Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности», 1–4 классы
рабочая программа (4 класс) на тему
Формирование универсальных учебных действий
у учащихся 1−4 классов
общеобразовательной начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp.doc | 163 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности», 1–4 классы
1 класс
1 ч в неделю, всего 32 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (8 часов) | |
1 | Тема: «Учиться… А что это значит» |
2 | Тема: «Учитель и ученик» |
3 | Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке» |
4 | Тема: «Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности» |
5 | Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» |
6 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» |
7–8 | Резерв (2 урока) |
II четверть (7 часов) | |
9 | Тема: «Как научиться быть внимательным» |
10 | Тема: «Затруднение – мой помощник в учении» |
11 | Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье» |
12 | Тема: «Учимся дружно. Работа в группах» |
13 | Тема: «Личностные качества ученика. Терпение в учебной деятельности» |
14 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
15 | Резерв (1 урок) |
III четверть (10 часов) | |
16 | Урок диагностики № 1 (входное тестирование) |
17 | Тема: «Как выяснить, что я не знаю» |
18 | Тема: «Зачем ученику домашнее задание» |
19 | Тема: «Семья – мой помощник в учении» |
20 | Тема: «Пробное учебное действие» |
21 | Тема: «Не могу? − Остановлюсь, чтобы подумать» |
22 | Тема: «Причина затруднения» |
23 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» |
24 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
25 | Резерв (1 урок) |
IV четверть (7 часов) | |
26 | Тема: «Как проверить свою работу» |
27 | Тема: «Личностные качества ученика. Честность в учебной деятельности» |
28 | Урок диагностики № 2 (итоговое тестирование) |
29 | Тема: «Личностные качества ученика. Доброжелательность в учебной деятельности» |
30 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (творческая гостиная для детей и родителей) |
31–32 | Резерв (2 урока) |
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Знание» |
2 | Урок диагностики № 1 (входное тестирование) |
3 | Тема: «Домашнее задание делаю сам» |
4 | Тема: «Проверяю свою работу. Подробный образец» |
5 | Тема: «Как исправить свою ошибку» |
6 | Тема: «Настроение – мой помощник в учебе» |
7 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
8−9 | Резерв (2 урока) |
II четверть (8 часов) | |
10 | Тема: «Учусь называть свое затруднение» |
11 | Тема: «Как построить новое знание» (Структура II этапа УД ) |
12 | Тема: « Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» |
13 | Тема: «Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий» |
14 | Тема: «Учимся дружно. Слушаю и слышу» |
15 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
16−17 | Резерв (2 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: «Ставлю цель» |
19 | Тема: «Ключи к новым знаниям» |
20 | Тема: «Результат открытия нового знания. Эталон» |
21 | Тема: «Личностные качества. Целеустремленность в учебной деятельности» |
22 | Тема: «Я знаю. Я умею» |
23 | Тема: «Как выяснить, что я не умею» |
24 | Тема: «Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов» |
25 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
26−27 | Резерв (2 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Тема: «Личностные качества. Самостоятельность в учебной деятельности» |
29 | Урок диагностики №2 (итоговое тестирование) |
30 | Тема: «Учусь анализировать» |
31 | Тема: «Мы разные – и в этом наша сила» (гостиная для родителей) |
32 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
33–34 | Резерв (2 урока) |
3 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Личностные качества. Вера в себя» |
2 | Тема: «Учусь запоминать» |
3 | Урок диагностики знаний № 1(входное тестирование) |
4 | Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения» |
5 | Тема: «План» |
6 | Тема: «Учусь составлять план» |
7−8 | Резерв (3 урока) |
II четверть (8 часов) | |
9 | Тема: «Учусь сравнивать» |
10 | Тема: «Учусь обобщать» |
11 | Тема: «Учусь моделировать» |
12 | Тема: «Учусь наблюдать» |
13 | Тема: «Секреты успешного выступления» |
14 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» |
15−17 | Резерв (3 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: Тема: «Секрет понимания» |
19 | Тема: «Учимся дружно. Что такое диалог» |
20 | Тема: «Урок открытия. Учусь применять новое знание» |
21 | Тема: «Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе» |
22 | Тема: «Как научиться применять способ» |
23 | Тема: «Как самому оценить свою работу» |
24 | Тема: «Чувства – мои помощники в учебе» |
25−27 | Резерв (3 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Тема: «Ценности нашей жизни. Дружба» |
29 | Урок диагностики знаний №2(итоговое тестирование) |
30−31 | Урок диагностики умений № 1−2(практическая работа) |
32 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей) |
33–34 | Резерв (2 урока) |
4 класс
1 ч в неделю, всего 34 часа
№ п/п | Тема, цель |
I четверть (9 часов) | |
