Поурочное планирование по курсу Информатика и ИКТ, 3 класс , УМК Матвеевой Н.М.
учебно-методический материал по информатике (3 класс) на тему
В данном документе представлено примерное поурочное планирование по курсу информатика и ИКТ, 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 91.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек и информация
Цели урока:
- подготовить учащихся к умению «видеть» информационную составляющую в деятельности человека; обратить внимание учащихся на роль информации в жизни человека;
- обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров;
- провести инструктаж по технике безопасности и напомнить правила поведения при работе в компьютерном классе.
Педагогические задачи:
- развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;
- продолжать формировать информационную культуру ребенка;
- раскрыть смысл понятия «сообщение», используя его в разных контекстах.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать и называть виды информации по форме ее представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая);
- понимать значения слов «информация» и «сообщение», уметь правильно использовать их; уметь приводить примеры простых видов человеческой деятельности с выделением информационной составляющей.
Ключевые понятия: сообщение,информация (звуковая, текстовая, графическая, числовая), компьютер.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1,демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент, знакомство с оборудованием компьютерного класса, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке.
- Обобщение сведений, известных ребенку по теме урока, в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 1 «Человек и информация».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить задание №6, 7 стр.8
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Источники и приемники информации.
Цели урока:
- познакомить учащихся с различиями и особенностями источников и приемников информации;
- продемонстрировать достоинства источников информации, представленных в графическом виде;
- развивать любознательность и наблюдательность ребенка, формировать информационную культуру.
Педагогические задачи урока:
- научить выделять и различать источники и приемники информации;
- расширить понятие о способах представления информации для различных источников.
- требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- понимать, чем отличаются источники и приемники информации;
- уметь приводить примеры источников и приемников информации;
- знать способы представления информации для реальных источников.
Ключевые понятия: источник информации, приемник информации.
Общая характеристика урока:
- рекомендуемая форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- рекомендуемый тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
- стратегия — исследовательская, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1,демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Экспресс-опрос по теме «Виды информации».
- Объяснение нового материала по теме урока.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 2 «Источники и приемники информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить задания №4 на стр.12
- Прочитать текст для дополнительного чтения — § 3 «Искусственные и естественные источники информации».
- Записать в рабочую тетрадь новые слова на стр. 15.
Искусственные и естественные источники информации.
Цели урока:
- разделить в понимании школьников понятия «искусственный приемник информации» и «естественный приемник информации»;
- показать значение искусственных и естественных источников и приемников информации для человека;
- развивать любознательность и наблюдательность ребенка, формировать его информационную культуру.
Педагогические задачи урока:
- научить выделять и различать искусственные и естественные источники и приемники информации;
- научить отличать естественные источники и приемники информации от искусственных;
- научить приводить примеры использования искусственных и естественных источников информации из своей жизни.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- понимать, чем отличаются естественные источники и приемники информации от искусственных;
- уметь приводить примеры искусственных и естественных источников и приемников информации.
Ключевые понятия: естественный источник информации, искусственный источник информации, естественный приемник информации, искусственный приемник информации.
Общая характеристика урока:
- рекомендуемая форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- рекомендуемый тип урока — комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);
- стратегия — исследовательская, развивающая, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник,рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Экспресс-опрос по теме «Источники и приемники информации».
- Объяснение нового материала по теме урока.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Еще раз прочитать текст учебника (§ 2).
- В рабочей тетради № 1 выполнить задания, задание № 7,8 на стр. 15
- Прочитать текст для дополнительного чтения — § 3 «Искусственные и естественные источники информации».
- Записать в рабочую тетрадь новые слова из дополнительного текста.
Носители информации.
Что мы знаем о компьютере
Цели урока:
• обобщить сведения о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств;
• прививать навыки управления компьютером;
• развивать любознательность ребенка, формировать информационную культуру.
