Программа "Дорогою открытий и добра" "Кораблик" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Кузнецова Оксана Евгеньевна

Программа "Дорогою открытий и добра" "Кораблик" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korablik_2.docx72.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и мстапредметных результатов начального образования.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Задачи программы

 Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

 Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

 Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

 Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.

 Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально- эстетической отзывчивости.

 Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

 Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Г. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).

Возможны различные варианты использования программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» в сочетании с программой учебного курса «Гражданское образование в начальных классах».

Вариативность использования отражена в содержании программы каждого класса в разделе «Общие сведения и дополнительные формы работы». Текст базового содержания программы (1 час в неделю) напечатан обычным шрифтом. Дополнительные формы работы выделены в каждой теме курсивом «Дополнительно» и имеют рекомендательный характер. Педагог может заменить рекомендуемые формы другими, более актуальными для конкретного контингента детей с учетом уровня их воспитанности. Кроме того, приводимые в некоторых темах дополнительные формы работы предлагаются на выбор обучающихся и их родителей. Возможно использование только одной из перечисленных форм.

1-й вариант. Если в образовательном учреждении не преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то программа «Дорогою открытий и добра» может использоваться для организации внеурочной деятельности в 1— 4 классах из расчета не менее двух часов в неделю

Нужно учитывать, что программа «Дорогою открытий и добра» реализует не только духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное и спортивно-оздоровительное. Данная программа является комплексной и может использоваться по различным направлениям внеурочной деятельности в необходимом для данного образовательного учреждения.

Количество часов может быть увеличено за счет дополнительных форм работы.

2-й вариант. Если в ОУ преподается учебный курс «Гражданское образование» в начальных классах, то занятия по программе «Дорогою открытий и добра» проводятся следующим образом:

 в 1 классе на внеурочных занятиях реализуется базовое содержание программы и раздел «Дополнительно» (2 часа в неделю);

 во 2—4 классах на уроках гражданского образования реализуется базовое содержание (1 час в неделю), а на внеурочных занятиях — раздел «Дополнительно» (количество часов определяется учителем начальных классов с учетом потребностей данного класса).

Работа по программе «Дорогою открытий и добра» способствует реализации общих целей начального образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учетом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы. Программа построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельностного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а также условно-концентрического принципа.

Программа рассчитана на четыре года, в течение которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов (тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

1.        Отечество. Родина (Россия, малая родина).

2.        Познание мира.

3.        Культура разных народов, культура моей страны и других стран.

4.        Семья и человек, самопознание.

Особенности форм работы

Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти (в 1 и 2 классах) или полугодия (в 3 и 4 классах). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы — по раскрашиванию, рисованию и т. д. Во 2—4 классах занятия проводятся с использованием учебников и рабочих тетрадей «Кораблик» (2 класс) и «Жар-птица» (3, 4 классы) (авт. С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,. Ю. Яшина), а также мультимедийных приложений к учебникам (авт. Э. Е. Кузнецова).

Внеурочные занятия во 2—4 классах не имеют жестко заданной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть (чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.); чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями; выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые содержатся в тетради, учебнике, или предложенных учителем; выполнение коммуникативных заданий. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (учебной, игровой, трудовой).

Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т. д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям внеурочной деятельности (познавательной, художественно-эстетической, трудовой, краеведческой и др.).

Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах

                                                      2 класс

Календарно – тематическое планирование занятий по программе

«Дорогою открытий и добра»

2 часа в неделю = всего 68 часов

№ п/п

Название цикла, тема

Дата

Программа

Кор-ние

1

Конкурс мини сочинений «Я горжусь своей Россией»

02.09

2

Земля – общий дом для всех людей.

07.09.

3

Игра-тренинг «Учимся приветствовать друг друга»

09.09.

4

Просмотр мультфильмов Отечество - наша Родина

14.09.

5

Отечество. Наша Родина - Россия

16.09.

6

Конкурс  рисунков «Моя малая родина»

21.09.

7

День народных игр.

23.09.

8

Виртуальная экскурсия по музеям Москвы

28.09.

9

 Москва – столица нашей Родины.

30.09.

10

Конкурс мини- сочинений «Моя Москва».

