Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_deyatelnosti.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                                         

                                                  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Целью курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в  практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4-х параллельно развивающихся содержательно - методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование  в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное  действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД соответственно). Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата. Действительно, человек живет в обществе, поэтому он должен владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, должен уметь четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию. Он должен владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и еще многое из того, что формируется у него при изучении содержания коммуникативной линии.

Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточно уровня  развития познавательных процессов и мышления, без владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т.д. применение знаний будет, как минимум, затруднено, либо эти знания могут остаться не реализованными. Задача ценностной линии − сформировать у ребенка такие нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл, а не будут нацелены на разрушение общественной жизни и его самого как личности. Таким образом, данное содержание курса «Мир деятельности» представляет собой целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:

1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.

2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.

3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль умения выполнять действие.

5. Организация образовательного процесса

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения.

В 1 классе на этапе проектирования учащиеся приобретают лишь  первичный опыт самостоятельной постановки цели своей учебной деятельности. В дальнейшем на уроках курса «Мир деятельности» они осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в соответствии со всеми 4 выделенными этапами формирования УУД. Точно так же учитель организует систему работы по формированию умений строить план, выбирать способ и средства достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности. Работа по курсу «Мир деятельности» становится школой саморазвития и для учителя, помогает ему осознать сущность метапредметных результатов ФГОС и методы их достижения.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности  – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и метапредметного) на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных задач приобретает формирование умения учиться. Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.).

                                                 

                            4.  МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

Во 2 «А» классе проводится 26 часов в связи с тем, что «Мир деятельности» надпредметный курс.

       Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Курс «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. Данный курс поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:

- Что значит учиться?

- Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?

- Какие качества помогут мне успешно учиться?

- Как согласованно и дружно работать в паре или группе с другими учениками?

- Как я смогу исправить свои собственные ошибки?

Курс помогает первоклассникам:

1) учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;

2) не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;

3) развивать навыки согласованной работы в группах;

4) развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;

5) учиться более увлеченно и результативно.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1) освоение основных правил общения и формирование умения их применять;

2) освоение правил поведения на уроке и формирование умения их применять;

3) освоение правил поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобретение опыта их применения;

4) освоение правил культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобретение опыта их применения;

5) освоение основных приёмов развития внимания, приобретение опыта их применения;

6) освоение простейших правил и приемов сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобретение опыта их применения;

7) формирование представлений о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность, приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Метапредметные и предметные результаты

1) освоение основных функций ученика и учителя на уроке;

2) освоение последовательности из 10 шагов учебной деятельности;

3) формирование умения определять основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага;

4) формирование умения осознанно осуществлять пробное учебное действие;

5) формирование умения  грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия;

6) формирование умения формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы;

7) формирование умения формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем;

8) формирование умения на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез;

9) формирование умения самостоятельно проверять свою работу по образцу;

10) формирование умения применять алгоритм исправления ошибок при проверке выполненного  задания;

11) формирование умения работать в парах

                               

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ (10 часов)

               Расширяются представления детей об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняются различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться, и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

        Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).

        Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.

        Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.

        Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

         Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.

         Подбор способов и средств для открытия нового знания.

         Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.

         Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).

         Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ ( 4 часа)

       Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, роль мимики и жестов в процессе общения, учатся слышать и слушать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.

       Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.

       Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.

        Как научиться «слышать» собеседника.

        Роль мимики и жестов в процессе общения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ ( 2 часа)

       Учащиеся получают представления о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомства с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.

       Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.

       Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях

ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ (4 часа)

        У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется ценностный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.

        Ценности нашей жизни: знание.

        Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.

        Мы разные — и в этом наша сила.

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ( 4 часа)

ДИАГНОСТИКА ( 2 часа)

РЕЗЕРВ ( 8 часов)


                 7.  Календарно-тематическое(поурочное) планирование по предмету « Мир деятельности»,  2 класс (1 час в неделю, 34 часа)

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Кол-во

часов

Виды  деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

по пла-ну

по факту

Примечание

«Ценности нашей жизни. Знание»

(технология)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

01.09

Урок диагностики № 1

( ИЗО)

1

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования.

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 2 класса в рамках курса  «Мир деятельности».