Педагогические задачи урока:
- познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места;
- добиться понимания всеми учащимися назначения устройств, ассоциируя их с основными действиями над информацией: вводом, обработкой, хранением, выводом;
- научить использовать мышь и клавиатуру для выполнения простых заданий или усовершенствовать уже имеющиеся навыки работы с этими устройствами ввода;
- обратить внимание учащихся на аналогию между функционированием компьютера и отдельными сторонами человеческой деятельности с информацией;
- познакомить учащихся с правилами безопасной работы на компьютере.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать состав персонального компьютера как рабочего места пользователя и названия устройств, входящих в состав компьютера;
- знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, устройств вывода, памяти и процессора);
- уметь выполнять простые действия с помощью мыши и вводить простой текст с клавиатуры;
- знать основные правила поведения при работе за компьютером.
Ключевые понятия: компьютер,персональный компьютер (ПК), состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор,системный блок, процессор, память.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторение и обобщение, объяснение нового материала, контроль знаний и практическая работа);
- стратегия — обобщающая, развивающая.
Материальное обеспечение урока: учебник,рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Повторение материала о носителях информации.
- Обобщение сведений, известных ребенку по теме урока, в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Решение задач в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 5 «Что мы знаем о компьютере».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить задание № 4 стр.21.
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Контрольная работа № 1 по теме «Информация»
Цели урока:
- проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Действия с информацией»;
- провести диагностику и оценить результаты обучения.
Педагогические задачи урока:
- формировать ответственность учащихся за результаты учебной деятельности
- развивать навыки самостоятельного планирования своей деятельности в условиях ограниченного времени урока;
- совершенствовать навыки самоконтроля.
Общая характеристика урока:
- форма организации — самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;
- тип урока — контрольный и обобщающий;
- стратегия — индивидуально-соревновательная, диагностическая.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Комментарий учителя.
- Выполнение заданий.
- Обобщение и подведение итогов.
Немного истории о действиях с информацией
Цели урока:
- обобщить сведения об информации и о способах ее представления словами и рисунками; о способах восприятия информации; представление о носителях информации;
- ввести понятие «действие с информацией» на примере получения, передачи и хранения информации;
- научить определять действия с информацией и называть их; обратить внимание на особенности действий с информацией для человека и компьютера.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об информации, способах ее представления на носителях информации;
- совершенствовать аналитические навыки учащихся при действиях с информацией;
- развивать информационную культуру учащихся при выполнении действий с информацией.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- приводить примеры действий с информацией;
- понимать, что, в отличие от человека, компьютер может выполнять не все возможные действия с информацией;
- уметь называть носители информации, приводить примеры современных носителей информации;
- приводить примеры различных способов передачи информации, ее получения и обмена информацией;
- называть устройства, которые человек использует для выполнения действий с информацией.
Ключевые понятия: получение информации, передача информации, хранение информации.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на опыт и знания учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на рассмотрение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления понятия «действие с информацией».
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 6), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска,программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 6 «Немного истории о действиях с информацией».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить задание № 3,4 на стр. 23.
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Сбор информации
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о наблюдении как о способе сбора информации (объектах наблюдения, целях наблюдения, результатах);
- познакомить учащихся с новым действием — сбором информации; познакомить учащихся с различными способами сбора информации;
- обратить внимание учащихся на то, что сбор информации включает в себя наблюдение, чтение, общение, измерение и т. п.;
- научить простейшим приемам сбора информации.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о наблюдении;
- совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении существенных свойств объектов наблюдения;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- понимать, что сбор информации — это одно из возможных действий с информацией;
- иметь представление о том, что человек собирает информацию с помощью своих органов чувств;
- уметь приводить примеры приборов и специальных приспособлений, которые человек использует для сбора информации;
- уметь приводить примеры источников информации, с помощью которых человек собирает информацию.
Ключевые понятия: сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 7), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска,программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 7 «Сбор информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить №3 стр.28.
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Представление информации
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
- познакомить учащихся с новым действием — представлением информации; с различными способами и с различными формами представления информации; обратить внимание учащихся на разные способы представления одной и той же информации;
- познакомить учащихся с простейшими приемами работы с текстом в текстовом редакторе и с изображениями в графическом редакторе.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
- совершенствовать аналитические навыки учащихся при рассмотрении объектов, представленных разными способами;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представление о различных формах представления информации (описание с помощью устной речи, письменного текста, чисел, рисунков, схем и т. п.);
- иметь представление о различных способах представления информации (графический, текстовый, числовой);
- уметь приводить примеры различных форм представления текстовой информации (текст, предложение, слово);
- уметь приводить примеры различных форм представления графической информации (рисунок, иллюстрация, схема, фотография);
- уметь приводить примеры различных форм представления числовой информации (число);
- уметь приводить примеры существенных свойств, которые можно отразить при описании объектов.