05.10

11

Конкурс чтецов « Стихи        о Москве"

07.10

12

Защита мини-проекта «Родная Москва»

12.10.

13

«Люблю тебя, Петра творенье..» - конкурс стихов

14.10

14

Санкт-Петербург – голова России.

19.10

15

Защита мини-проекта «Экскурсия по северной столице»

21.10.

16

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу

26.10.

17

Нижний Новгород – моя гордость.

28.10

18

Нижегородская ярмарка.

09.11

19

Нижегородская ярмарка.

11.11

20

Защита мини-проекта «Народные промыслы»

16.11

21

Изготовление сувениров.

18.11

22

Изготовление сувениров.

       23.11

23

Ярмарочная карусель (Обобщающее занятие)

25.11.

24

Детский праздник «Ярмарочная карусель»

30.11

25

Итоговое занятие «Дом, в котором мы живем»

02.12

26

Шар земной именуется миром.

     07.12

27

Оформление книжки малышки «Пословицы о мире»

09.12

28

Открываем Америку. США.

14.12

29

Изготовление поделки - корабль Колумба.

16.12.

30

Просмотр мультфильмов У.Диснея

21.12.

31

По новогодней карте.

23.12.

32

Разноцветный новогодний хоровод

     28.12

33

Индия. Хождение за три моря.

11.01

34

Животные Индии (лепка)

13.01.

35

Сочинение синквейнов об А.Никитине и его путешествии

18.01.

36

Кругосветное путешествие.

20.01.

37

Защита мини-проектов «Путешественники»

25.01.

38

Просмотр мультфильма «Девятая планета»

27.01.

39

По неведомым дорожкам

01.02

40

Изготовление поделок из соломы.

03.02.

41

Просмотр любимой сказки

08.02.

42

В суровом северном краю

10.02.

43

Просмотр мультфильмов по сказкам Г.Х.Андерсена.

15.02.

44

Викторина «Сказочный мир Г.Х.Андерсена»

17.02.

45

Секреты старого замка.

22.02.

46

Компьютерный рисунок «Волшебный замок»

01.03.

47

Чтение сказок Ш.Перро

03.03

48

Просмотр фильма по  сказкам Ш.Перро

10.03.

49

Под жарким солнцем Черной Африки

15.03.

50

Просмотр мультфильм «Доктор Айболит»

17.03.

51

Виртуальная экскурсия по Африке

31.03.

52

Там, где восходит солнце

05.04.

53

Изготовление Змея-дракона

07.04.

54

Знакомство с восточным календарем.

12.04.

55

Сказочное путешествие. (Обобщающее занятие)

14.04.

56

Из дальних странствий возвратясь

19.04.

57

Ролевые игры.

21.04.

58

Мир семьи

26.04.

59

Защита мини-проекта «Моя родословная»

28.04.

60

Изготовление подарков для родных.

     03.05.

61

Я и моё имя.

05.05.

62

Защита мини-проекта «Тайна моего имени»

10.05.

63

Герои с таким же именем. Защита мини -проекта

12.05.

64

Вместе - дружная семья.

17.05.

65

Подготовка к празднику «Вместе дружная семья»

19.05

66

Классный праздник «Вместе дружная семья»

24.05.

67

Обобщающее занятие по курсу.

26.05.

68

Резерв

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование программы по внеурочной деятельности Дорогою открытий и добра

В документе содержится тематическое планирование программы по внеурочной деятельности...

открытый урок во 2 классе по учебнику "Enjoy English" 2. Тема "Welcome to our theatre! Sport games and activities". / Добро пожаловать в наш театр! Спортивные игры.

Данный урок был дан в рамках регионального научного семинара - практикума учителей, работающих по системе Л. В. Занкова "Проблемы здоровьесбережения и природосообразности обучения в процессе осуществл...

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра" по программе Б.М Неменского

План-конспект открытого урока для 4 класса "Сопереживание. Дорогою добра." по программе Б. М. Неменского....

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Открытый классный в 1 классе на тему "Будем добрее!"

Цель: формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.Задачи:1.     Формирование навыков толерантного отношения.2.     Разв...

Программа кружка "Дорогою открытий и добра" 1-4 классы

Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей....