факультативная работа
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Т. Н. Зырянова
«_____» ______________ 2017 г.
___________________________
Рабочая программа по факультативному курсу
«Я - исследователь»
(начальное общее образование)
2017 – 2018 учебный год
Разработчик:
Евдокимова Ирина Петровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Протокол № ____ от «____»_________2017 г. | Принята на педсовете Протокол № _____ от «___»________2017 г. |
2. Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего(от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова».
- программы формирования универсальных учебных действий Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»
- учебного плана начального общего образования;
- плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- авторской программы «Я - исследователь», Савенков А. И. (сборник программ внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова: составитель Е. Н. Петрова. – 2012 год)
- положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Основными задачами данного курса являются:
- развитие познавательных потребностей младших школьников;
- обучение младших школьников знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
- формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место курса в учебном плане и плане внеурочной деятельности
Факультативный курс «Я - исследователь» в 4 классе является составной частью учебного плана внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Общее количество часов в 4 классе – 34 часа. В 1-3 классах данный внеурочный курс является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление).
План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО.
На изучение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю во 2- 3 классах, в первом классе 0,5 часа. Общее количество часов в год – 34 (во 2 - 4 классах), в 1классе – 17 часов.
Класс | Количество часов |
1 класс | 17 часов |
2 класс | 34 часа |
3 класс | 34 часа |
4 класс | 34 часа |
Учебно – методический комплект:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
Изменения в авторскую программу не внесены во 2- 4 классах. В 1 классе в авторскую программу внесены изменения. Реализация курса в первом классе имеет пропедевтический характер. Все разделы авторской программы сохранены, но количество часов уменьшено. Содержание раздела сохранено, но будет представлено укрупнёнными блоками с акцентированием внимания на практическую деятельность.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и факультативного курса
Личностные качества:
- знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- ценит культурные и исторические памятники посёлка;
- уважает другие народы России;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения.
Регулятивные УУД:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использует коммуникативные речевые средства для решения коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание используя средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения;
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Предметные результаты:
Обучающиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
4. Содержание факультативного курса
(Я - исследователь)
2017 - 2018 учебный год
Раздел | Содержание раздела | Общее количество часов | В том числе | Форма организации деятельности | Виды деятельности | |
Теория | Практика | |||||
1. Тренинг исследовательских способностей | Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы). Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в группе. Практическое занятие «Проведение экспериментов». Знакомство с понятием «Интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Практические занятия на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование, определение понятий. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практическое занятие по тренировке умения задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Занятие, на котором учащиеся могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей. | 10 | 4 | 6 |
|
|
2.Самостоятельная исследовательская практика | Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. Методика проведения коллективных игр – исследований, разработка собственного сценария. Занятие, на котором желающие могут представить результаты и предварительную защиту собственных работ. Подготовка детских работ к публичной защите. Индивидуальная работа с учащимися. | 16 | 3 | 13 |
|
|
3.Мониторинг исследовательской деятельности | Слушание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов. | 8 | 4 | 4 |
|
|
- Тематическое планирование факультативного курса «Я - исследователь»
2017 - 2018 учебный год
№ п/п | Тема | Дата прохождения | |
План (среда) | Факт | ||
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (10 часов) | |||
Первая четверть | |||
1 | Культура мышления | 6.09 | |
2 | Методы исследования | 13.09 | |
3 | Научная теория | 20.09 | |
4 | Научное прогнозирование | 27.09 | |
5 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования | 4.10 | |
6 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 11.10 | |
7 | Ассоциация и аналогии | 18.10 | |
8 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 25.10 | |
9 | Умение выявлять проблемы | 1.11 | |
Вторая четверть | |||
10 | Как подготовиться к защите | 15.11 | |
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (16 часов) | |||
11 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 23.11 | |
12 | Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований | 29.11 | |
13 | Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований | 6.12 | |
14 | Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований | 13.12 | |
15 | Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований | 20.12 | |
16 | Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований | 27.12 | |
Третья четверть | |||
17 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 17.01 | |
18 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 24.01 | |
19 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 31.01 | |
20 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 7.02 | |
21 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 14.02 | |
22 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 21.02 | |
23 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 28.02 | |
24 | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | 7.03 | |
25 | Семинар на тему «Исследовательская работа» | 14.03 | |
26 | Семинар на тему «Творческий проект» | 21.03 | |
Раздел 3. Мониторинг - (8 часов) | |||
Четвёртая четверть | |||
27 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей | 4.04 | |
28 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей | 11.04 | |
29 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей | 18.04 | |
30 | Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей | 25.04 | |
31 | Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы | 16.05 | |
32 | Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы | 23.05 | |
33 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | 28.05 | |
34 | Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
презентация для факультативной работы
"Самый умный"...
Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...
Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»
В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...
факультативная работа
факультативы...