Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
«Я -исследователь» используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN - комплекты оборудования в компактных упаковках.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.
Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ya-_issledovatel_1_klass.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь»
1 класс
Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Для организации внеурочной деятельности и на уроках
«Я -исследователь» используются школьные переносные лаборатории немецкой фирмы CORNELSEN - комплекты оборудования в компактных упаковках.
Работая с этим оборудованием, ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов, а учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы. В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Я – исследователь» носит развивающий характер.
Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
• в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
• реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы:
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш¬ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Основные направления реализации программы
Курс «Я - исследователь» рассчитан на 4 года обучения. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Исследовательская деятельность».
Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс.
Возраст учащихся – 6,5 – 11 лет
Состав группы постоянный
Режим работы в группах:
1 –й год обучения – 1 занятие в неделю– 33 часа в год.
Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.
Дело в том, что работа над исследованиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся: 1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме); 2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание тематических вопросов и рабочих бланков.
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час. | Количество часов | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||
I год обучения | ||||
I | Основы исследовательской деятельности | 6 | 3 | 3 |
1 | Что такое исследование? | 1 | 1 | - |
2 | Как задавать вопросы? | 2 | 1 | 1 |
3 | Как выбрать тему исследования? | 2 | 1 | 1 |
4 | Учимся выбрать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). | 1 | 1 | |
II | Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностей. | 17 | 11 | 6 |
1 | Равновесие и устойчивость. Мосты. Проведение эксперимента « Изобретаем арочный мост» | 2 | 1 | 1 |
2 | Проведение эксперимента «Изобретаем висячий мост.» Силы давления и натяжения, действующие на висячий мост. | 2 | 1 | 1 |
3 | Постановка вопроса (поиск гипотезы . Проведение эксперимента «Мост без гвоздей и винтов» | 2 | 1 | 1 |
4 | Формулирование предположения (гипотезы). Прорастание. Проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян» | 2 | 1 | 1 |
5 | Проведение эксперимента «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода» | 2 | 1 | 1 |
6 | Проведение эксперимента «Различные факторы, определяющие рост растений» | 2 | 1 | 1 |
7 | Проведение эксперимента «Наблюдение за вьющимися растениями» | 1 | 1 | |
8 | Проведение исследования «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по- разному»: кубики одного размера в стакане, | 1 | 1 | |
9 | Проведение эксперимента «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера» | 2 | 2 | |
10 | Проведение исследования «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера» | 1 | 1 | |
III | Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности | 5 | 2 | 3 |
1 | Наблюдение за изменениями в природе. Экскурсия в парк. | 1 | - | 1 |
2 | Обоснованный выбор способа выполнения задания. Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова» | 2 | 1 | 1 |
3 | Наблюдение, как способ выявления проблем. | 2 | 1 | 1 |
IV | Творческие работы - средство стимулирования проектной деятельности детей. | 5 | 4 | 1 |
1 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме | 2 | 1 | 1 |
2 | Защита исследовательских работ. | 1 | 1 | |
3 | Выставка творческих работ. Анализ исследовательской деятельности | 1 | 1 | |
5 | Круглый стол. Подведение итогов. | 1 | 1 | - |
Итого: | 33 | 20 | 13 |
Содержание программы «Я – исследователь»
1 класс (33 часа)
I Основы исследовательской деятельности (6 часов) предполагает знакомство с понятием «исследование», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: исследование, проект, проблема, объект исследования, информация. Формирование умений видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
II Постановка научного эксперимента, как средство развития познавательных способностей (17 часов) предполагает проведение исследовательской работы с лабораторным оборудованием:
- «Равновесие и устойчивость» (6 часов): проведение экспериментов «Изобретаем арочный мост», «Изобретаем висячий мост», «Мост без гвоздей и винтов».
У детей формируются первичные знания о мостах: мосты строятся из камней, или из металла, мосты можно разводить, мосты должны быть прочными.
Мосты можно классифицировать по разным признакам:
по их назначению (для пешеходов или транспорта),
по длине (через реки, овраги, улицу),
по материалам (дерево, камень, сталь, бетон),
по конструкции.
- Комплект лабораторного оборудования «Прорастание» (7 часов): проведение эксперимента «Проращивание различных растений из семян», «Развитие растения от стадии цветка до стадии плода», «Различные факторы, определяющие рост растений», «Наблюдение за вьющимися растениями».
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Кубани.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
- Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение»
(4 часа): проведение исследований «Почему при погружении различных предметов уровень воды поднимается по-разному: кубики одного размера в стакане», «Погружение в воду шариков одинакового веса и камней разного размера», «Погружение в воду пластилиновых фигур различной формы и размера».
Наблюдения: вода поднимается выше, уровень воды становится выше, вода вытесняется.
Чем больше предмет, тем больше воды вытесняется, тем выше поднимается уровень воды в ёмкости.
III Экскурсия, как средство стимулирования исследовательской деятельности (5 часов) : наблюдение за изменениями в природе.
Экскурсия в парк, обоснованный выбор способа выполнения задания.
Практическая работа «Измерение глубины снежного покрова», наблюдение, как способ выявления проблем.
Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
IV Творческие работы- средство стимулирования проектной деятельности детей ( 5 часов): индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной теме, защита исследовательских работ, выставка творческих работ, анализ исследовательской деятельности, круглый стол, подведение итогов.
Систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я – исследователь» в 1 классе. Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы
внеурочной деятельности « Я – исследователь»
В результате изучения курса « Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
№ п/п I II III IV | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения для учителя
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) для обучающихся
Технические средства обучения
Электронные ресурсы
| Количество |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
ПРоектная деятельность...