1 | Тема: «Ценности нашей жизни. Саморазвитие» |
2 | Урок диагностики знаний № 1 (входное тестирование) |
3 | Тема: «Я учусь с радостью» |
4 | Тема: «Как самостоятельно выполнить задание» |
5 | Тема: «Ценности нашей жизни. Уважение и терпимость к другим» |
6 | Тема: «Учимся дружно. Сотрудничество» |
7−9 | Резерв (3 урока) |
II четверть (8 часов) | |
10 | Тема: «Учусь искать информацию» |
11 | Тема «Учусь работать с текстом» |
12 | Тема: «Учусь классифицировать» |
13 | Тема: «Учусь действовать по аналогии» |
14−15 | Тема: «Учусь делать проект» |
16−17 | Резерв (2 урока) |
III четверть (10 часов) | |
18 | Тема: «Учимся дружно. Я − критик» |
19 | Тема: «Личностные качества. Самокритичность» |
20 | Тема: «Учимся дружно. Дискуссия» |
21 | Тема: «Учимся дружно. Как научиться договариваться» |
22 | Тема: «Учимся дружно. Я − организатор» |
23 | Тема: «Новое знание – часть целого мира» |
24 | Тема: «Учусь подводить итог работы» |
25−27 | Резерв (3 урока) |
IV четверть (7 часов) | |
28 | Урок диагностики знаний №2 (итоговое тестирование) |
29–30 | Урок диагностики умений № 1–2 (практические работы) |
31 | Тема: «Я ученик. Мои сильные стороны как ученика» |
32 | Тема: «Я ученик. Что я уже знаю и умею» (гостиная для родителей) |
33–34 | Резерв (2 урока) |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
надпредметного курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
по формированию универсальных учебных действий
у учащихся 1−4 классов
общеобразовательной начальной школы
1. Пояснительная записка
1. 1. Цели, задачи и структура курса
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1].
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»[2].
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. И на протяжении веков в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни»[3].
В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Курс «Мир деятельности» предназначен, прежде всего, для учителей начальной школы, реализующих ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), он сопровождает и дополняет работу учителя в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться».
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Например, чтобы научиться пользоваться Smart-доской, учитель должен понимать, что это такое и зачем ему это нужно, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – все ли правильно он делает. В образовательном процессе добавляется еще этап контроля.
Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,
- вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
- затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
- затем научиться сознательно применять алгоритм целеполагания;
- и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. И здесь возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать на простом примере. Ни одному учителю не придет в голову учить школьников решать квадратные уравнения, не познакомив их с понятием квадратного уравнения и формулами его корней. А с метапредметными умениями дела обстоят именно так.
Более того, и сами педагоги не согласованы в понимании содержания этих понятий и способов универсальных действий. Как отмечено в докладе Минобрнауки РФ «О реализации Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в 2011 году», «авторы учебников часто по-своему внутри одного УМК трактуют одно и то же положение ФГОС». Например, разные педагоги по-разному понимают, что означает термин «цель» деятельности, и получается, что мы учим детей «тому, не знаем чему».
Этот «разрыв», пропуск второго и третьего шагов формирования УУД отмечен в различных научных школах. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»[4]. В результате научно-исследовательской работы Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО РФ был сделан аналогичный вывод о том, что для успешного и надежного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и, при необходимости, коррекцию по согласованному эталону-критерию.
Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этому способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе «Школа 2000...» приобретает целостность и завершенность.
Для системного прохождения учащимися 1-го этапа формирования УУД авторский коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» построил новый педагогический инструмент – технологию деятельностного метода обучения (ТДМ)[5].
Благодаря этому учитель имеет возможность на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают первичный опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки и др.
Следующий, 2-й этап формирования УУД учащиеся проходят в рамках представляемого надпредметного курса «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех основных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, целеполагания и планирования, самоконтроля и самооценки и др.
Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они применяют уже сознательно, отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимых по технологии деятельностного метода обучения. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися 3-го этапа формирования УУД.
