Рабочая программа внеурочной деятельности. Экологический практикум "Росток", 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Новикова Марина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ӏ. Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные и  метапредметные и предметные  результаты освоения программы

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

- в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека;

- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений;

- в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Прогнозируемые результаты

        Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах  отношения к природе; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

        Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе.

        Результаты третьего уровня(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта волонтёрской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Содержание

1

Первые шаги по тропинке открытий

  • работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
  • использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
  • вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
  • применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
  • выполнять измерения различных величин (на примере массы и температуры);
  • составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).

1.1

Готовимся наблюдать и изучать

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

1.2

Какие качества необходимы юному исследователю

Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.

1.3

Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

1.4

Десять заповедей друзей леса. Рисуем впечатления.

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

2

Природа в наших ощущениях

  • изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
  • проводить наблюдения за природными объектами;
  • работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
  • изготавливать простейшие модели приборов;
  • составлять описание объекта изучения;
  • выражать свои эмоции и чувства, возникающие во время общения с природой, с помощью художественного слова, рисунка, малых пластических форм и т.п.;
  • оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

2.1

Как мы воспринимаем окружающий мир.

Тренируем органы чувств

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром.

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2.2

Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

2.3

Что такое гармония?

Рисуем впечатления

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.

2.4

Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

2.5

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

2.6

Игра «Давайте познакомимся» Рисуем впечатления

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.

2.7

Энциклопедии о природе. Рисуем впечатления.

3

Геометрия живой природы        

  • выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
  • соотносить форму и свойства различных природных объектов;
  • выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
  • применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
  • устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды.

3.1

Что такое симметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).

3.2

Лучевая симметрия

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

3.3

Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

3.4

Такие разные листья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

3.5

Различаем деревья по кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

3.6

О кронах, густых и ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).

3.7

Организм и среда обитания. Рисуем впечатления

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

4

Природа и её обитатели

  • планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
  • составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
  • находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.

4.1

Учимся планировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками.

4.2

Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному плану.

4.3

Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

4.4

Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

4.5-4.6

Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

4.7

Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами.

4.8

Что и кто влияет на живой организм? Рисуем впечатления

Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

5

Лесные ремёсла

  • приводить примеры использовании различных природных материалов при изготовлении изделий народного промысла;
  • различать предметы наиболее известных народных промыслов;
  • приводить примеры антропоморфизма в устном народном творчестве.

5.1

 Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

5.2

Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

5.3-5.4

Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).

5.5

Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

5.6

Лес — кормилец и врачеватель

5.7

Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Рисуем впечатления

                                                                     

III.Тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

В том числе:

По плану

Фактически

теория

практика

Первые шаги по тропинке открытий

1

Готовимся наблюдать и изучать

1

1

2

Какие качества необходимы юному исследователю

1

1

3

Учимся наблюдать

1

1

4-5

Десять заповедей друзей леса. Рисуем впечатления

2

1

1

Природа в наших ощущениях

6

Как мы воспринимаем окружающий мир. Тренируем органы чувств

1

1

7

Какого цвета лес?

1

1

8

Что такое гармония?

1

1

9

Учимся пользоваться приборами

1

1

10

«Микроскоп» из пластикового стаканчика

1

1

11

Энциклопедии о природе.

1

1

12

Игра «Давайте познакомимся». Рисуем впечатления

1

1

Геометрия живой природы

13

Что такое симметрия?

1

1

14

Лучевая симметрия

1

1

15

Живая спираль

1

1

16

Такие разные листья

1

1

17

Различаем деревья по кроне

1

1

18

О кронах, густых и ажурных

1

1

19

Организм и среда обитания. Рисуем впечатления

1

1

Природа и её обитатели

20

Учимся планировать наблюдение

1

1

21

Наблюдаем за животными

1

1

22

Изучаем условия обитания растений

1

1

23

Всё связано со всем

1

1

24-25

Изучаем поведение животных и растений

2

1

1

26

Чья «столовая»?

1

1

27

Что и кто влияет на живой организм? Рисуем впечатления.

1

1

Лесные ремесла

28

Лес в работе народных умельцев

1

1

29

Лесные мотивы

1

1

30-31

Животные и растения в народном творчестве

2

1

1

32

Лесная палитра

1

1

33

Лес — кормилец и врачеватель

1

1

34

Лекарственные растения. Рисуем впечатления

1

1

Итого

34

20

14



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экологический клуб «Почемучки»

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС.  Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...