Ключевые понятия:представление информации, способы представления, формы представления.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 8), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска,программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — §8 «Представление информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить №1-4 стр.30-31.
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Кодирование информации
- flipchart (к уроку с интерактивной доской)
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
- познакомить учащихся с новым действием — кодированием информации; раскрыть смысл понятия «кодирование» на примерах из жизни учащихся; познакомить учащихся с различными способами кодирования информации; обратить внимание учащихся на особенности кодирования как действия с информацией: при кодировании меняется форма представления информации, но ее смысл остается неизмененным;
- научить детей решать простые информационные задачи на кодирование.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
- совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на кодирование;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представление о кодировании информации;
- знать различные способы кодирования информации;
- уметь приводить примеры правил кодирования информации;
- владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.
Ключевые понятия: кодирование информации,код, преобразование, способы кодирования, данные.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 9), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска,программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 9 «Кодирование информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить №3,4 стр. 38-39
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Декодирование информации
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
- познакомить учащихся с действием, обратным кодированию, — с декодированием информации; раскрыть смысл понятия «декодирование» на примерах;
- научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о действиях с информацией;
- совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представление о декодировании информации;
- иметь представление о различных способах преобразования информации;
- уметь формулировать правила преобразования информации;
- владеть приемами декодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц.
Ключевые понятия: декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 10), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащихся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 10 «Декодирование информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить №3,4 стр. 42-43
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Хранение информации
Цели урока:
- обобщить сведения о действиях с информацией; познакомить учащихся с новым действием с информацией — хранением; со способами организации хранения информации; с хранением информации в электронном виде;
- расширить представление учащихся о видах информации.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений о хранении информации, носителях информации;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- уметь объяснять, для чего человек хранит информацию;
- уметь приводить примеры носителей информации; понимать, что хранение информации — это одно из возможных действий с информацией;
- иметь представление о назначении библиотек и медиатек, уметь объяснять различие между этими хранилищами информации;
- понимать, что компьютер может хранить информацию.
Ключевые понятия: хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 11), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 11 «Хранение информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить №2,3 стр. 46,47
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Обработка информации
Цели урока:
- обобщить сведения о действиях с информацией; познакомить учащихся с новым действием с информацией — ее обработкой; рассмотреть обработку различных видов информации: текстовой, графической, числовой;
- расширить представление учащихся о видах информации.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об обработке информации;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- понимать, что обработка информации — это одно из возможных действий с информацией;
- уметь объяснять смысл обработки информации;
- иметь представление об обработке разных видов информации: текстовой, графической, числовой;
- понимать, что компьютер — это инструмент для обработки информации.
Ключевые понятия: обработка информации, виды информации, программа.
Общая характеристика урока:
форма организации — эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся,фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторительно-обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- стратегия — ретроспективный анализ известных фактов и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления действий с информацией.
Материальное обеспечение урока: учебник (§ 12), рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК, интерактивная доска,программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 12 «Обработка информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить задания №3,4,13 стр. 51,52,60
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Повторение. Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией»
Цели урока:
- обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией»,
- систематизировать понятия этой темы;
- закрепить представление о разных видах действий с информацией;
- совершенствовать навыки выполнения действий с информацией;
- расширить представление о компьютере как об универсальном инструменте для выполнения действий с информацией.
Педагогические задачи урока:
- актуализировать словарный запас терминов по информатике;
- совершенствовать навыки самостоятельного выполнения заданий;
- развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
иметь представление о многообразии видов действий с информацией;
- уметь называть действия с информацией;
- иметь представление о сборе информации;
- владеть простейшими навыками представления информации в различных формах;
- уметь приводить примеры носителей информации;
- уметь выполнять кодирование и декодирование информации;
- иметь простейшие навыки обработки числовой, текстовой, графической информации.
