Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»
рабочая программа на тему
Цель программы: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_vneur._deyat._dorogoyu_dobra.docx | 62.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа-гимназия» № 39
Симферопольского городского совета
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №_____ «___» _________ 2014 г | СОГЛАСОВАНО ________ зам. директора по УВР «___» _________ 2014 г. | УТВЕРЖДАЮ _______ Директор «___» _________ 2014 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Дорогою добра»
Составила:
Шумеева Елена Борисовна
учитель начальных классов
г. Симферополь – 2014 г.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.
Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Крыма;
— воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Механизм реализации программы
Педагогические средства и формы
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
- участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
- экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
- участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
- знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
- презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 1-4 классах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Колич. часов |
1 класс | Введение | 1 |
Школьный и внешкольный этикет. | 5 | |
Правила общения. Культура внешнего вида. | 5 | |
О трудолюбии. | 5 | |
Счастье семьи. | 5 | |
Как прекрасен этот мир. | 5 | |
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 6 | |
Итоги | 1 | |
ИТОГО | 33 | |
2 класс | Введение | 1 |
Школьный и внешкольный этикет. | 5 | |
Правила общения. Культура внешнего вида. | 5 | |
О трудолюбии. | 5 | |
Счастье семьи. | 5 | |
Как прекрасен этот мир. | 6 | |
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 6 | |
Итоги | 1 | |
ИТОГО | 34 | |
3 класс | Введение | 1 |
Школьный и внешкольный этикет. | 5 | |
Правила общения. Культура внешнего вида. | 5 | |
О трудолюбии. | 5 | |
Счастье семьи. | 5 | |
Как прекрасен этот мир. | 6 | |
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 6 | |
Итоги | 1 | |
ИТОГО | 34 | |
4 класс | Введение | 1 |
Школьный и внешкольный этикет. | 5 | |
Правила общения. Культура внешнего вида. | 5 | |
О трудолюбии. | 5 | |
Счастье семьи. | 5 | |
Как прекрасен этот мир. | 6 | |
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 6 | |
Итоги | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Содержание программы
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу:
- «Школьный и внешкольный этикет»
- усвоение нравственных норм, правил, требований;
- формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений;
- «Правила общения. Культура внешнего вида»
- выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
- формирование культуры нравственного поведения;
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
- профилактика вредных привычек;
- овладение основами нравственного самовоспитания;
- «О трудолюбии»
- воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
- формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;
- «Счастье семьи»
- формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;
- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
- повышение значения семейных, государственных ценностей;
- «Как прекрасен этот мир»
- раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;
- «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»
- формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;
- развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;
- выработка оценочных моральных принципов, представлений;
- воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
- Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
- Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других людей.
- Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нём;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на ходить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Формы контроля:
-наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
-просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
-участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
-экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
-участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
-знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
Календарно-тематическое планирование
Раздел | № | Тема занятия | Дата | Примеч. | |
План | Факт | ||||
1 класс | |||||
Введение | 1. | Вводное занятие. | |||
Школьный и вне школьный этикет. | 2. | Правила поведения на уроке и на перемене. | |||
3. | Правила поведения в гардеробе и в столовой. | ||||
4. | Правила поведения в библиотеке. | ||||
5. | Правила поведения на школьном дворе. | ||||
6. | Правила поведения на улице и дома. | ||||
Правила общения Культура внешнего вида. | 7. | Культура внешнего вида. | |||
8. | Каждой вещи - свое место. | ||||
9. | Умение ценить свое и чужое время. | ||||
10. | Что я могу сказать о себе? | ||||
11. | «Если вы вежливы...». | ||||
О трудолю бии. | 12. | «Ученье - свет, а неученее - тьма». | |||
13. | Как быть прилежным и старательным. | ||||
14. | Наш труд в классе. | ||||
15. | Мой труд каждый день дома. | ||||
16. | «Без труда – не вынешь рыбки из пруда». | ||||
Счастье семьи. | 17. | Что такое «добро» и «зло». | |||
18. | О папе, маме и семье. | ||||
19. | Мамино чуткое сердце. | ||||
20. | Чудо материнской любви. | ||||
21. | Порадовать близких. Как это просто! | ||||
Как прекра сен этот мир. | 22. | Природа и я - одна семья. | |||
23. | О красках и картинах. | ||||
24. | О музыке и музыкантах. | ||||
25. | О природе и красоте Земли. | ||||
26. | Помни о других - ты не один на свете. | ||||
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 27. | Как стать волшебником? | |||
28. | Почему ты плачешь, бабушка? | ||||
29. | Добрые и недобрые слова. | ||||
30. | Слово на ладошке. | ||||
31. 32 | А ты поступи по-другому. | ||||
Итоги | 33. | «Папа, мама, я – дружная семья». | |||
2 класс | |||||
Раздел | № | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примеч. |
Введение | 1. | Перелистывая страницы 1 класса. | |||
Школьный и вне школьный этикет. | 2. | Что такое школьная дисциплина? | |||
