Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 3 класса "Я-исследователь"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей (Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём) – М.: РОСТ, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_3_klassa_ya-issledovatel.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для третьего класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей (Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём) – М.: РОСТ, 2011.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика курса
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей начальной школы. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Работа ведется в специальных тетрадях. Задания направлены на расширение кругозора и обогащение словарного запаса новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана в 3 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания программы
Занятия помогут развить следующие ценностные ориентиры:
-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
-Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
-Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
-Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
-Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
-Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
-Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
-Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
-Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
-Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. В 3 классе формируются результаты второго и частично третьего уровня.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Содержание курса
№ | Раздел | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | ||
1 | Узнаём | 6 | 5 | 11 |
2 | Исследуем | 1 | 5 | 6 |
3 | Творим | 4 | 7 | 11 |
4 | Представляем | 1 | 5 | 6 |
Итого | 12 | 22 | 34 |
Узнаём
Совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
Исследуем
Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Знакомство с понятиями исследовательской деятельности.
Творим
Формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
Представляем
Формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Формы организации
-беседа,
-игра,
-практическая работа,
-эксперимент,
-наблюдение,
-экспресс-исследование,
-коллективные исследования,
-защита проектных и исследовательских работ.
-консультация.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Печатная литература:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015 /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Цифровые образовательные ресурсы:
Оборудование:
Телевизор.
DVD-проигрыватель.
Компьютер.
Презентации.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
Магнитная доска
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятий | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Хобби. Этапы работы над проектом. | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби». Работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Повторить этапы работы над учебным проектом. Уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала. Решение проблемы. | Участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «проблема», «проект», «тема». Видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. | ||
3 | Выбор темы твоего исследования. Гипотеза. Решение задачи. | Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. Инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта. | ||
4 | Требования к паспорту проекта. | Запоминать толкование понятия «паспорт проекта». Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать устные и письменные сообщения. | ||
5 | Составление паспорта проекта. Практические занятия. | Запоминать толкование понятия «паспорт проекта». Составлять паспорт проекта, готовиться к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией). Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя. | ||
6 | Требования к составлению анкет для проекта. | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Составлять вопросы для анкеты. | ||
7 | Анкетирование. | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Составлять вопросы для анкеты. | ||
8 | Постер. Требования к созданию постера. | Запоминать толкование нового понятия «постер». Знакомиться с требованиями к постеру и условиями размещения материала на постере. Создавать устные и письменные сообщения. | ||
9 | Практические занятия. Создание мини-постера. | Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. | ||
10 | Практические занятия. Создание мини-постера. | Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. | ||
11 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. | ||
12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. | ||
13 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. | Изучать и осваивать возможности программы МРР. Пробовать вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы. | ||
14 | Программа ММР. Анимация. | Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде. | ||
15 | Программа ММР. Анимация. | Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде. | ||
16 | Программа ММР. Анимация. | Работать в программе МРР. Настраивать анимацию на слайде. | ||
17 | Программа ММР. Дизайн. | Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. | ||
18 | Программа ММР. Дизайн. | Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. | ||
19 | Программа ММР. Дизайн. | Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Находить ошибки в готовой презентации и исправлять их. | ||
20 | Работа с фотографией на слайдах. | Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка». Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point. | ||
21 | Работа с фотографией на слайдах. | Работать с командами «Обрезка» и «Границы рисунка». Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point. | ||
22 | Требования к компьютерной презентации. | Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. | ||
23 | Требования к компьютерной презентации. | Знакомиться с требованиями к составлению компьютерной презентации. Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. | ||
24 | Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. | Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. | ||
25 | Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР. | Изучать и осваивать возможности программы Microsoft Power Point, творчески подходить к созданию вещи. | ||
26 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | Познакомить с мини-сообщениями детей подготовленными дома, творческой работой «Моя презентация». | ||
27 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | Познакомить с мини-сообщениями детей подготовленными дома, творческой работой «Моя презентация».. | ||
28 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. | Познакомить с мини-сообщениями детей подготовленными дома, творческой работой «Моя презентация». | ||
29 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. | Познакомиться со смыслом нового понятия «выступление». Отбирать информацию для семиминутного выступления по предложенному плану. Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта. | ||
30 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. | Познакомиться со смыслом нового понятия «выступление». Отбирать информацию для семиминутного выступления по предложенному плану. Создавать папку проекта, выделять нужную информацию и отсеивать лишние данные, формировать умения брать интервью и создавать визитку проекта. | ||
31 | Тесты. Самоанализ. Рефлексия. | Самостоятельно работать с последующей самопроверкой проверкой, уметь оценивать свою работу и видеть в ней пробелы, развивать самокритику. Подводить итоги своей работы. | ||
32 | Твои впечатления от работы над проектом. | Оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы. | ||
33 | Пожелания будущим проектантам. Благодарности. | Высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам Активно участвовать в играх. | ||
34 | Советы на лето от Мудрого дельфина. | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
ПРоектная деятельность...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» ...