Ключевые понятия: сбор информации, представление, кодирование, декодирование, хранение, обработка.
Общая характеристика урока:
- рекомендуемая форма организации — повторение и обобщение;
- рекомендуемый тип урока — контроль и коррекция знаний учащихся;
- стратегия — индивидуально-соревновательная, самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник(глава 2), рабочая тетрадь № 1, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Повторение с элементами обобщения.
- Комментарий к контрольной работе.
- Выполнение контрольной работы (20 мин).
Объект
Цели урока:
- обобщить и актуализировать знания учащихся о многообразии и неоднородности окружающего мира;
- сформировать представление об объекте как о том, на что направлено внимание человека; рассмотреть основные категории объектов окружающего мира;
- научить выделять объекты различных категорий; научить преобразовывать текстовое условие в графическую, наглядную форму (в схему).
Педагогические задачи урока:
- развитие умственных действий с графическими, образными и знаково-символическими объектами (переключение внимания на нужный объект, поиск объекта в условиях помех и наложенного изображения, выделение существенного в объектах, классификация объектов, обобщение, умение относить объект к нужной категории, описывать словами, изображать графически);
- знакомство с информационными задачами нового вида;
- тренировка навыков работы в графическом редакторе Paint;
- развитие информационной культуры; развитие фантазии, творческого воображения, оригинальности мышления.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представление о том, что объект — это любой предмет, явление или процесс окружающего мира, на который направлено внимание человека;
- понимать, что в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте;
- знать основные категории объектов и проводить их классификацию.
Ключевые понятия: объект нашего внимания, предмет, живое существо,явление, событие.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
- стратегия — анализ имеющихся теоретических и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления понятия «объект»
Материальное обеспечение урока: учебник,рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 13 «Объект».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 2 выполнить задания № 2-5 стр.2-5
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Имя объекта
Цели урока:
- актуализировать знания учащихся о многообразии объектов окружающего мира;
- сформировать представление об имени объекта как о средстве обозначения этого объекта;
- познакомить учащихся с происхождением имен некоторых объектов;
- сформировать представление об общих, конкретных и собственных именах.
Педагогические задачи урока:
- отработка умений обозначать значками, словом (именем) объекты, представленные различными способами: словесно (устно), числом, геометрической фигурой, текстовым описанием, знаком;
- развитие умственных действий с графическими, образными и знаково-символическими объектами (обозначение словом, классификация имен объектов, подбор обобщающего имени, умение относить имя объекта к нужной категории);
- развитие информационной культуры посредством освоения навыков грамотного и точного употребления имени объекта в речи;
- продолжение формирования активного словарного запаса;
- тренировка навыков работы в текстовом редакторе.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- иметь представление о том, что всем объектам реальной действительности люди дают имена;
- понимать, что именами обозначают объекты, чтобы передать информацию о них другому человеку;
- знать основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное) и проводить классификацию, выстраивать иерархию — систему.
Ключевые понятия: объект, имя объекта: общее, конкретное, собственное.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (повторение и формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
- стратегия — анализ имеющихся теоретических и эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления понятия «объект».
Материальное обеспечение урока: учебник,рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Обобщение и повторение материала предыдущего урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 14 «Имя объекта».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 2 выполнить задания №1-5 стр.9 -11
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Свойства объекта
Цели урока:
- обобщить сведения об именах объектов; рассмотреть характерные свойства различных объектов; сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике;
- развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.
Педагогические задачи урока:
- инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;
- развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства; развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
- формировать навыки работы с изображением в графическом редакторе;
- развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать, что такое характеристика объекта;
- понимать многообразие свойств объекта;
- знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;
- уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план — схему;
- уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.
Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, характеристика.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (обобщение изученного с выходом на изучение нового материала);
- стратегия — анализ имеющихся теоретических и эмпирических знаний с выходом новый уровень осмысления понятия «объект».
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
- Организационный момент.
- Обобщение сведений, известных учащимся по теме предыдущего.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 15 «Свойства объекта».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 2 выполнить задания №3,4,5 стр. 17-19.
- Записать в рабочую тетрадь новые слов.
