Сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР)
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной презентации раскрывается клиническая классификация детей с ЗПР на основе этиологического (причины возникновения) принципа (К.С.Лебединская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya_zpr.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка" в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение.
Клиническая классификация детей с ЗПР на основе этиологического (причины возникновения) принципа ( К.С.Лебединская )
ЗПР конституционального происхождения Эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм ( это небольшое запаздывание темпа психического и физического развития личности ) можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР психогенного характера Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических . В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности (устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей в результате ошибок в воспитании), которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития .
ЗПР церебрально-органического происхождения Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью . Детям присуща астенизация всех психических реакций , которая способствует формированию неврастенических и психастенических черт характера.
Общие проявления ЗПР у детей с педагогической точки зрения замедленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации недостаточная сформированность умственных операций и действий низкая познавательная активность и слабости познавательных интересов о граниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем
Количество дошкольников с ЗПР
Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения Концепция коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы. Приказ Минобразования РФ № 103 от 03.07.1981 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР » Приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»
Система комплексной помощи детям с ЗПР Создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории; Раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей; С овершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей; Создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;
Нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР; Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников; Создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса; Разработку моделей служб консультативной помощи семье; подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.
ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите и удалите его. Затем нажмите значок "Вставка рисунка" в заполнителе, чтобы вставить нужное изображение. В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент программы индивидуального сопровождения учащегося с задержкой психического развития
Соглассно последним исследованиям, количество детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растет. Данная программа психологического сопровождения рассчитана на ребенка с задержкой психиче...
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....
Технологии сопровождения детей с задержкой психического развития в образовательном и воспитательном процессе
Выступление на педагогическом совете....
Психолого – педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях массовой школы
Данный материал будет полезен учителям начальных классов как теоретическая основа построения работы с детьми с ОВЗ (ЗПР). В презентации рассматриваются трудности, которые могут встретиться при организ...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с задержкой психического развития
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учетом рекомендаций Ц...
Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.
Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы....
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...