Программа кружка "Дорогою открытий и добра" 1-4 классы
материал

Назарова Наталья Сергеевна

Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dod_aprel_21.docx118.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рассмотрена


ТЕПЛОСТАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА


УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

№26 от 26.08.2019 г.


приказом директора от 26.08.2019 г. протокол №1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Дорогою открытий и добра» 34 часа

Руководитель кружка:

Назарова Н.С.

2019г.

  1. Пояснительная записка

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Задачи программы

  • Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
  • Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
  • Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
  • Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
  • Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
  • Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
  • Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
  • Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
  • Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Общая характеристика

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.

Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.

Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми.

Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.

Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. В программе выделены 4 тематических блока (раздела), в которых отражены общечеловеческие ценности - Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек:

  1. Отечество. Родина. Россия.
  2. Познание мира.
  1. Культура разных народов.
  2. Семья и человек.

Описание программы в учебном плане

В основу программы «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса

«Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).

Так как в школе преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то занятия по программе «Дорогою открытий и добра» проводятся следующим образом:

  • в 1 классе реализуется базовое содержание программы и раздел «Дополнительно» (1 час в неделю);
  • во 2—4 классах на уроках гражданского образования реализуется базовое содержание (1 час в неделю), раздел «Дополнительно» (1 час в неделю).

Работа по программе «Дорогою открытий и добра» способствует реализации общих целей начального образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учетом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы. Программа построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно-деятельностного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а также условноконцентрического принципа.

Программа рассчитана на четыре года, в течение которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов (тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

  1. Отечество. Родина (Россия, малая родина).
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран.
  4. Семья и человек, самопознание.

Особенности форм работы

Содержание программы реализуется через систему занятия с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти (в 1 и 2 классах) или полугодия (в 3 и 4 классах). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы — по раскрашиванию, рисованию и т. д. Во 2—4 классах занятия проводятся с использованием учебников и рабочих тетрадей «Кораблик» (2 класс) и «Жар-птица» (3, 4 классы) (авт. С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина), а также мультимедийных приложений к учебникам (авт. Э. Е. Кузнецова).

Занятия во 2—4 классах не имеют жестко заданной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть (чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.); чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями; выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые содержатся в тетради, учебнике, или предложенных учителем; выполнение коммуникативных заданий. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (учебной, игровой, трудовой).

Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т. д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы.

Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

                  Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.

Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.

Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.

         Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные универсальные учебные действия. Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России. Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине. Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям, прославившим Отечество. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Осознание своей эстетической принадлежности.

Любовь к родному краю. Бережное отношение к природе, создание заповедников.

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Сотрудничество и взаимопомощь народов разных стран. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие другого человека таким, какой он есть. Интерес к народному искусству, промыслам и ремеслам. Уважение к народной мудрости, заключенной в сказках, пословицах, афоризмах. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, сказки разных народов.

Представления о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках. Бережное отношение к семейным реликвиям. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение ее выражать.

Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности любого труда. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге. Ценность культуры: музеи, памятники, произведения искусства. Эстетическое отношение к миру, искусству.

Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков. Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека. Эмпатия как понимание чувств других людей. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремленности, справедливости, честности и др. Забота о других людях. Установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные, регулярные и познавательные универсальные учебные действия. Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности;

взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания и др.). Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации. Создание творческих работ. Ведение дневника читателя и личного дневника. Выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценирование отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Изготовление элементов народных костюмов, поделок.

Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развернутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию и иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.

Предметные результаты

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

2. Содержание учебного плана

1 класс (33 ч)

Открываем школьный мир (8 ч)

  1. Здравствуй, школа! Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов различных кабинетов, библиотеки, актового зала и т. п. Люди, которые работают в школе: директор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствия, знакомство с людьми, работающими в школе, получение информации о школе. Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе (что нам нравится в нашей школе). Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о школах, в которых учились наши родители, о том, что им нравилось в школе. Рассказываем об этом в классе».
  2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли

— роли ученика («Мы стали учениками», «Каким должен быть ученик», «Я учусь быть учеником»). Правила поведения ученика в классе. Первые впечатления детей о классе (что нам нравится в нашем классе).

Дополнительно: мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе».

  1. Мои учителя. Моя первая учительница (учитель). Педагоги, работающие с классом: воспитатель, психолог, логопед и др. Знакомство с учителями нашего класса. Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на его вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемену.

Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе».

  1. Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену.