Общие и отличительные свойства
Цели урока:
- актуализировать знания о многообразии свойств объектов, их категорий;
- сформировать представление об общих и отличительных свойствах объектов;
- познакомить со спецификой общих и отличительных свойств.
Педагогические задачи урока:
- раскрыть смысл понятия «общие свойства» на основе анализа примеров;
- раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;
- закрепить умение производить характеристику объекта;
- развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
- развивать информационную культуру посредством формирования общих способов решения информационных задач.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- понимать, что свойства объектов бывают общими и отличительными;
- уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;
- уметь производить планомерный, осознанный анализ, сравнение объектов.
Ключевые понятия: общие свойства, отличительные свойства.
Общая характеристика урока:
- форма организации — рассказ с элементами диалога и с опорой на эмпирические
знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — урок объяснения новых знаний;
- стратегия — опережающая, развивающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение материала предыдущей темы в виде игры.
- Обобщение сведений, известных учащимся, с выходом на новый материал.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 16 «Общие и отличительные свойства».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 2 выполнить задания №3,4,5 стр.29-31
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Существенные свойства и принятие решения
Цели урока:
- обобщить сведения об отличительных и общих свойствах объектов;
- рассмотреть свойства различных объектов в ситуации выбора;
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и
опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный;
- стратегия — обобщающая, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник,рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока:
- Организационный момент.
- Обобщение сведений, известных учащимся по теме предыдущего урока.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — §8 «Представление информации».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 2 выполнить задания №1-4 стр.36-38
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Элементный состав объекта
Цели урока:
- инициировать познавательную деятельность детей, направленную на описание объектов окружающей действительности с помощью понятий, уже изученных в рамках курса информатики;
- расширить представление у учащихся о свойствах объекта;
- сформировать понятие об элементном составе объекта;
- научить выделять в объекте его элементный состав и характеристики его частей;
- научить сравнивать элементный состав различных объектов и находить в них общее;
- сформировать понятие о схеме как об упрощенном изображении объекта.
Педагогические задачи урока:
- развить, закрепить и автоматизировать навыки создания характеристики объекта;
- развить умение анализировать объект по частям и характеризовать их;
- научить анализировать взаимосвязи частей объекта;
- развивать информационную культуру через овладение навыками поэлементного анализа объекта и его частей;
- тренировать навыки работы в графическом редакторе Paint (выделение, перетаскивание мышью).
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- понимать смысл слов «состав объекта» как списка частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части;
- понимать, что выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава объекта и от цели его описания;
- уметь «читать» схему и понимать ее как отражение элементного состава объекта;
- уметь изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами.
Ключевые понятия: объект,элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика.
Общая характеристика урока:
- форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);
- тип урока — комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и имеющихся знаний).
Материальное обеспечение урока: учебник,рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
План урока
- Организационный момент.
- Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
- Физкультминутка.
- Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Обобщение и подведение итогов.
- Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
- Прочитать текст учебника — § 18 «Элементный состав объекта».
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В рабочей тетради № 1 выполнить №1 - 4 стр.44 - 46
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Действия объекта
Действия объекта
Цели урока:
• обобщить знания об элементном составе объектов;
• расширить представление учащихся о характеристике объекта через описание его свойств;
• сформировать представление о действиях объекта как о его поведении;
• научить анализировать объекты окружающего мира с точки зрения выполняемых ими действий;
• научить представлять (описывать) сложные действия в виде последовательности шагов (команд).
Педагогические задачи урока:
• формировать навыки планирования, самоконтроля, рефлексии умственных действий; формировать алгоритмическое мышление;
• развивать умение планомерно анализировать объекты с точки зрения выполняемых ими действий, этапов выполнения действий;
• развивать произвольность, способность точно и грамотно следовать командам, выполнять действия по образцу;
• развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;
• развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• знать, что такое «действие объекта» как элемент характеристики поведения объекта;
• понимать элементный, пошаговый состав целена¬правленных действий;
• уметь разрабатывать пошаговый план действий для достижения поставленной цели;
• знать о структуре компьютерной программы как о последовательности действий;
• иметь представление об автоматических устройст¬вах, работающих по программе, заданной человеком.
