Программа "Дорогою открытий и добра" "Кораблик" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа "Дорогою открытий и добра" "Кораблик" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korablik_2.docx | 72.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и мстапредметных результатов начального образования.
Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.
Задачи программы
Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально- эстетической отзывчивости.
Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Г. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).
Возможны различные варианты использования программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» в сочетании с программой учебного курса «Гражданское образование в начальных классах».
Вариативность использования отражена в содержании программы каждого класса в разделе «Общие сведения и дополнительные формы работы». Текст базового содержания программы (1 час в неделю) напечатан обычным шрифтом. Дополнительные формы работы выделены в каждой теме курсивом «Дополнительно» и имеют рекомендательный характер. Педагог может заменить рекомендуемые формы другими, более актуальными для конкретного контингента детей с учетом уровня их воспитанности. Кроме того, приводимые в некоторых темах дополнительные формы работы предлагаются на выбор обучающихся и их родителей. Возможно использование только одной из перечисленных форм.
1-й вариант. Если в образовательном учреждении не преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то программа «Дорогою открытий и добра» может использоваться для организации внеурочной деятельности в 1— 4 классах из расчета не менее двух часов в неделю
Нужно учитывать, что программа «Дорогою открытий и добра» реализует не только духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное и спортивно-оздоровительное. Данная программа является комплексной и может использоваться по различным направлениям внеурочной деятельности в необходимом для данного образовательного учреждения.
Количество часов может быть увеличено за счет дополнительных форм работы.
2-й вариант. Если в ОУ преподается учебный курс «Гражданское образование» в начальных классах, то занятия по программе «Дорогою открытий и добра» проводятся следующим образом:
в 1 классе на внеурочных занятиях реализуется базовое содержание программы и раздел «Дополнительно» (2 часа в неделю);
во 2—4 классах на уроках гражданского образования реализуется базовое содержание (1 час в неделю), а на внеурочных занятиях — раздел «Дополнительно» (количество часов определяется учителем начальных классов с учетом потребностей данного класса).
Работа по программе «Дорогою открытий и добра» способствует реализации общих целей начального образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учетом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.
Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы. Программа построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельностного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а также условно-концентрического принципа.
Программа рассчитана на четыре года, в течение которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов (тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:
1. Отечество. Родина (Россия, малая родина).
2. Познание мира.
3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран.
4. Семья и человек, самопознание.
Особенности форм работы
Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти (в 1 и 2 классах) или полугодия (в 3 и 4 классах). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.
В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы — по раскрашиванию, рисованию и т. д. Во 2—4 классах занятия проводятся с использованием учебников и рабочих тетрадей «Кораблик» (2 класс) и «Жар-птица» (3, 4 классы) (авт. С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,. Ю. Яшина), а также мультимедийных приложений к учебникам (авт. Э. Е. Кузнецова).
Внеурочные занятия во 2—4 классах не имеют жестко заданной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть (чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.); чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями; выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые содержатся в тетради, учебнике, или предложенных учителем; выполнение коммуникативных заданий. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (учебной, игровой, трудовой).
Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т. д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, трудовой, краеведческой и др.).
Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах
2 класс
Календарно – тематическое планирование занятий по программе
«Дорогою открытий и добра»
