факультативная работа
рабочая программа (4 класс) на тему

Ирина Петровна Евдокимова

факультативы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_2017-2018_g._i._p._evdokimova.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»

                                                                                                  «Утверждаю»

Директор школы Т. Н. Зырянова

   «_____» ______________ 2017 г.

___________________________

Рабочая программа по  факультативному курсу

«Работа с текстом»

(начальное общее образование)

                                                                            на 2017 – 2018  учебные годы

                                                                                            Разработчик:

                                                                                                                        Евдокимова Ирина Петровна,

                                                                                                                      учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Обсуждена  и согласована  на МО

Протокол № ____ от «____»_________2017 г.

Принята на педсовете

Протокол  № _____ от  «___»________2017 г.

2. Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
  • основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • учебного плана начального общего образования;
  • плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
  • авторской программы курса  «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В. Г. Белинского, Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А.Климовой, Н. С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
  • положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей: 

  • способствовать  прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
  • совершенствовать навыки лингвистического анализа;
  • повышать уровень языкового развития младших школьников;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку;
  • развивать интеллектуальные способности младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Место факультативного курса в учебном плане:

Внеурочный курс «Работа с текстом» является составной частью учебного плана (в части, формируемой участниками образовательных отношений) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».

Учебно – методический комплект:

  •  учебно-методическое пособие курса «Речь» Т. Н. Соколова.

Изменения в авторскую программу не внесены.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.

При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования

следующих личностных качеств:

  • осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
  • уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважает ценности семьи;
  • бережно относится к родной природе;
  • выполняет нормы и требования школьной жизни;
  • выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • принимает  новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию;
  • положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
  • положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования         следующих регулятивных результатов:

  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
  • осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
  • вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
  • использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
  • выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:

  • осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществляет  запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
  • строит сообщения в устной и письменной форме;
  • владеет основами смыслового  восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществляет  анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществляет  синтез как составление целого из частей;
  • проводит  сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом произведении;
  • устанавливает аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:

  • адекватно использует коммуникативные речевые средства для решения  коммуникативных задач;
  • строит  монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеет диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе,  средства и инструменты ИКТ;
  • допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения , и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулирует собственное мнение и позицию;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • может задать вопросы на понимание позиции партнёров и контролирует действия партнёра.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У четвероклассников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Четвероклассник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Четвероклассник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Четвероклассник  получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном тексте.

Работа с текстом: оценка информации

Четвероклассник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих предметных знаний:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.

4.  Содержание факультативного курса  

«Работа с текстом»

2017 – 2018  учебный год

Раздел

Содержание

раздела

Общее количество

часов

В том числе

(часы)

Форма

организации деятельности

Виды  деятельности

Раздел 1.

«Слово»

Многозначные слова.

Омонимы, омоформы,  омофоны.

Фразеологизмы.

Сравнения.

Олицетворение.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

Откуда приходят слова.

Этимология.

Как тебя зовут?

Наши фамилии.

Топонимы.

Устаревшие слова.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

16

7

9

   - интеллектуальные игры,  

     викторины;

   - групповые беседы о

    прочитанном произведении,

     культуре, нравственности,

     морально-этических нормах;

   - познавательные занятия;

   - написание мини-сочинений и

     отзывов о прочитанном

     произведении;

   -детские исследовательские

     проекты.

-игровая деятельность;

-познавательная деятельность;

-проблемно-ценностное общение.

Раздел 2

«Текст»

Типы текстов.

Темы текстов.

Опорные слова.

Связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте.

Параллельная связь предложений в тексте.

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

Единый временной план текста.

12

6

6

 -интеллектуальные игры,

 викторины;

-групповые беседы о

 прочитанном произведении,

 культуре, нравственности,

морально-этических нормах;

- познавательные занятия;

- написание мини-сочинений

 и отзывов о прочитанном

 произведении;

-детские исследовательские

 проекты.

  -игровая деятельность;

 -познавательная деятельность;

 -проблемно-ценностное общение;

Раздел 3

«Стили речи»

Стили речи.

Культура общения.

Научный стиль.

Словари.

Проверь себя.

6

4

2

 -интеллектуальные игры,  

викторины;

-групповые беседы о

прочитанном произведении,

культуре, нравственности,

морально-этических нормах;

- познавательные занятия;

- написание мини-сочинений;

     -детские исследовательские

      проекты.

  -игровая  деятельность;

  -познавательная деятельность;

  -проблемно-ценностное общение;

5. Тематическое планирование факультативного курса

«Работа с текстом»

2017 -2018  учебный год

п/п

Тема

Количество часов

план

(суббота)

факт

Раздел 1.

«Слово» - (16 часов)

Первая четверть

1.

Многозначные слова.

2.09

2.

Омонимы, омоформы омофоны.

9.09

3.

Фразеологизмы.

16.09

4.

Сравнения.

23.09

5.

Олицетворение.

30.09

6.

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

7.10

7.

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

14.10

8.

Откуда приходят слова.

21.10

9.

Этимология.

28.10

Вторая четверть

10.

Как тебя зовут?

18.11

11.

Как тебя зовут?

25.11

12.

Наши фамилии.

2.12

13.

Топонимы.

9.12

14.

Устаревшие слова.

16.12

15.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

23.12

Третья четверть

16.

Проверь себя: «Слово»

13.01

Раздел 2.

 «Текст»  (12 часов)

17./ 1

Типы текстов.

20.01

18./ 2

Темы текстов. Опорные слова.

27.01

19./ 3

Связь предложений в тексте.

3.02

20./ 4

Цепная связь предложений в тексте.

10.01

21./ 5

Цепная связь предложений в тексте.

17.02

22./ 6

Параллельная связь предложений в тексте.

24.02

23./ 7

Параллельная связь предложений в тексте.

3.03

24./ 8

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

10.3

25./ 9

Единый временной план текста.

17.03

Четвёртая четверть

26./ 10

Единый временной план текста.

7.04

27./ 11

Единый временной план текста.

14.04

28./ 12

Проверь себя: «Текст»

21.04

Раздел 3.

«Стили речи»   (6 часов)

29./ 1

Стили речи.

28.04

30./ 2

Стили речи.

5.05

31./ 3

Культура общения.

12.05

32./ 4

Научный стиль.

19.05

33./ 5

Словари.

26.05

34./ 6

Проверь себя: «Стили речи»

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»

Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....

Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"

Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»

В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...