Ключевые понятия: объект, действия объекта, команда, этапы, шаги, последовательность шагов, автоматические устройства, программа.
Общая характеристика урока:
• рекомендуемая форма организации — эвристическая беседа с элементами исследования и обобщения;
• рекомендуемый тип урока — комбинированный;
• стратегия — развивающая, опережающая.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
1. Организационный момент.
2. Обобщение сведений.
3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 мин).
4. Физкультминутка.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради.
6. Обобщение и подведение итогов.
7. Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника — § 19 «Действия объекта».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 2 выполнить задание, указанное учителем.
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Отношения между объектами
Цели урока:
• обобщить сведения о действиях как о характеристике объекта;
• сформировать понятие об отношениях объектов как о важной составляющей характеристики объектов;
• показать многообразие отношений объектов между собой;
• рассмотреть характерные отношения объектов;
• сформировать умение представлять отношения объектов в виде схемы;
• совершенствовать навыки работы в текстовом редакторе.
Педагогические задачи урока:
• стимулировать интеллектуальную активность учащихся при обобщении сведений о действиях объекта как о важной составляющей его характеристики;
• развивать аналитические умения учащихся при рассмотрении объектов с точки зрения отношений, в которых они находятся;
• обратить внимание учащихся на специфику раз¬личных отношений объектов;
• научить простейшим приемам работы с текстовыми объектами в текстовом редакторе;
• в обратить внимание учащихся на отношения объектов при работе с текстом;
• развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• знать, что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта;
• понимать многообразие отношений между объектами окружающего мира;
• уметь устанавливать отношения между объектами; различать отношения объектов между собой;
• уметь определять тип отношений, в которых находятся объекты;
• уметь обозначать отношения объектов в виде схемы;
• уметь обозначать отношения объектов в текстовой форме;
• обосновывать выбор нужного объекта, исходя из их отношений.
Ключевое понятие: отношения объектов.
Общая характеристика урока:
• рекомендуемая форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся;
• рекомендуемый тип урока — комбинированный.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока
1. Организационный момент.
2. Обобщение имеющихся знаний по теме урока.
3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради.
6. Обобщение и подведение итогов.
7. Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника — § 20 «Отношения между объектами».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 2 выполнить задание, указанное учителем.
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Повторение материала по теме «Объект и его характеристика»
Цели урока:
• обобщить знания по теме «Объект и его характеристика»;
• закрепить представление о многообразии объектов окружающего мира, о многообразии свойств объектов, их действий и отношений между собой;
• совершенствовать навыки работы с клавиатурой и мышью, эффективные приемы управлением объектами на экране.
Педагогические задачи урока:
• развивать умственные действия в процессе анализа объектов с точки зрения выделения их существенных свойств, действий, установление отношений;
• совершенствовать умственные операции с образными и понятийными объектами;
• развивать наглядно-действенное мышление в процессе предметных действий с компьютерными моделями реальных объектов.
• развивать и активизировать словарный запас учащихся в процессе использования изученных терминов, понятий информатики для создания описания объектов;
• развивать информационную культуру посредством овладения умениями грамотно, точно и адекватно создавать описание объектов окружающего мира, представлять информацию о них рисунком, схемой, таблицей.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• понимать и правильно использовать ключевые понятия;
• уметь приводить примеры свойств объекта, его составных частей, действий и отношений между ними;
• уметь решать информационные задачи по теме;
• владеть основными приемами работы в текстовом и графическом редакторе.
Характеристика урока:
• рекомендуемая форма организации — беседа, тестирование, повторение и обобщение;
• рекомендуемый тип урока — закрепление знаний, их контроль и коррекция;
• стратегия — индивидуально-соревновательная, самоконтроль.
Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, интерактивная доска, программа ActivInspire.
Примерный план урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение и обобщение имеющихся знаний по теме урока, проверка домашнего задания.
3. Тестирование, проверка, обсуждение результатов.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради.
6. Обобщение и подведение итогов.
7. Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника — разделы «Теперь мы знаем» (стр. 124) и «Новые слова и термины» (стр. 126).
2. В рабочей тетради № 2 выполнить задание, указанное учителем.
Контрольная работа № 3 по теме «Объект и его характеристика»
Цели урока:
• проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Объект и его характеристика»;
• провести диагностику и оценить результаты обучения.