3. | Твоя школа. | ||||
4. | Твой класс. | ||||
5. | Твой дом. | ||||
6. | Твой город. | ||||
Правила общения. Культура внешнего вида. | 7. | Внимательность к окружающим. | |||
8. | Обязательность, дал слово - держи его. | ||||
9. | Как ты разговариваешь с товарищами. | ||||
10. | Доброжелательность, правдивость, честность в общении. | ||||
11. | Поступки твои и других (их оценка). | ||||
О трудолю бии. | 12. | Правило «Учусь все делать сам». | |||
13. | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | ||||
14. | Что значит быть бережливым и аккуратным? | ||||
15. | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | ||||
16. | Заботу и внимание нужно беречь. | ||||
Счастье семьи. | 17. | Как поделить печенье? | |||
18. | Если будешь ссориться, если будешь драться. | ||||
19. | Не мёд, а ко всему льнет. | ||||
20. | За что мы сами себя иногда не любим. | ||||
21. | Как относиться к людям? | ||||
Как прекра сен этот мир. | 22. | О деревьях и растениях. | |||
23. | О комнатных цветах. | ||||
24. | О фруктах и ягодах. | ||||
25. | Об овощах и грибах. | ||||
26. | О злаках и целебных травах. | ||||
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 27. | О дружбе, мудрости, любви и словах. | |||
28. | Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. | ||||
29. | Доброе слово – лечит, а плохое калечит. | ||||
30. 31 | Расскажи всем только правду. | ||||
32. 33 | Да, нет, не знаю… | ||||
Итоги | 34. | Цветик – семицветик исполняет желания. | |||
3 класс | |||||
Раздел | № | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примеч. |
Введение | 1. | Перелистывая страницы 2 класса. | |||
Школьный и вне школьный этикет. | 2. | Взаимопомощь - как её организовать. | |||
3. | Береги школьное имущество. | ||||
4. | Правила поведения в школе. Игры на переменке. | ||||
5. | Правила поведения в гостях. | ||||
6. | В какие игры и как мы играем. | ||||
Правила общения. Культура внешнего вида. | 7. | С кем бы ты хотел дружить? | |||
8. | Каким тебя видят окружающие? | ||||
9. | Мой гардероб и уход за ним. | ||||
10. | Будничная и праздничная одежда. | ||||
11. | Точность: береги своё время и время других. | ||||
О трудолю бии. | 12. | «Труд кормит, а лень портит». | |||
13. | Любишь кататься, люби и саночки возить.. | ||||
14. | Сделал дело, гуляй смело! | ||||
15. | Кем хочу быть, почему? | ||||
16. | Мы все такие разные! | ||||
Счастье семьи. | 17. | Что такое справедливость? | |||
18. | Кто кого обидел первым? | ||||
19. | Я, я, я… нет – МЫ! | ||||
20. | Уют и понимание в вашем доме. | ||||
21. | Все люди рождены для счастья. | ||||
Как прекра сен этот мир. | 22. | Соблюдение чистоты и порядка. | |||
23. | Необыкновенная пуговица и порванный фантик. | ||||
24. | О мальчике, который верил в чудеса. | ||||
25. | Хорошо там, где нас нет… | ||||
26. | Счастливая страна. | ||||
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 27. | Хлебец с маслом и пустой горшок м мёдом… | |||
28. | Почему ты меня не прощаешь? | ||||
29. | Чем им отплатить? | ||||
30. 31 | О хмуром человеке. | ||||
32. 33 | Эхо человеческой жизни. | ||||
Итоги | 34. | «Умейте счастьем дорожить». | |||
4 класс | |||||
Раздел | № | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примеч. |
Введение | 1. | Перелистывая страницы 3 класса. | |||
Школьный и вне школьный этикет. | 2. | Правила поведения в кино. | |||
3. | Правила поведения в театре. | ||||
4. | Правила поведения в музее. | ||||
5. | Правила поведения на выставке. | ||||
6. | Меня пригласили на день рождения. | ||||
Правила общения. Культура внешнего вида. | 7. | Умение вежливо слушать и слышать. | |||
8. | Разрешите мне сказать. | ||||
9. | Смех без причины – признак дурачины. | ||||
10. | Прощание с близкими и друзьями. | ||||
11. | Культурный человек – какой он? | ||||
О трудолюбии. | 12. | Совет хорош, а дело – лучше! | |||
13. | Ленивые всегда бывают людьми посредственными. | ||||
14. | Говорящие знаки. | ||||
15. | Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить. | ||||
16. | Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить. | ||||
Счастье семьи. | 17. | «Настоящий» мужчина. | |||
18. | О мальчике, который верил в чудеса. | ||||
19. | Чем им отплатим? О детях и родителях. | ||||
20. | Бумеранг. Чье мнение дороже? | ||||
21. | Рецепт от несчастной жизни. | ||||
Как прекра сен этот мир. | 22. | «Незабудка» о любви к природе и людям. | |||
23. | Разговор с животными. | ||||
24. | Просьба птиц. | ||||
25. | Не рвите цветы, они так прекрасны! | ||||
26. | Колодец с живой водой. | ||||
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 27. | Так я и думала… | |||
28. | Предательство. | ||||
29. | Строитель мостов. | ||||
30. 31 | Следы на песке… | ||||
32 33. | Тройное сито нашей речи. | ||||
Итоги | 34. | Ты, да я, да мы с тобой! |
Методическое обеспечение программы.
Материально-технический ресурс:
-фото-,видеоаппаратура(фотоаппарат, видеомагнитофон,.), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;
-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.
Кадровый ресурс:
-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;
-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.
Организационный ресурс.
Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.
Информационно-методический ресурс:
-городской краеведческий музей;
-городская детская библиотека;
-Дом детского творчества;
-школьный сайт;
-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
http://nsc.1september.ru Начальная школа
http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка
http://www.pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.су
http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
http://viki.rdf.ru/ Презентации
Список использованной литературы для педагогов
1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009
2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007
3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 1 класс – Москва «ВАКО» , 2009
4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007
5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006
6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (духовно-нравственное направление) «ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ»
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века....