10.09

«Домашнее задание делаю самостоятельно»

(литературное чтение)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

15.09

«Подробный образец»

(окружающий мир)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

23.09

«Как исправить свою ошибку»

(математика)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

29.09

«Настроение – мой помощник в учебе»

( русский язык)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

06.10

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

(окружающий мир)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

14.10

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

«Учусь называть свое затруднение»

(технология)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать индивидуальное затруднение в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

27.10

«Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

(литературное чтение)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

17.11

« Я – автор, я – понимающий»

(окружающий мир)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение правильно формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

20.11

«Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

(математика)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять правила в позициях «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

01.12

«Учимся дружно. Слушаю и слышу»

(ИЗО)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение  и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

10.12

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

(русский язык)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

15.12

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

«Ставлю цель»

(литературное чтение)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

13.01

«Ключи к новым знаниям»

(технология)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания (а позже − выбирать их) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

19.01

«Результат открытия нового знания. Эталон»

(ИЗО)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать результат учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и опыт самооценки этих умений на основе применения эталона.

11.02

«Личностные качества: целеустремленность»

(окружающий мир)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение проявлять целеустремленность в учебной деятельности на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

12.02

«Я знаю. Я умею»

(литературное чтение)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

16.02

«Как выяснить, что я не умею»

(окружаюший мир)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

24.02

«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

 (ИЗО)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение использовать приемы понимания собеседника без слов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

04.03

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

(русский язык)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

09.03

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

«Личностные качества: самостоятельность»

(ИЗО)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

01.04

Урок диагностики №2

(технология)

1

Диагностическое исследование проводится фронтально в форме тестирования

Определить уровень сформированности метапредметных знаний учащихся 2 класса в рамках курса  «Мир деятельности».

06.04

«Учусь анализировать»

(русский язык)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение применять алгоритм анализа объекта и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

13.04

«Мы разные – и в этом наша сила» (Гостиная для родителей)

(математика)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.    

Работа с раздаточным материалом.

Работа в парах и группах.

Самооценка своей работы  на  основе применения эталона. Работа

с «Лесенкой успеха».

Сформировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

20.04

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

(литературное чтение)

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

27.04

 Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

Резерв

1

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить  имеющиеся затруднения.

Наметить перспективы  дальнейшей коррекции  выявленных  затруднений на уроках  по разным учебным  предметам.

                               


                            8. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

«Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2014

Для учителя:

«Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2012

Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012

CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2012

         

                   9. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты изучения курса

     Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

УМЕТЬ:

- различать знания и умения;

- грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;

- воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;

 - формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;

 - определять средства для открытия нового знания;

 - фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;

 - выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;

 - осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

ЗНАТЬ:

 - 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;

 - два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;

 - алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;

 - простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;

 - правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;

 - правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;

 - алгоритм анализа, уметь его применять;

  - принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности

ПРИНИМАТЬ:

 - каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.

  1. Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
  2. Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
  3. Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
  4. Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.

Рекомендовано по курсу «Мир деятельности» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».

Результатом контроля (текущего и итогового) по курсу «Мир деятельности» должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.

Ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.

Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!!

          В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

1) определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2) составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом. 

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  • тестирование учащихся – диагностика сформированности надпредметных знаний;
  • выполнение учащимися практической работы – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение педагога – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • наблюдение родителей (анкета для родителей) – диагностика сформированности надпредметных умений;
  • анкетирование педагога (классного руководителя) – профессиональные установки педагога;
  • анкетирование родителя – установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;
  • психологическое исследование3.


Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся (п. 1–4), которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога (п. 5), родителей (п. 6), психологическими характеристиками ребенка(п7).

При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодоления выявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме. Главным результатом проведения диагностики является получение рекомендаций по планированию дальнейшей работы, связанной с формированием УУД у учащихся, как индивидуально для каждого ученика, так и для класса в целом. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, содержание курса. программа разработана для учащихся 2 класса...

рабочая программа к надпредметному курсу "Мир деятельности" 2 класс

в рабочей программе представлена пояснительная записка, тематический план...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" для 3 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности"   для 3 класса  УМК "Гармония"...

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс

Рабочая программа по надпредметному курсу "Мир деятельности" 4 класс...

Рабочая программа по надпредметному курсу «Юные краеведы» для 1 - 4 классов

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников,в основе которой положены  календарные праздники, народные традиции и художественные образы растений и животных края...