Педагогические задачи урока:
• формировать мотивацию к учению и ответственность за результаты учебной деятельности;
• развивать навыки планирования при выполнении заданий в условиях ограничения по времени работы;
• формировать самоконтроль в процессе выполнения интеллектуальной работы.
Общая характеристика урока:
• рекомендуемая форма организации — самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов;
• рекомендуемый тип урока — комбинированный (контрольный и обобщающий);
• стратегия — диагностическая и индивидуально-соревновательная.
Материальное обеспечение урока: бланки контрольной работы; шаблон с ответами для оперативной проверки контрольной работы.
Примерный план урока
1. Комментарий к контрольной работе.
2. Выполнение заданий.
3. Физкультминутка.
4. Подведение итогов, анализ контрольной работы.
Домашнее задание
1. Повторить текст учебника — раздел «Теперь мы знаем» (стр. 124).
2. Тема «Информационный объект и смысл»
Информационный объект и смысл
Цели урока:
• обобщить сведения об описании как об информационном объекте;
• сформировать понятие о том, что реальный объект и соответствующий информационный объект (описание, изображение) связаны по смыслу;
• обобщить знания о способах представления информации;
• показать, что смысл информации не меняется при изменении ее формы, многообразие форм представления информации основано на общем смысле;
• сформировать умение точно и адекватно представлять объект в виде описания или изображения;
• совершенствовать навыки работы в текстовом редакторе.
Педагогические задачи урока:
• стимулировать интеллектуальную активность учащихся при обобщении сведений об описании как об информационном объекте;
• развитие аналитических умений учащихся при рассмотрении информации с точки зрения ее со-держания, смысла;
• обратить внимание на специфику различных информационных объектов, на место описаний и изображений среди них;
• научить простейшим приемам работы с текстовыми объектами в текстовом редакторе;
• научить обращать внимание на смысловую связь реального объекта и информационных объектов (описание и изображение);
• развивать информационную культуру учащихся.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
• знать что такое описание как информационный объект;
• понимать специфику работы компьютера с информационными объектами;
• уметь определять тип информационного объекта;
• уметь выделять существенные признаки объекта с точки зрения цели создания того или иного информационного объекта;
• уметь определять тип отношений, в которых находятся объекты;
• в уметь обосновывать выбор нужного информационного объекта, исходя из поставленной цели.
Ключевые понятия: объект, информационный объект, смысл.
Общая характеристика урока:
• рекомендуемая форма организации — эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся;
• рекомендуемый тип урока — комбинированный.
Примерный план урока
1. Организационный момент.
2. Обобщение имеющихся знаний по теме урока.
3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы.
4. Физкультминутка.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради .
6. Обобщение и подведение итогов.
7. Комментарии учителя к домашнему заданию.
Домашнее задание
1. Прочитать текст учебника — § 21 «Информационный объект и смысл».
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. В рабочей тетради № 2 выполнить задание, указанное учителем.
4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.
Документ как информационный объект
Электронный документ и файл
Текст и текстовый редактор
Изображение и графический редактор
Схема и карта
Число и программный калькулятор
Таблица и электронные таблицы
Повторение материала по теме «Информационный объект и компьютер»
Контрольная работа № 4 по теме «Информационный объект и компьютер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по курсу информатики за 3-ий класс.
Тут представлено тематическое планирование по информатике за 3-ий класс.Информация взята http://www.school2100.ru/uroki/elementary/izo.ph...
Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» (34 часа)
4 класс Программа: Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова...
Итоговый тест информатике в 4 классе (УМК Матвеева)
Итоговый тест по информатике в 4 классе (УМК Матвеева)...
Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)
Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)...
Рабочая программа по информатике в 3 классе (автор Матвеева)
Пояснительная записка, содержание программы, тематическое планирование с УУД и контрольными работами...
Примерное поурочное планирование надпредметного курса «Мир деятельности», 1–4 классы
Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов общеобразовательной начальной школы...
Рабочая программа по курсу "Информатика" 2-4 класс по УМК Матвеева
Рабочая программа по курсу "Информатика" 2-4 класс по УМК Матвеевой...