И, наконец, завершающий, 4-й этап – контроль системы метапредметных знаний и связанных с ними умений, – учащиеся проходят частично в рамках курса «Мир деятельности» (контроль метапредметных знаний), а частично – на предметных уроках (контроль метапредметных умений).
Таким образом, предложенный в образовательной системе «Школа 2000...» способ формирования УУД можно представить в виде следующей схемы:
Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, он должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными вовсе.
Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности.
Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.
1. 2. Организация образовательного процесса
В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.
Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…»[6].
В дидактической системе «Школа 2000…»[7] выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки построения системы знаний;
- уроки развивающего контроля.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе МиД − это универсальные учебные действия).
На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации[8]. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для уроков открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.
С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;
2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое
знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
8. Включение в систему знаний.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Естественно, что описанные этапы урока в ТДМ в их полноте реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Так, напри-мер, в 1-ом классе учащиеся под руководством учителя приобретают лишь первичный опыт постановки цели и построения плана своих действий при открытии нового знания на предметных уроках. Во 2-ом классе на уроках курса «Мир деятельности» ученики узнают, как правильно ставить цель, знакомятся с понятиями, которые готовят их к дальнейшему изучению понятия «план». Например, они знакомятся с понятием «средство» (на языке детей – «ключ»), учатся самостоятельно подбирать необходимые «ключи» для открытия нового знания на предметных уроках в ТДМ. В 3-ем классе дети изучают понятие «план», выводят алгоритм планирования, а затем на предметных уроках учатся самостоятельно и осознанно планировать свои действия. В 4-ом классе учащиеся уточняют понятие «средство» для открытия нового знания и системно тренируются ставить цель и планировать свои действия как на предметных уроках в технологии деятельностного метода обучения, так и во внеурочной деятельности.
Отметим, что к концу 4-го класса учащиеся знают все основные шаги учебной деятельности. В завершение, данные умения контролируется.
Таким образом, на этом примере продемонстрировано, что, с одной стороны, при формировании каждого универсального умения учащиеся проходят все 4 выделенные этапа формирования УУД в их целостности. С другой стороны, данная работа проводится постепенно, поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся.
Структура ТДМ графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде описывает структуру учебной деятельности, построенную на базе общей методологической версии теории деятельности[9].
Технология деятельностного метода «Школа 2000…» (ТДМ)
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, модифицируется в зависимости от типа урока (урок рефлексии, построения системы знаний, развивающего контроля)[10].
Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД, определенных ФГОС. Так, например, в ходе каждого урока, независимо от его предметного содержания:
- на этапе 1 школьники учатся осознанно строить ориентировочную основу своей учебной деятельности, планируют коммуникативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- на этапе 2 они отрабатывают умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
- на этапах 3−4 они определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и обобщают, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений, работы с информацией и др.;
- на этапе 5 учащиеся взаимодействуют между собой в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
- на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 − самооценку достигнутых результатов;
- на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей[11].
При формировании каждого универсального умения учащиеся проходят описанный выше путь: вначале на предметных уроках в ТДМ они под руководством учителя приобретают первичный опыт выполнения УУД. Затем обобщают его в ходе уроков по курсу «Мир деятельности» и на этой основе строят общие способы универсальных действий. Далее полученные знания отрабатываются и корректируются на уроках в ТДМ по разным учебным предметам или во внеурочной деятельности, и в завершение – контролируются. Этим обеспечивается системность и надежность формирования умения учиться. Школьники осуществляют свою учебную деятельность всё более осознанно и самостоятельно, а учитель всё чаще выступает в роли помощника.
Важно отметить, что работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Отметим, что при организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов
и психологов о принципах организации развивающего обучения: В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Таким образом, новая дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения[12].
1. 3. Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.
Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:
- в первой половине дня за счет школьного компонента;
- во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс (например, в школах полного дня).
- он может быть положен в основу проведения системы классных часов.
Использование курса целесообразно при условии, что учитель осуществляет переход к ФГОС по образовательной системе «Школа 2000...».
1. 4. Диагностическая база
В соответствии с целями надпредметного курса «Мир деятельности», система диагностики результатов его изучения направлена на выявление уровня освоения каждым учеником и классом в целом формируемых в данном курсе УУД.
В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:
1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.
Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.
Прежде всего, это знания о способах выполнения универсальных действий, без которых, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.
Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.
Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.
