Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности «Я – исследователь»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issled.doc | 290 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота,
обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие
нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их
приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о
способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот,
кто мучительно преодолевает себя и препятствия.
Любовь к познанию – вот главное мерило»
Антуан де Сент-Экзюпери
Рабочая программ по курсу внеурочной деятельности: проектная и исследовательская деятельность «Я – исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и примерной программы организации внеурочной деятельности, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников», Москва «Просвещение», 2014 г.
В настоящее время значимым в образовательном и воспитательном процессе современной школы является компетентностный подход. В связи с этим изменяются позиции учителя, классного руководителя. Перед ними ставятся задачи формирования компетентностей обучающихся, как необходимого условия их самореализации. Образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности школьников, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение в нем имеют исследовательская деятельность младших школьников.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Данные исследований (А.С.Обухова, А.В.Леонтовича, А.Н. ПоДдьякова, А.И.Савенкова, Н.А. Семеновой) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Проблема организации исследования в школе не нова. Истоки ее рассматривались отечественными и зарубежными педагогами в конце XIX -начале XX в.в.. (Дж. Дьюи, Г.Кершенштейнер, Дж.Брунер, Е.Паркхерст, Б.Райков, М.Скаткин, И.Лернер и др.).Исследовательская деятельность является неотъемлемой часть методики преподавания естественно-научных дисциплин в школе. Тем не менее, в отношении массовой начальной школе вопрос организации исследовательской деятельности остается малоизученным.
В требованиях ФГОС второго поколения ставится задача достижения предметных, мета-предметных и личностных результатов, в том числе исследовательских компетентностей, начиная с начальных классов.
Сегодня возникает противоречие между требованиями к планируемым результатам и готовностью педагогов, руководителей к реализации компетентностного подхода, в том числе и по исследовательской деятельности.
В связи с этим возрастает значимость подготовки младшего школьника к самостоятельной исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).
Именно исследовательская деятельность в рамках урочной и внеурочной работы готовит ребёнка к поиску, позволяет значительно расширить поле исследований детей и приобрести опыт творческого мышления.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1- 4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность
В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциона-льное благополучие детей и взрослых; способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментиро-ванию, опирается на собственный жизненный опыт. Данная программа обусловлена ее методологичес-кой значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
- формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания;
- формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие умения и навыка исследовательского поиска;
- развитие познавательных потребностей, способностей и креативности.
2. Общая характеристика курса
Общая характеристика курса внеурочной деятельности познавательного курса «Я – исследова-тель» направленна на освоение детьми воспитывающей информации (об общественных нормах и цен-ностях, об устройстве общества и основных социальных и нравственных проблемах, о мировой и оте-чественной культуре, о ярких личностях наших предков и современников, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
Приоритетом современного дополнительного образования становится развитие личностных качеств, позволяющие быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнооб-разной деятельности: познавательной, практической, социальной. Особое место отводится таким мето-дам, как проблемно-диалогический, поисковой, проектный, деятельностный. Они обеспечивают реше-ние одной из главных задач дополнительного начального образования – формирование учебной дея-тельности школьников, позиции активного участника процесса познания и самостоятельности в реше-ние учебных задач.
Курс позволяет активизировать знание учащихся в различных областях, интегрирует с образователь-ными программами начального общего образования.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Теоретические и практи-ческие занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Для более успешного усвоения курса необходимо разнообразить формы проведения дополнительных занятий: экскурсии, викторины, занятия-исследования и т.д. Постепенность, последовательность изуче-ния данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в начальной школе.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения курса.
1 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 31 ч. |
внеаудиторные занятия | 35 ч. |
2 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 33 ч. |
внеаудиторные занятия | 35 ч. |
3 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 33 ч. |
внеаудиторные занятия | 34 ч. |
4 класс
формы образовательно – воспитательной деятельности | количество часов |
аудиторные занятия | 34 ч. |
внеаудиторные занятия | 34 ч. |
Внеаудиторные занятия – проведение экскурсий, КВН ов, олимпиад, постановка спектаклей, посе-щение выставок, музеев, непосредственное участие в конкурсном мероприятии (городские программы, конкурсы разного уровня); участие в концертах.
● экскурсия – внеаудиторное занятие, при которой ученики получают знания при непосредственном
наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры,
природные объекты, историко-художественные памятники);
● творческая мастерская – аудиторное занятие (неурочная форма), которая создает условия для вос-
хождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллек-
тивного открытия. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и
осознание закономерностей этой деятельности;
● конференция – аудиторное занятие (неурочная форма) как форма подведения итогов исследова-
тельской и творческой деятельности школьников;
● познавательная лаборатория – аудиторное занятие (неурочная форма), которое используется
для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятель-
ности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база дляспецифической
игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых,
которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике
● кафедра – аудиторное занятие (неурочная форма), направленное на развитие проектной и иссле-
довательской деятельности по предмету или нескольким предметам;
● индивидуальные занятия (консультации) - аудиторное занятие, направленное на развитие
личной образовательной траектории ученика;
● социальные проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских
инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со
взрослыми и детьми;
● клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад,
соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходи-
мой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители
различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
3. Место в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 53 на проектную и исследовательскую деятель-ность в 1 - 4 классах отводится 2 часа в неделю.
Внеурочная программа курса «Я – исследователь» реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с базисным учебным планом.
• в 1 классе — 35 минут;
• во 2—4 классах — 40 минут.
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). В планировании указано определенное количество часов в каждом классе: 1 класс- 66 ч., 2 класс – 68 ч., 3 класс – 68 ч., 4 класс – 68 ч. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 270 ч.
Соответственно программа рассчитана на 270 часов (66 часов в 1 классе, 204 часа – во 2-4 классах).
4. Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Уровни воспитательных результатов ВУД
Уровни воспитательных результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие пози-тивных отношений школьника к базо-вым обществен-ным ценностям | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия |
Познавательная | - познавательные занятия кружка, фа-культатива и т.п., на-правленные на осво-ение детьми воспи-тывающей инфор-мации (об общест-венных нормах и ценностях, об уст-ройстве общества и основных социаль-ных и нравственных проблемах, о миро-вой и отечественной культуре, о ярких личностях наших предков и современ-ников, о социально одобряемых и неодо-бряемых формах по-ведения и т.п.). - познавательные акции (олимпиады, марафоны, конфе-ренции, викторины, экскурсии…), орга-низуемые педагогом для детей. - детские исследова-тельские проекты. - расширить круго-зор учащихся в раз-личных учебных областях; - установить связь между учебной и внеучебной деятель-ности учащихся; - развить логическое мышление и твор-ческие способности учащихся | ||
- развить творческое мышление; -сформировать устойчивую, положитель ную познавательную активность учащихся; - приобщить к самостоятельному и творческому труду -познавательные занятия кружка, факультатива и т.п. духовно-нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.). - познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД. - интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?» и т.п.). - детские исследовательские проекты социальной направленности. | |||
- познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума. - детские исследовательские проекты с элементами социального проектирования. - приобрести опыт исследовательской деятельности; - успешная самореализация в учебной деятельности; - выявить и поддержать одаренных учащихся; - воспитать уверенность в своих силах у учеников, слабоус-певающих; - развить психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчи-вость, самостоятельность в приобретении знаний. |
5. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (66 часов)
Тема1. Что такое исследование? - 3ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема. Как задавать вопросы? – 3 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Тема . Как выбрать тему исследования?3 ч.
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.
Тема. Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). – 2 ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 4ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Тема. Наблюдение как способ выявления проблем. – 3 ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Тема. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.- 3 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тема. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 3 ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Тема. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). – 2ч.
Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 3 ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.- 2ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Тема. Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 3ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Тема. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 5 ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.