2 часа в неделю = всего 68 часов
№ п/п | Название цикла, тема | Дата | |
Программа | Кор-ние | ||
1 | Конкурс мини сочинений «Я горжусь своей Россией» | 02.09 | |
2 | Земля – общий дом для всех людей. | 07.09. | |
3 | Игра-тренинг «Учимся приветствовать друг друга» | 09.09. | |
4 | Просмотр мультфильмов Отечество - наша Родина | 14.09. | |
5 | Отечество. Наша Родина - Россия | 16.09. | |
6 | Конкурс рисунков «Моя малая родина» | 21.09. | |
7 | День народных игр. | 23.09. | |
8 | Виртуальная экскурсия по музеям Москвы | 28.09. | |
9 | Москва – столица нашей Родины. | 30.09. | |
10 | Конкурс мини- сочинений «Моя Москва». | 05.10 | |
11 | Конкурс чтецов « Стихи о Москве" | 07.10 | |
12 | Защита мини-проекта «Родная Москва» | 12.10. | |
13 | «Люблю тебя, Петра творенье..» - конкурс стихов | 14.10 | |
14 | Санкт-Петербург – голова России. | 19.10 | |
15 | Защита мини-проекта «Экскурсия по северной столице» | 21.10. | |
16 | Виртуальная экскурсия по Эрмитажу | 26.10. | |
17 | Нижний Новгород – моя гордость. | 28.10 | |
18 | Нижегородская ярмарка. | 09.11 | |
19 | Нижегородская ярмарка. | 11.11 | |
20 | Защита мини-проекта «Народные промыслы» | 16.11 | |
21 | Изготовление сувениров. | 18.11 | |
22 | Изготовление сувениров. | 23.11 | |
23 | Ярмарочная карусель (Обобщающее занятие) | 25.11. | |
24 | Детский праздник «Ярмарочная карусель» | 30.11 | |
25 | Итоговое занятие «Дом, в котором мы живем» | 02.12 | |
26 | Шар земной именуется миром. | 07.12 | |
27 | Оформление книжки малышки «Пословицы о мире» | 09.12 | |
28 | Открываем Америку. США. | 14.12 | |
29 | Изготовление поделки - корабль Колумба. | 16.12. | |
30 | Просмотр мультфильмов У.Диснея | 21.12. | |
31 | По новогодней карте. | 23.12. | |
32 | Разноцветный новогодний хоровод | 28.12 | |
33 | Индия. Хождение за три моря. | 11.01 | |
34 | Животные Индии (лепка) | 13.01. | |
35 | Сочинение синквейнов об А.Никитине и его путешествии | 18.01. | |
36 | Кругосветное путешествие. | 20.01. | |
37 | Защита мини-проектов «Путешественники» | 25.01. | |
38 | Просмотр мультфильма «Девятая планета» | 27.01. | |
39 | По неведомым дорожкам | 01.02 | |
40 | Изготовление поделок из соломы. | 03.02. | |
41 | Просмотр любимой сказки | 08.02. | |
42 | В суровом северном краю | 10.02. | |
43 | Просмотр мультфильмов по сказкам Г.Х.Андерсена. | 15.02. | |
44 | Викторина «Сказочный мир Г.Х.Андерсена» | 17.02. | |
45 | Секреты старого замка. | 22.02. | |
46 | Компьютерный рисунок «Волшебный замок» | 01.03. | |
47 | Чтение сказок Ш.Перро | 03.03 | |
48 | Просмотр фильма по сказкам Ш.Перро | 10.03. | |
49 | Под жарким солнцем Черной Африки | 15.03. | |
50 | Просмотр мультфильм «Доктор Айболит» | 17.03. | |
51 | Виртуальная экскурсия по Африке | 31.03. | |
52 | Там, где восходит солнце | 05.04. | |
53 | Изготовление Змея-дракона | 07.04. | |
54 | Знакомство с восточным календарем. | 12.04. | |
55 | Сказочное путешествие. (Обобщающее занятие) | 14.04. | |
56 | Из дальних странствий возвратясь | 19.04. | |
57 | Ролевые игры. | 21.04. | |
58 | Мир семьи | 26.04. | |
59 | Защита мини-проекта «Моя родословная» | 28.04. | |
60 | Изготовление подарков для родных. | 03.05. | |
61 | Я и моё имя. | 05.05. | |
62 | Защита мини-проекта «Тайна моего имени» | 10.05. | |
63 | Герои с таким же именем. Защита мини -проекта | 12.05. | |
64 | Вместе - дружная семья. | 17.05. | |
65 | Подготовка к празднику «Вместе дружная семья» | 19.05 | |
66 | Классный праздник «Вместе дружная семья» | 24.05. | |
67 | Обобщающее занятие по курсу. | 26.05. | |
68 | Резерв | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование программы по внеурочной деятельности Дорогою открытий и добра
В документе содержится тематическое планирование программы по внеурочной деятельности...
открытый урок во 2 классе по учебнику "Enjoy English" 2. Тема "Welcome to our theatre! Sport games and activities". / Добро пожаловать в наш театр! Спортивные игры.
Данный урок был дан в рамках регионального научного семинара - практикума учителей, работающих по системе Л. В. Занкова "Проблемы здоровьесбережения и природосообразности обучения в процессе осуществл...
План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра" по программе Б.М Неменского
План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра." по программе Б. М. Неменского....
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...
Открытый классный в 1 классе на тему "Будем добрее!"
Цель: формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.Задачи:1. Формирование навыков толерантного отношения.2. Разв...
Внеклассное мероприятие для детей 3-4 класса "Сердце открыто для добра"
Внеклассное мероприятие...
Программа кружка "Дорогою открытий и добра" 1-4 классы
Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей....