Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»
элективный курс по русскому языку (4 класс) на тему

Анохина Юлия Леонидовна

В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится интересная и очень необычная учебно-занимательная таблица "Путь к слову". Таблица основана на современных лингвистических знаниях, показывает, как «ведет» себя слово в том или ином разделе языкознания. Таблица эта – план рассуждения,  «портрет» слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master_klass-anohina_yu.l.ppt680 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС Анохиной Юлии Леонидовны, учителя начальных классов МОУ «СОШ № 7» по теме «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»

Слайд 2

Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела важны? дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. Марк Лисянский

Слайд 3

ВСТУПЛЕНИЕ В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится интересная и очень необычная учебно-занимательная таблица «ПУТЬ К СЛОВУ»

Слайд 5

Таблица основана на современных лингвистических знаниях, показывает, как «ведет» себя слово в том или ином разделе языкознания. Таблица эта – план рассуждения, «портрет» слова. Методический прием: от слова – к тексту.

Слайд 6

ЦЕЛИ: Сознательно обогатить словарь учащихся. Приобщить к работе с разными типами словарей. Усвоить орфоэпические, орфографические, лексические, словообразовательные нормы литературного языка. Превратить самостоятельное слово в целый авторский текст.

Слайд 7

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В работе с таблицей реализуется положения концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,В.В.Репкина об учебной деятельности, об обобщении учебного материала

Слайд 8

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ: Разговорить учащихся, вызвать на доверительный разговор – обсуждение; расширить представление детей о слове с позиций формально-грамматических и с точки зрения нравственного смысла; закрепить практические умения и навыки работы с учебной таблицей «Душа Слова»; развивать детское речевое творчество.

Слайд 9

Тип урока Обобщение изучаемых разделов науки о языке с помощью учебно-занимательной таблицы, которая представляет собой Укрупнённую Дидактическую Единицу.

Слайд 10

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Более четко организует мыслительную деятельность учащихся работа с таблицей. 2. Обеспечивает осознанные, прочные и системные знания. 3. Помогает избежать учебной перегрузки. 4. Формирует интерес к семантике слова, развивает языковое чутье.

Слайд 11

СИСТЕМА РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ 1 часть таблицы: (1-5 ступеньки) характеристика слова в языковой системе. Работают под руководством учителя 10-15 минут. 2 часть таблицы: (6-10 ступеньки) Описание слова с нравственно-эстетической, человеческой точки зрения. Именно 2 часть развивает речевую интуицию и детское творчество. Выполняется самостоятельно 25-30 минут. Сочинение мини-текстов. Защита учащимися своих работ (тема, идея, тип текста, стиль речи) Анализ учителем детских работ. Общий вывод учителя, заключительные слова.

Слайд 12

Как «очеловечить» лексико-орфографическую работу? Очень просто. Почувствовать вкус СЛОВА! Чтобы его почувствовать по-настоящему, необходимо хорошо ЗНАТЬ его ЛЕТОПИСЬ РОСТА, т.е.охарактеризовать с точки зрения основных особенностей изучения разделов языкознания, определить ДУШУ, ХАРАКТЕР слова, ПРЕОДОЛЕТЬ ПУТЬ от его произнесения до включения в авторский текст.

Слайд 13

Посмотрим на таблицу «ДУША СЛОВА» в действии. Как с ее помощью строится урок? Занятие это является итогом, закреплением программного материала. Ему предшествовала большая подготовительная работа.

Слайд 14

Мало видеть слово. Надо точно Знать какая есть у слова почва, Как росло оно и крепчало, Как его звучало зазвучало, Чем должно набухнуть и налиться, Прежде чем в названье превратиться, В званье, в имя или кличку просто… Прелесть слова – в летописи роста. Юлиан Тувим

Слайд 15

1 ступенька «Графика»: Древняя пословица права: Да, язык великое богатство. Только надо записать слова, А не то бесследно разлетятся . Т.Молдо правильно пишу и произношу.

Слайд 16

2 ступенька «Фонетика»: Оттенков множество в себе тая, Звучание не больше, чем одёжа… У каждого из слов душа своя, На душу говорящего похожа . Д.Кугультинов запись фонетического слова, определяю качество и количество звуков. Делаю это с помощью приема «Учебное моделирование»

Слайд 17

3 ступенька «Лексикология»: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». С.Маршак Проникаю в Тайну, лексическое значение слова, запись всех ЛЗ.

Слайд 18

4 ступенька «Лексикология» «Слова, дружище, это – как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево!» М.Горький Определяю и записываю слово по количеству ЛЗ, по происхождению, по употреблению.

Слайд 19

5 ступенька «Морфемика и словообразование» “ Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня (…), приставки, заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении…Про такого человека говорят, что он знает язык до корня. ” Н.Асеев Выделяю части (морфемы) слова, ищу слова-родственники, «родовое гнездо».

Слайд 20

6 ступенька «Душа слова» «Душа (общеславянское) – внутренний мир человека, его сознание» Из Толкового словаря В.Даля Его характер: слова бывают с положительным» и «отрицательным» знаком, бывают и нейтрально окрашенные. Используем в работе Синонимы, Эпитеты. Художественные определения. Прием: друзья-враги слова.

Слайд 21

7 ступенька «Слово и рифма» «Слово подобно мешку: оно принимает форму того, что в него вкладывают». Альбер Камю Придумайте слова или словосочетания – рифмы. Из них составьте свои маленькие стихотворения или четверостишия.

Слайд 22

8 ступенька «Слово и образ» «Чувства – окраска мысли. Без них наши мысли и слова, простые, сухие, безжизненные контуры, но не картины». Николай Щелгунов Учащиеся знакомы с одним из изобразительных средств языка – сравнением. Мы живем и все время сравниваем все вокруг нас. А с чем можно сравнить слово? Это задание особенно любят «лирики» с особо чутким образным мышлением, т.к. воображение – это первая ступень к творчеству, индивидуальности учащихся.

Слайд 23

9 ступенька «Слово – магнит» На этом приёме строится вся система творческой работы со словом. Так как все слова имеют свой знак «+» или «-», то все они могут притягиваться или отталкивать от себя слово-магнит. Образуется лексическое «магнитное поле» слов, которое зависит от типа мышления, уровня речевого развития, воображения, степени эмоциональности, опыта жизни ребенка. Это не просто набор слов, а основной речевой “ строительный ” материал для написания текста. Прием служит обогащению словарного запаса жизненно необходимыми понятиями нравственной тематики мировоззренческого характера и готовит учащихся к дальнейшему углубленному литературоведческому анализу текста. Этот прием логически завершает «Путь к слову»

Слайд 24

Именно сейчас одиночное слово через мыслительную творческую деятельность учащихся приобретает конкретный смысл в структуре отдельных слов, потом словосочетаний, отдельных предложений и, наконец, целого текста.

Слайд 25

Каждое слово имеет свой вкус. Одни слова – горьки, как полынь. Другие – слаще абхазских дынь. Те свежестью радуют нас особенной, А эти – давно набили оскомину. Есть слова, как приправы у горцев. А есть и такие слова; Что морской воды солоней и горше. Есть и безвкусные, как трава. Всякие есть у людей слова. Я вечный должник у всех этих слов. Когда их роняю в шеренги стихов. И я постоянно в ответе за их – Я их повелитель и вечный должник. Юрий Синицын

Слайд 26

10 ступенька «Авторский текст» Создаются мини - работы, которые зависят от настроения, чувств, интуиции, фантазии каждого ребенка, сочинительство по опорным словам. После окончания самостоятельной творческой работы по таблице происходит защита мини-текстов. Юный автор сообщает тему, формулирует идею, определяет тип и стиль речи.

Слайд 27

Общий вывод, итоги Отталкиваясь от идейной направленности детских работ учитель делает общий вывод. “ Слово-дело великое. Великое потому, что оно есть могущественнейшее средство единения людей. Так соединили и соединяют людей слова великих учителей мира-Христа и других. Но слово может быть и орудием зла, когда оно не соединяет, а разъединяет людей. Может быть и оскорблением того, кто их произносит, когда оно употребляется для сквернословия или коверкования языка безобразными стихами. И потому со словом надо обращаться с уважением к этому великому человеческому свойству и говорить только то, что нужно, и во всех случаях стараясь сказать это, как можно проще и яснее, не стесняясь умышленно размером, рифмой. ” Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД на занятиях по надпредметному курсу «Мир деятельности». Тема «Учимся дружно. Работа в парах» (1-ый класс)

Человек живёт в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные...

ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВ ИЗ СЛОВАРЯ.

Эта работа о приемах и методах изучения и запоминания словарных слов на уроках русского языка....

РОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ Факультативное занятие , 1 класс Тема: В гостях у страны Словарии.

Цели и задачи занятия 1. Научить детей обобщать предметы по главному признаку.2. Формировать мыслительную деятельность учащихся на основе классификации предметов.3. Работать над формированием арт...

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

статья "Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии в классе "Особый ребенок"

В данной статье раскрываются приоритетные направления работы в классе "Особый ребенок" и основные принципы организации индивидуальной работы на фронтальном занятии....

Статья «Лексико – орфографические упражнения»

Статья «Лексико – орфографические упражнения»...

Статья "Лексико орфографические упражнения"

Основные виды орфографических упражнений.Критерии выбора и методика проведения. К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:списывание; диктант; орфографический разбор;свобо...