Дополнительно: разучивание игр, в которые можно играть на переменах. 5.Школьные вещи — наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособия и оборудование класса и др. Забота об этих вещах, бережное отношение к ним.

Дополнительно: коллективное трудовое дело по изготовлению раздаточного дидактического материала для уроков по разным учебным предметам.

  1. Правила школьной жизни (2 ч). Правила поведения на перемене, в школьной столовой, раздевалке и других местах школы. Взаимопомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и другими учениками школы.

Дополнительно: занятие по культуре поведения (инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игры на общение).

  1. День рождения класса. Детско-родительский праздник. Создание традиций класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепитие и т. п.

Дополнительно: подготовка к празднику «День рождения класса».

Удивляемся чудесам, совершаем открытия.(8 ч)

  1. Тайны и чудеса вокруг нас. Мир вокруг нас — загадочный и удивительный. Источники информации о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи, Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира («Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их»).

Дополнительно: обсуждение познавательных телепередач.

  1. Книги — наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгами. Библиотекарь — человек, помогающий ориентироваться в мире книг.

Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малышек (с рисунками, аппликациями и подписями к ним), трудовое дело «Наряд для учебника» (изготовление обложек или закладок для учебников).

  1. Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка) музыка. Люди, создающие произведения искусства (художники, скульпторы, фотографы, архитекторы, композиторы). Искусство как ценность («Учимся ценить и беречь искусство»). Музеи, их виды. Правила поведения в музеях.

Дополнительно (на выбор): вечер музыки, экскурсия (реальная или воображаемая) в музей, создание «малого Эрмитажа» (выставки репродукций любимых картин), конкурс на лучший рисунок, скульптуру из пластилина или других материалов.

  1. Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк) (2 ч). Откроем для себя мир искусства: театр, кино, мультипликация, цирк. Люди, создающие произведения искусства (режиссеры, актеры). Правила поведения в театре, кинотеатре, цирке.

Дополнительно (на выбор): совместный просмотр и обсуждение фильмов; подготовка детьми небольшого спектакля или кукольного представления.

  1. Удивительный мир людей. Люди разных профессий в нашем городе (селе). Люди, которые трудятся для нас. Народные умельцы. Народные промыслы Нижегородской области. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми, правила поведения на улице и в общественных местах (магазин, почта, поликлиника, парикмахерская и т. п.).

Дополнительно (на выбор): экскурсия на почту, в магазин и т.п. ; выставка изделий народных промыслов.

  1. Удивительный мир вещей. Чудеса техники и быта: удивительные вещи, созданные руками людей (бытовые приборы, компьютер и др.). Вещи, которые украшают наш быт. Люди, которые создают чудеса и открывают тайны (ученые, изобретатели, мастера). Правила бережного обращения с техникой и окружающими нас вещами.

Дополнительно: трудовое дело «Создаем чудеса своими руками» (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т. п.).

  1. Мир прекрасный и        удивительный. Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире.

Дополнительно: подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине.

Сохраняем и создаѐм традиции (9 ч.)

  1. Что такое традиция? Понятие «традиция»: традиционные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения.

Дополнительно: фольклорный праздник (узнаем о традициях предков).

  1. Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций («Какую новую традицию мы хотим создать»).

Дополнительно: мини-исследование «Традиции нашей школы».

  1. Семейные традиции (2ч). Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных народных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых («Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать»).

Дополнительно: трудовое дело по изготовлению подарков своим родным.

  1. Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции проведения праздников.

Дополнительно: подготовка и проведение праздника 23 февраля — праздника пап и дедушек.

  1. Праздничный календарь. Традиционные праздники: Новый год и Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиция защиты Отечества. Традиции уважения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов.

Дополнительно: подготовка и проведение праздника 8 марта — праздника мам и бабушек.

  1. Традиции малой родины (2 ч). Традиционные праздники нашей малой родины (день города, села и др.).

Конкурсы (на лучший двор, цветник и т. п.). Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы.

Дополнительно: разучивание народных танцев, песен, игр, забав.

  1. Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями.

Дополнительно: подготовка к празднику «Встречаем весну».

Познаѐм любимый край. (8 ч.) 

1. Мой адрес. Место, где я живу: Россия, Нижний Новгород или Нижегородская область; район, город, поселок, село или деревня. Понятие

«родина» в широком и узком значении: родина — Россия, родина — Нижегородский край, родина — мой город или село.

Дополнительно: экскурсия по селу.

  1. Природа моего края. Природа Нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере.

Дополнительно (на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело «Помощь природе» (уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т. п.).

  1. Мой город, моѐ село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района). Особые места города или села, которые требуют нашей заботы.

Дополнительно: мини-исследование «Моя малая родина» (сбор материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).

  1. Моя улица, мой дом. Названия улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям.

Дополнительно: конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название моей улицы».

  1. Мой дом, моя семья. Мой дом («За что я люблю свой дом»). Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым.

Дополнительно: выставка рисунков о семье.

  1. Мои домашние любимцы (животные, растения) (2 ч). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них.

Дополнительно: выполнение проектов «Мой домашний любимец» (животное или растение).

  1. Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий, подведение итогов КТД в форме конкурсов и игр.

Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия».

2 класс (34 ч)

Дом, в котором мы живѐм.. (9ч.)

  1. Земля - общий дом для всех людей. (2ч)

(На выбор): рисование на тему «Дом, в котором мы живем» (возможен любой вариант значения слова «дом») или создание шуточных образов Земли, подбор картинок с изображением разных домов и беседа по картинкам; игра-тренинг «Учимся приветствовать друг друга» (с использованием приветствий, принятых у разных народов).

  1. Отечество. Наша Родина— Россия. (2ч)

(На выбор): рисование на тему «Моя Родина»; конкурс чтецов — стихотворения о Родине и родной природе; разучивание русских народных игр; фольклорный праздник, посвященный русским народным традициям.

  1. Москва – столица нашей Родины.

(На выбор): воображаемое путешествие по Москве, мини-проект «Моя Москва» (сбор и оформление материалов о Москве).

  1. Санкт- Петербург.

(На выбор): воображаемое путешествие по Санкт-Петербургу, мини-проект «Достопримечательности Санкт-Петербурга» (сбор и оформление материалов о Санкт-Петербурге, воображаемая экскурсия по Эрмитажу).

  1. Нижний Новгород.

Викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?» или воображаемое путешествие по городу.

  1. Нижегородская ярмарка.

(На выбор): мини-проект «Народные промыслы Нижегородской области», раскрашивание изделий в стиле хохломской или городецкой росписи, лепка и раскрашивание матрешек.

  1. Ярморочная карусель.

Подготовка к празднику «Ярмарочная карусель».

В путешествие по миру.(7ч)

  1. Шар земной именуется миром.

Изготовление бумажных голубей с добрыми пожеланиями людям, вручение голубей взрослым или детям; оформление книжки-малышки «Пословицы о мире».

  1. Открываем Америку. США. (2ч)

(На выбор): изготовление поделки — корабля Колумба (на основе заго товок в рабочей тетради «Кораблик»); написание писем друг другу с помощью пиктограмм, воображаемое путешествие по США; просмотр мультфильмов У. Диснея.

  1. Индия. Хождение за три моря.

(На выбор): воображаемое путешествие по Индии; инсценировка по группам сказки В. Майджи-ла «Чему учился маленький павианчик»; рисование или лепка из пластилина животных, обитающих в Индии.

  1. Кругосветное путешествие.

Игра «Земляне и инопланетяне»; знакомство с различными материалами о путешественниках, космонавтах (публикации в журналах, книги о путешественниках, статьи энциклопедий и т. д.).

  1. По новогодней карте.

Трудовое дело «Фабрика Деда Мороза (изготовление новогодних сувениров, открыток, подарков, ѐлочных игрушек и т. п.); участие в социальных проекциях; украсим наш класс или школу к Новому году», «Поздравим работников школы и родных с наступающим Новым годом».

  1. Разноцветный новогодний хоровод.

Подготовка к празднику «Разноцветный новогодний хоровод».

В тридевятом царстве, тридесятом государстве.(10 ч)

  1. По неведомым дорожкам.

Инсценировка эпизодов сказки «Смоляной бычок»; рисование «диафильма» по сказке иди изготовление поделок из различных материалов (пластилина, бумаги, ткани, соломы и др.), изображающих героев сказки.

  1. В суровом северном краю.(2ч)

(На выбор): воображаемое путешествие по скандинавским странам; чтение сказок скандинавских народов и сказок Г. X. Андерсена, их обсуждение и инсценирование отрывков из них; сочинение и разыгрывание сказок о маленьких человечках или рисование «диафильма» по ним; викторина «Сказочный мир Андерсена»; трудовой сюрприз для родной школы или детского сада «Зимняя сказка» (изготовление и раскрашивание скульптур из снега); эстафета зимних игр и забав.