Тема. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 5ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Тема. Методика проведения самостоятельных исследований. – 6 ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Тема. Коллективная игра-исследование.- 11 ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Тема. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. – 2 ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема. Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Тема. Анализ исследовательской деятельности.- 3ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.
2 класс (68 часов)
Тема. Что можно исследовать? Формулирование темы - 3 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
Тема. Как задавать вопросы? Банк идей - 3ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема. Тема, предмет, объект исследования – 5ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема. Учимся выдвигать гипотезы - 3 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Тема. Организация исследования(практическое занятие) – 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Тема. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Тема. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -4ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Тема. Сообщение о своих коллекциях – 4 ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Тема. Что такое эксперимент – 2 ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Тема. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 4 ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Тема.Сбор материала для исследования - 2 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема. Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите - 4 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Тема. Как подготовить сообщение - 4 ч.
Сообщение, доклад.Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Тема. Подготовка к защите - 4 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Тема. Индивидуальные консультации - 4 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Тема. Подведение итогов работы - 8 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
3 класс (68 часов)
Тема. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -3ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 3ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 3ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема. Какими могут быть проекты? – 5ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 3ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема. Планирование работы – 3ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 6 ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 6 ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 3 ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема. Анализ прочитанной литературы – 5 ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема. Исследование объектов – 3 ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема. Как сделать сообщение о результатах исследования – 4 ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема. Оформление работы – 4 ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 6 ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема. Мини конференция по итогам собственных исследований – 5 ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема. Анализ исследовательской деятельности – 2 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
4 класс (68 часов)
Содержание занятий.
Тема. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе - 3 ч.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Тема. Культура мышления- 3 ч.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Тема. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии- 3 ч.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Тема. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы – 5 ч.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
Тема. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез – 3 ч.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Тема. Предмет и объект исследования – 3 ч.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Тема. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 6ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Тема. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -6ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Тема. Наблюдение и экспериментирование -3ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Тема. Техника экспериментирования -5ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Тема. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 3ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Тема. Правильное мышление и логика – 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Тема. Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Тема. Что такое парадоксы -4ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Тема. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 4ч.
Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Тема. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -3ч.
Составление плана выступления.
Тема. Защита исследования перед одноклассниками – 5ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Тема. Выступление на школьной НПК – 2ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Тема. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
6. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности обучающихся
1 класс (66 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося |
1-3 | Что такое исследование? | 3 | Понятие «исследователь», «исследование», «открытие», «информация». |
4-6 | Как задавать вопросы? | 3 | Механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы. |
7-9 | Как выбрать тему исследования? | 3 | «Путь исследования»: вопрос, предположение, проверка предположения, вывод. |
10-11 | Экскурсия в библиотеку. «Знакомство с информацион-ными справочниками» | 2 | Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в местный музей. |