Какие бы метапредметные знания и умения ни продемонстрировал ребенок в школе, они забудутся, исчезнут, если не будут подкрепляться поведением значимых для него взрослых – учителя, родителей. Данное явление неустойчивости полученных учащимися знаний иногда называют эффектом «наполненного и вылитого ведра». Например, многие ученики уже через 2–3 месяца после окончания школы не могут воспроизвести изученные знания по математике, физике, химии и другим предметам, хотя еще совсем недавно они успешно их применяли при сдаче ЕГЭ.
Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком, как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).
При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет также психологическое состояние детей. Поэтому разработанную систему диагностики мы рекомендуем проводить в корреляции с результатами психологических исследований по системе, разработанной в Центре СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО[13].
В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:
- тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
- выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
- наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
- анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
- анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
- психологическое исследование[14].
Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6), психологическими характеристиками ребенка (п. 7).
При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.
Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом.
Номенклатура диагностируемых УУД определялась на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с позиций преемственности с целевыми ориентирами дошкольного образования и основного общего образования (ФГОС ДО, ФГОС ООО). В качестве критериальной основы данной системы диагностики была принята система понятий общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), реализованная в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), а на дошкольной ступени – в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».
Разработанный инструментарий оценки учитывал планируемые результаты, заявленные в примерной программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования для образовательных учреждений, использующих образовательную систему «Школа 2000…»[15], а именно планируемые результаты блока «Выпускник научится». При разработке тестов и практических заданий для оценивания уровня сформированности метапредметных знаний и умений учащихся учитывался опыт педагогической и психологической оценки, описанный на момент разработки диагностики[16].
В течение каждого учебного года в образовательной системе Л.Г. Петерсон используются три вида диагностики УУД.
1) ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой проводится предварительное выявление уровня знаний учащихся.
Как правило, входная диагностика проводится вначале учебного года в форме тестирования. Её цель – определить уровень знаний учащихся по важнейшим (узловым) элементам курса.
Входная диагностика сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение выявленных пробелов.
2) ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой выявляется уровень сформированности знаний и умений учащихся.
Текущая диагностика систематически проводится в процессе усвоения каждой изучаемой темы надпредметного курса. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся в ходе учебного процесса и в течение года заполняет «Карту наблюдения» в соответствии с критериями оценивания по результатам каждого ученика.
Главная функция текущей диагностики – обучающая. Содержание текущей диагностики отбирается в соответствии с программой курса «Мир деятельности». Возможность получения объективных результатов текущей диагностики непосредственно связана с реализацией на предметных уроках деятельностного метода обучения.
3) ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА, которая проводится в ходе тестирования и выполнения практической работы. Основная её цель – диагностирование уровня (качества) фактической сформированности УУД и её соответствия целям, поставленным ФГОС для данного этапа обучения.
Психологическое исследование, проводимое в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» позволяет определить динамику развития психических качеств и личностных особенностей учащихся в процессе формирования универсальных деятельностных умений учеников. Результаты корреляции педагогической и психологической диагностики позволяют определить:
• какие способности и личностные качества развиваются в учебном процессе, и как они изменяются;
• каким образом происходит формирование общеучебных умений и деятельностных способностей учащихся;
• какие работают психологические механизмы и на каком этапе программы «Мир деятельности» включаются.
Данное исследование позволит провести психологическую экспертизу учебного процесса, своевременно дать обратную связь педагогу, разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации учебного процесса и повысить мотивацию сотрудничества в системе субъект-субъектных отношений.
В психологической диагностике четыре направления выделяются в соответствии с содержательно-методическими линиями программы «Мир деятельности», и добавляется одно дополнительное, пятое направление – психологическая комфортность. Таким образом, психологическая диагностика проводится в следующих пяти направлениях:
• организационно-рефлексивное – исследование умения оценить свои качества и способности в зависимости от изучения детьми организационно-рефлексивной линии курса;
• коммуникативное – изучение процесса формирования коммуникативных умений и навыков учащихся в зависимости от изучения коммуникативной линии курса;
• познавательное – исследование динамики развития познавательной сферы детей в зависимости от изучения познавательной линии курса;
• ценностное – экспертная оценка соответствия эталону по качествам «нормативность», «инициативность», «контактность» на уроке и вне урока в зависимости от изучения ценностной линии курса;
• психологическая комфортность – изучение динамических особенностей психофизиологического состояния и самочувствия учащихся, выявление степени эмоциональной включенности учащихся и педагога, психологического климата на уроках по программе «Мир деятельности».
