факультативная работа
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Т. Н. Зырянова
«_____» ______________ 2017 г.
___________________________
Рабочая программа по факультативному курсу
«Работа с текстом»
(начальное общее образование)
на 2017 – 2018 учебные годы
Разработчик:
Евдокимова Ирина Петровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Протокол № ____ от «____»_________2017 г. | Принята на педсовете Протокол № _____ от «___»________2017 г. |
2. Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- учебного плана начального общего образования;
- плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- авторской программы курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В. Г. Белинского, Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А.Климовой, Н. С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
- положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
- способствовать прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития младших школьников;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- развивать интеллектуальные способности младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Место факультативного курса в учебном плане:
Внеурочный курс «Работа с текстом» является составной частью учебного плана (в части, формируемой участниками образовательных отношений) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
Учебно – методический комплект:
- учебно-методическое пособие курса «Речь» Т. Н. Соколова.
Изменения в авторскую программу не внесены.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса.
При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования
следующих личностных качеств:
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- уважает ценности семьи;
- бережно относится к родной природе;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных результатов:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих познавательных результатов:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом произведении;
- устанавливает аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных результатов:
- адекватно использует коммуникативные речевые средства для решения коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения , и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров и контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У четвероклассников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Четвероклассник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Четвероклассник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном тексте.
Работа с текстом: оценка информации
Четвероклассник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
При изучении факультативного курса «Работа с текстом» будут созданы условия для формирования следующих предметных знаний:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.
4. Содержание факультативного курса
«Работа с текстом»
2017 – 2018 учебный год
Раздел | Содержание раздела | Общее количество часов | В том числе (часы) | Форма организации деятельности | Виды деятельности | |
Раздел 1. «Слово» | Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны. Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Откуда приходят слова. Этимология. Как тебя зовут? Наши фамилии. Топонимы. Устаревшие слова. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 16 | 7 | 9 | - интеллектуальные игры, викторины; - групповые беседы о прочитанном произведении, культуре, нравственности, морально-этических нормах; - познавательные занятия; - написание мини-сочинений и отзывов о прочитанном произведении; -детские исследовательские проекты. | -игровая деятельность; -познавательная деятельность; -проблемно-ценностное общение. |
Раздел 2 «Текст» | Типы текстов. Темы текстов. Опорные слова. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Единый временной план текста. | 12 | 6 | 6 | -интеллектуальные игры, викторины; -групповые беседы о прочитанном произведении, культуре, нравственности, морально-этических нормах; - познавательные занятия; - написание мини-сочинений и отзывов о прочитанном произведении; -детские исследовательские проекты. | -игровая деятельность; -познавательная деятельность; -проблемно-ценностное общение; |
Раздел 3 «Стили речи» | Стили речи. Культура общения. Научный стиль. Словари. Проверь себя. | 6 | 4 | 2 | -интеллектуальные игры, викторины; -групповые беседы о прочитанном произведении, культуре, нравственности, морально-этических нормах; - познавательные занятия; - написание мини-сочинений; -детские исследовательские проекты. | -игровая деятельность; -познавательная деятельность; -проблемно-ценностное общение; |
5. Тематическое планирование факультативного курса
«Работа с текстом»
2017 -2018 учебный год
№ п/п | Тема | Количество часов | |
план (суббота) | факт | ||
Раздел 1. «Слово» - (16 часов) | |||
Первая четверть | |||
1. | Многозначные слова. | 2.09 | |
2. | Омонимы, омоформы омофоны. | 9.09 | |
3. | Фразеологизмы. | 16.09 | |
4. | Сравнения. | 23.09 | |
5. | Олицетворение. | 30.09 | |
6. | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 7.10 | |
7. | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 14.10 | |
8. | Откуда приходят слова. | 21.10 | |
9. | Этимология. | 28.10 | |
Вторая четверть | |||
10. | Как тебя зовут? | 18.11 | |
11. | Как тебя зовут? | 25.11 | |
12. | Наши фамилии. | 2.12 | |
13. | Топонимы. | 9.12 | |
14. | Устаревшие слова. | 16.12 | |
15. | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри». | 23.12 | |
Третья четверть | |||
16. | Проверь себя: «Слово» | 13.01 | |
Раздел 2. «Текст» (12 часов) | |||
17./ 1 | Типы текстов. | 20.01 | |
18./ 2 | Темы текстов. Опорные слова. | 27.01 | |
19./ 3 | Связь предложений в тексте. | 3.02 | |
20./ 4 | Цепная связь предложений в тексте. | 10.01 | |
21./ 5 | Цепная связь предложений в тексте. | 17.02 | |
22./ 6 | Параллельная связь предложений в тексте. | 24.02 | |
23./ 7 | Параллельная связь предложений в тексте. | 3.03 | |
24./ 8 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 10.3 | |
25./ 9 | Единый временной план текста. | 17.03 | |
Четвёртая четверть | |||
26./ 10 | Единый временной план текста. | 7.04 | |
27./ 11 | Единый временной план текста. | 14.04 | |
28./ 12 | Проверь себя: «Текст» | 21.04 | |
Раздел 3. «Стили речи» (6 часов) | |||
29./ 1 | Стили речи. | 28.04 | |
30./ 2 | Стили речи. | 5.05 | |
31./ 3 | Культура общения. | 12.05 | |
32./ 4 | Научный стиль. | 19.05 | |
33./ 5 | Словари. | 26.05 | |
34./ 6 | Проверь себя: «Стили речи» | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....
Авторская программа факультативного курса "Пишем без ошибок"
Программа по курсу "Пишем без ошибок" представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уров...
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
презентация для факультативной работы
"Самый умный"...
Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...
Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»
В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...
факультативная работа
факультатив...