12-15 | «Учимся выбирать дополни-тельную литературу» | 4 | Энциклопедия – источник информации. Структура. Поиск информации. |
16-18 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 3 | Представление о наблюдении. Знакомство с приборами наблюдения «лупа» и «микроскоп». |
19-21 | Совместное или самостоятель-ное планирование выполнения практического задания | 3 | Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Учимся выделять главное и второстепенное в тексте. |
22-24 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | 3 | Понятия «причина» и «следствие». Ищем причину, отвечая на вопросы «Почему? Что могло произойти?». Причина может быть одна, а следствий – много. |
25-26 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предложения (гипотезы) | 2 | Знакомство с понятием «гипотеза» через ситуации, задания. Определение гипотезы по внешним при-знакам и опорным словам: может быть, наверное, я думаю, что … Вывод о гипотезе. |
27-29 | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | 3 | Как рождаются гипотезы? Как можно их сформулировать? Признаки и свойства гипотезы. Практическое задание на конструирование гипотез. |
30-31 | Экскурсия как средство стиму-лирования исследовательской деятельности детей | 2 | Что мы знаем об экспериментировании? Как узнать новое с помощью экспериментов? Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага, воздух и др.) План простейшего эксперимента. |
32-34 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 3 | Отбор методов исследования с учётом тематики, проблемы и гипотезы работы. |
35-39 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | 4 | Энциклопедия – источник информации. Поиск информации, составление карточек, составление аннотации. |
40-43 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 4 | Учимся выбирать тему, пути решения и способ представления. |
44-49 | Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. | 6 | Познавательные игры |
50-60 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | 5 | Учимся выбирать пути решения проблемы. Возможные темы: «Защита моей буквы», «Тайна моего имени», «Наши вредные привычки», «Как измерить свой рост?», « Баба Яга – кто она?», «Зачем животным хвосты?», «Жизнь одной горошины». Приветствуются темы по предметам в соответствии школьного учебного плана. |
61-62 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. | 2 | Выполнение практических заданий – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов, представленных в выставке. |
63-66 | Анализ исследовательской деятельности. | 4 | «Путь исследования»: вопрос, предположение, проверка предположения, вывод. |
2 класс (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося |
1-3 | Что можно исследовать? Формулирование темы. | 3 | Уточнение и корректировка детских пред-ставлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. |
4-6 | Как задавать вопросы? Банк идей. | 3 | Механизм «задавания вопросов». Простые и сложные вопросы. |
7-11 | Тема, предмет, объект исследования. | 5 | Что может быть объектом и предметом ис-следования. Тема исследования. |
12-13 | Цели и задачи исследования. | 2 | Как ставится цель исследования? Как ставятся задачи исследования? Чем они отличаются? |
14-16 | Учимся выделять гипотезы. | 3 | Определение гипотезы по внешним признакам и опорным словам: может быть, наверное, я думаю, что … Вывод о гипотезе. |
17-20 | Организация исследования. (практическое занятие.) | 4 | «Путь исследования»: вопрос, предположение, проверка предположения, вывод. |
21-24 | Наблюдение и наблюдатель-ность. Наблюдение как способ выявления проблем. | 4 | Представление о наблюдении. Знакомство с приборами наблюдения |
25-26 | Коллекционирование. | 2 | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция.. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. |
27-30 | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» | 4 | Как собрать информацию и обработать? Сообщение. |
31-34 | Сообщение о своих коллекциях. | 4 | Обсуждение: как правильно спланировать сообщение о своём исследовании? |
35-36 | Что такое эксперимент. | 2 | Что мы знаем об экспериментировании? Как узнать новое с помощью экспериментов? Проведение экспериментов с доступными объектами. |
37-40 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | 4 | План простейшего эксперимента. |
41-42 | Сбор материала для исследования. | 2 | Учимся выбирать те-му, пути решения и способ представления. Учимся делать выводы. |
43-44 | Обобщение полученных данных. | 2 | Что такое обобщение. Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. |
45-48 | Как подготовить результат исследования. | 4 | Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. |
49-52 | Как подготовить сообщение. | 4 | “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по задан-ному алгоритму” и др. |
53-56 | Подготовка к защите. (практическое занятие.) | 4 | Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. |
57-60 | Индивидуальная консультация. | 4 | Проводятся педагогом для учащихся и роди-телей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Под-готовка детских работ к публичной защите. |
61-68 | Подведение итогов. Защита. | 8 | Формы представления работы (простое сооб-щение). Способы представления работы (мини-отчёт, семинар, мини-конференция, стендовая -имедийная презентация. «Вопросы и ответы». |
3 класс (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося |
1-3 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. | 3 | Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны |
4-6 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. | 3 | Беседа о самых интересных открытиях. Что можно исследовать? Формулирование темы. |
7-9 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) | 3 | Работа в команде. Распределение ролей: ис-следователь, творец, помощник, организатор, докладчик. |
10-14 | Какими могут быть проекты? | 5 | Можно ли исследовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения? |
15-17 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. | 3 | Как рождаются цели, задачи исследования, гипотезы? Как можно их сформулировать? Признаки и свойства гипотезы. Практическое задание на конструирование гипотез. |
18-20 | Планирование работы. | 3 | Учимся планировать свою работу |
21-26 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. | 6 | Проводится экскурсия, в процессе которой группы учащихся нацелены на выполнение конкретного задания, эксперемента. |
27-32 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 6 | Наблюдения, эксперименты, опрос и т.д. |
33-35 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 3 | Как найти информацию с помощью Интернета. Работа со справочной литературой. |
36-40 | Анализ прочитанной литературы. | 5 | Поиск литературы: учебной, справочно-инфор-мационной, научной. Виды фиксирования информации: умение составлять план; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги. |
41-43 | Исследование объектов. | 3 | Характеристика понятий объекта исследования. Обоснование актуальности выбора объекта исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков. |
44-45 | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. | 2 | Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. |
46-47 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. | 2 | Как высказывать суждения, правильные и ошибочные. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования, с умозаключением. |
48-51 | Как сделать сообщение о результатах исследования | 4 | Практические задания по проектированию и представлению итогов работы, по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Составление плана своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». |
52-55 | Оформление работы. | 4 | Презентация работы. Простая таблица, схема, диаграмма. |
56-61 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 6 | Оформление презентации. Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграмммы. |
62-66 | Мини конференция по итогам собственных исследований | 5 | Защита своей мини исследовательской работы, проекта. |
67-68 | Анализ исследовательской деятельности. | 2 | Учимся анализировать тему, пути решения проблемы, форму и способы представления работы. |
4 класс (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащегося |
1-3 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. | 3 | Понятия выражающие целеполагание и содержание сущности процесса учения |
4-6 | Культура мышления. | 3 | Культура мышления как определенный уровень развития способности человека |
7-9 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. | 3 | Умение выявлять проблему, находить и оценивать способы их разрешения. Аналогии - это один из методов изучения явлений. |
10-14 | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. | 5 | Выбор и уточнение темы исследования, выявление проблемы, противоречивые подходы и рекомендации в теории. |
15-17 | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. | 3 | Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. |
18-20 | Предмет и объект исследования. | 3 | Объект исследования – “поле” научных по-исков. Соответствие цели и задач теме ис-следования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. |
21-26 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. | 6 | Понятия: источник, литература. Фактический материал, в кото-ром очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, не-обходимых для исследования. |
27-32 | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. | 6 | Отбор методов исследования с учётом тематики, проблемы и гипотезы работы. |
33-35 | Наблюдение и экспериментирование. | 3 | Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. |
36-40 | Техника экспериментирования | 5 | Планировать эксперимент. Находить новое с помощью эксперимента |
41-43 | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. | 3 | Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений |
44-45 | Правильное мышление и логика. | 2 | Наука о «правильном мышлении», как об «искусстве», процессе мышления: о логичном и нелогичном мышлении. |
46-47 | Что такое парадоксы | 2 | Выявление ситуации, которые в реальности существует, однако логическому объяснению не поддается. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений. |
48-51 | Обработка и анализ всех полученных данных. | 4 | Понятие и оценка необходимости в статистической обработке и анализе полученных данных. |
52-55 | Работа в компьютерном классе. | 4 | Оформление презентации. Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. |
56-58 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | 3 | Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. |
59-63 | Защита исследования перед одноклассниками. | 5 | Защитная речь. Принципы и правила её на-писания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования. |
64-65 | Выступление на школьной НПК. | 2 | Учимся работать над проектом, выступать и защищать свои работы |
66-68 | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 2 | Учимся анализировать тему, пути решения проблемы, форму и способы представления работы. |
7. Описание материально-технического обеспечения курса
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" для учащихся 3-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности «Мы исследователи" предназначена для обучающихся 3- 4 классов, интересующихся исследовательской деятельностью. Она явл...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 1-4 кл. 2016-2017г.
"Я - исследователь". Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мы исследователи" составлена для 4 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я исследователь"
Разработана программа по курсу внеурочной деятельности "Я исследователь" 1-4 классы...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я-исследователь"
В содержании курса "Я-исследователь" большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде, происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентнос...