблюдение и наблюдательность

 

4

 Эксперимент – познание в действии

 

5

Гипотезы и провокационные идеи

 

6

Анализ и синтез

 

7

 Как давать определения понятиям

 

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

 

Второй цикл  

9

Наблюдение и экспериментирование

 

10

 Основные логические операции

 

11

 Гипотезы и способы их конструирования

 

12

Искусство задавать вопросы

13

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

14

 Ассоциации и аналогии

15

 Суждения, умозаключения, выводы

16

Искусство делать сообщения

17

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Исследовательская практика.11ч

18

 Как выбрать тему собственного исследования

19

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

20

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

21

Коллективная игра-исследование

22

Коллективная игра-исследование

23  

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

25

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27

Семинар

28

Семинар

Мониторинг. 6ч

29

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

31

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

33

Защита собственных исследований

34

Защита собственных исследований

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности  «Я – исследователь»

3 класс   

Тема.

Основные виды деятельности.

Дата

план

факт

Тренинг.11ч

1

Культура мышления

Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе).

Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей.

Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Классифицирование. Определение понятий.

Практические задания по структурированию текстов.

Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Определение основных понятий. Структурирование полученной информации.

Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

2

 Методы исследования

3

Научная теория

4

Научное прогнозирование

5

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

6

Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования

7

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

8

Ассоциации и аналогии

9

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

10

Умение выявлять проблемы

11

Как подготовиться к защите

Исследовательская практика. 17ч

12

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

13

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

14

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

15

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

17

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

18

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

19

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

20

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

21

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

22

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

23

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

24

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

25

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27

Семинар

28

Семинар

Мониторинг. 6ч.

29

 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

30

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

31

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

32

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

33

Защита собственных исследовательских работ

34

Защита собственных исследовательских работ

Календарно-тематическое планирование  курса внеурочной деятельности  «Я – исследователь»

4 класс   

Тема.

Основные виды деятельности.

Дата

план

факт

Тренинг. 10ч

1

Культура мышления

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».

Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Подготовка детских работ к публичной защите.

2

Методы исследования

3

Научная теория

4

Научное прогнозирование

5

Совершенствование техники наблюдения  экспериментирования

6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов

7

 Умение выявлять проблемы

8

Ассоциации и аналогии

9

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

10

 Как подготовиться к защите

Исследовательская практика.17ч

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

12

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

13

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

14

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

15

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

16

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

17

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

18

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

19

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

20

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

21

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

22

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

23

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

24

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

25

Семинар

26

Семинар

Мониторинг. 6ч

27

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

28

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

29

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

30

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

31

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

32

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

33

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

34

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки доктора Здоровье" для 1-4 кл. 2016-2017г.

"Уроки доктора Здоровье". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1-4 кл....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...