Для получения сравнительных данных и выявления динамики развития, психологическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и в мае) – в экспериментальной и контрольной группах. При необходимости, в сензитивные периоды, диагностику учащихся проводят три раза в год (сентябрь, январь, май).
Поскольку в формировании метапредметных умений и системы ценностей учащихся ключевую роль играет личность учителя, то кроме исследования психологических показателей учащихся, проводится диагностика профессиональных предпочтений учителя, реализующего программу «Мир деятельности». Данная диагностика выявляет уровень и динамику роста основных профессиональных компетенций учителя и профессиональных личностных качеств, необходимых для успешного формирования УУД при реализации программы «Мир деятельности». Она нацелена на развитие у учителя рефлексивной оценки своей деятельности и помощь в его профессиональном и личностном саморазвитии.
На сегодняшний день обязательная часть диагностики включает в себя наблюдение, тестирование и проведение практической работы. Остальные исследования проводятся только на экспериментальных площадках Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», так как они требуют специальной подготовки педагогов и психологов.
В перспективе, по итогам широкомасштабной апробации данной системы диагностики, планируется не только провести работу по её коррекции и усовершенствованию, но и собрать базу данных по каждой возрастной группе с целью создания электронной версии.
Электронный вариант мониторинга не только многократно упрощает обработку результатов, но и позволяет сопоставлять полученные результаты каждого ребенка и всего класса с показателями возрастной группы и на этой основе отслеживать динамику их изменения.
Разработанная диагностика предназначена, прежде всего, для учащихся начальной школы, которые изучают курс «Мир деятельности» и учатся по образовательной системе «Школа 2000…». Вместе с тем надпредметный характер предложенной диагностики позволяет использовать ее для всех учащихся начальной школы, а также для выявления эффективности существующих подходов к формированию УУД.
В ближайшие годы мы будем собирать данные по всем классам, работающим по курсу «Мир деятельности». Собранная база данных позволит создать более подробные и информативные отчеты о результатах Вашего класса в сравнении со средними показателями детей данной возрастной группы. Поскольку данная диагностика является «внутренней» и не носит аттестационного характера, то она позволяет учителю своевременно выявить и скорректировать имеющиеся реальные проблемы каждого ребенка и всего класса.
Каждый учитель может внести свой вклад в создание
этого результата!
Поэтому мы ждем от каждого из Вас в конце года электронный файл с результатами, которые получили Ваши дети, и заполненную Вами анкету по адресу info@sch2000.ru (анкета прилагается на диске к уроку диагностики).
На нашем сайте www.sch2000.ru. Вы сможете увидеть себя участником этой работы. Данные Вашего класса могут быть конфиденциальными или открытыми (по Вашему желанию). Важно, что они обязательно войдут в общий результат по данной возрастной группе.
Ещё раз подчеркнём, что основная цель данной диагностики – не контроль, а помощь в необходимой коррекции своей работы. По результатам проведенной в конце 4 класса диагностики классный руководитель 5-го класса, заместитель директора и психолог имеют возможность составить план работы над дальнейшим формированием общеучебных и деятельностных умений, связанных с ними способностей и личностных качеств учащихся будущих 5-ых классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Естественно, что результаты комплексной диагностики напрямую зависят от того, насколько системно учитель применяет на предметных уроках деятельностный метод. В противном случае, ученики, освоив надпредметные знания, не смогут отрабатывать надпредметные умения, и основная цель курса не сможет быть реализована. Поэтому необходимым условием результативной работы по курсу «Мир деятельности» в соответствии с поставленными целями является параллельное использование авторского курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (технологический уровень).
Отметим, что курс «Мир деятельности», разработанный Центром СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО, помогает учителю осваивать технологию деятельностного метода, так как на понятийном уровне уточняет содержание всех этапов урока в ТДМ и раскрывает перед учащимися смысл и значение каждого этапа для их индивидуального результата в учении.
1.5. Создание условий для сохранения здоровья учащихся
Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность её самореализации. Сохранение и укрепление здоровья школьников является одним из основных приоритетов образовательной системы «Школа 2000…».
В Центре СДП «Школа 2000…» создана программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, которая является составной частью Основной образовательной программы начального образования для школ, реализующих ФГОС на основе ДСДМ Л.Г. Петерсон .
Программа разработана с позиции организации самостоятельной деятельности ребёнка, направляемой и организуемой взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье), как наиболее эффективного метода формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Именно самостоятельная работа обучающегося способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить младших школьников ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем.
Деятельностный метод обучения, положенный в основу образовательной системы «Школа 2000…», позволяет ученику занимать активную позицию и, тем самым, развивать свой интерес к познанию себя и окружающего мира.
В образовательной системе «Школа 2000…» предложено несколько основных механизмов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а именно:
• построение образовательного пространства школы на основе дидактических принципов деятельностного метода «Школа 2000…»;
• реализация в образовательном пространстве технологии деятельностного метода «Школа 2000…»;
• введение в систему работы образовательного учреждения надпредметного курса «Мир деятельности».
В ценностной линии курса «Мир деятельности» с 1 по 4 класс предусмотрена специальная работа по формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни согласно требованиям ФГОС. Школьники открывают для себя ценность здоровья, правила сохранения и укрепления своего здоровья в различных ситуациях. Эти надпредметные знания создают прочный фундамент для формирования у них соответствующих УУД и качеств личности.
Однако, очевидно, что одно лишь знание основ здорового образа жизни не обеспечит его практического использования ребёнком, если оно не станет необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Поэтому очень важно после изучения тех или иных правил грамотного здоровьесберегающего поведения в первую неделю организовать тренинг по их применению, работать с «Копилкой достижений», а затем систематически обращать внимание на их соблюдение.
Важным фактором сохранения и поддержки здоровья учащихся является создание в классе и школе образовательной среды на основе системы дидактических принципов деятельностного метода «Школа 2000…». Соблюдение каждого из этих дидактических принципов непосредственно влияет на психологическое и нравственное здоровье детей, устраняя возможные негативные факторы в организации образовательного процесса. С другой стороны, их включение в систему работы учителя позволяет организовать единый учебно-воспитательный и здоровьесберегающий процесс.
Отметим, что учитель не зависимо от сценария урока самостоятельно планирует организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности учащихся согласно возрастным особенностям обучающихся, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10.
1. 6. Оценивание работы учащихся
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
- Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
- Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Мы рекомендуем по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!»
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года, как в ходе проведения обычных уроков, так и в рамках курса «Мир деятельности», а итоговый − на уроках по курсу «Мир деятельности». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка
в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
[2] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.
[3] Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.
[4] Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.
[5] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
[6] Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
[7] Там же.
[8] Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.
[9] Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
[10] Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.
[11] Более подробный анализ УУД, выполняемых учащимися на каждом этапе, приведен в методическом пособии: «Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...”» / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.
[12] Более подробно с дидактической системой деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») можно познакомиться в учебно-методических пособиях, представленных в разделе «Дополнительная литература».
[13] Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.
Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Гусевой. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.
[14] Психологическое исследование проводится в соответствии с возможностью школы и обрабатывается непосредственно школьным психологом.
[15] Примерная основная образовательная программа для образовательных учреждений, использующих образовательную систему Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), здесь: http://www.sch2000.ru/documents_letters/
[16] «Системы типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий»; комплексные работы для определения метапредметных результатов образования у учеников 1 и 2 классов. Учебно-методическое пособие / Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В. – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодежи», 2011). Диагностика способностей в русле мыследеятельностной педагогики (Глазунова О.И., Иванова Е.Ю.), психологические исследования развития познавательной деятельности (Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я. Семаго М. - М.: Айрис-пресс, 2005) и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование надпредметного курса"Мир деятельности"
Надпредметный курс "Мир деятельности" для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию УУД и умения учиться в целом.Курс "Мир деятельности"сопровождает и дополняет раб...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Поурочное планирование по курсу Информатика и ИКТ, 3 класс , УМК Матвеевой Н.М.
В данном документе представлено примерное поурочное планирование по курсу информатика и ИКТ, 3 класс....
Программа внеурочной деятельности надпредметного курса "Мир деятельности", 1 класс
Основной, системообразующей линией данной программы внеурочной деятельности является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, к...
Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 3 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 3 класса УМК "Гармония"...
Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса
Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу внеурочной деятельности "Всезнайка" 3 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕпо курсу внеурочной деятельностина 2018 – 2019 уч. год Направление: общеинтеллектуальное...