  1. Секреты старого замка.(2ч)

(На выбор): воображаемое путешествие по странам Западной Европы; сочинение небылиц и рисование к ним иллюстраций; игра-тренинг «Настоящие леди и джентльмены».

  1. Под жарким солнцем Чѐрной Африки.(2ч)

(На выбор): воображаемое путешествие по Африке; рисование на тему «Путешествую вместе с д о к т о р о м Айболитом по Африке»; сочинение загадок про африканских животных или растения; составление письма африканцам о русской зиме.

  1. Там, где восходит солнце.(2ч)

(На выбор): воображаемое путешествие по Японии и Китаю; изготовление изделий в технике «оригами» в подарок людям; игра «Бумажная страна» (придумывание сказочной страны, в которой все сделано из бумаги); знакомство с восточным календарем и чтение легенды «О том, как п о животным счет годам стали вести».

  1. Сказочное путешествие.

Подготовка к празднику «Сказочное путешествие».

Я и моя семья (8 ч)

  1. Из дальних странствий возвратясь.

Разыгрывание сценок с ролями, которые у каждого человека есть в семье (освоение нравственных норм и правил поведения).

  1. Мир семьи.(2ч)

(На выбор): викторина «Что ты знаешь о своих родителях?», мини-проекты «Любимые семейные праздники и традиции»; конкурс стихов и песен о мамах, папах, бабушках и дедушках, рисование их портретов.

  1. Я и мое имя.(2ч)

(На выбор): мини-исследования «Тайна моего имени и фамилии» (узнать, почему меня так назвали, что означает мое имя, откуда произошла моя фамилия).

Имена моей семьи» (фамилия, имя и отчество каждого чле-м.1 семьи, составить ее схему); мини-проект

«Мои знаменитые земляки» (какими добрыми делами они прославили свои ч и, па)

  1. Свет мой, зеркальце, скажи.(2ч)

(На выбор): написание писем любимым сказочным героям; вечер любимых игр и игрушек; сочинение рассказов от лица любимых игрушек; знакомство с увлечениями и хобби друг друга (демонстрация коллекций, любимых игр, приобретенных умений).

  1. Вместе - дружная семья. Подготовка к празднику «Вместе – дружная семья».

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование цикла, темы

Дата проведения

1 класс

Открываем школьный мир (8 ч)

1

Здравствуй, школа!

2

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

3

Мои учителя

4

Мои одноклассники

5

Школьные вещи – наши помощники

6

Правила школьной жизни

7

Правила школьной жизни

8

День рождения класса (обобщающее занятие)

Удивляемся чудесам, совершаем открытия (8 ч)

1

Тайны и чудеса вокруг нас

2

Книги - наши друзья и помощники

3

Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка)

4

Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк)

5

Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк)

6

Удивительный мир людей

7

Удивительный мир вещей

8

Мир прекрасный и удивительный (обобщающее занятие)

Создаем и сохраняем традиции (9 ч)

1

«Что такое традиция?»

2

Школьные традиции

3

Семейные традиции

4

Семейные традиции

5

Праздничный календарь

6

Праздничный календарь

7

Традиции малой родины

8

Традиции малой родины

9

Встречаем весну (обобщающее занятие – праздник)

Познаем любимый край (8 ч)

1

Мой адрес

2

Природа моего края

3

Мой город, мое село

4

Моя улица, мой дом

5

Мой дом, моя семья

6

Мои домашние любимцы (животные, растения)

7

Наши открытия (обобщающее занятие-праздник)

8

 Промежуточная аттестация (тестирование).

№ п/п

Наименование цикла, темы

Дата проведения

2 класс

Дом, в котором мы живем(9ч)

1

Земля-общий дом для всех людей

2

Земля-общий дом для всех людей

3

Отечество.Наша Родина-Россия

4

Отечество.Наша Родина-Россия

5

Москва-столица нашей Родины

6

Санкт-Петербург

7

Нижний Новгород

8

Нижегородская Ярмарка

9

Ярмарочная карусель (обобщающее занятие)

В путешествие по миру(7ч)

1

Шар земной именуется миром

2

Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки

3

Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки

4

Хождение за три моря. Индия

5

Кругосветное путешествие

6

По новогодней карте

7

Разноцветный новогодний хоровод (обобщающее занятие-праздник)

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве(10ч)

1

По неведомым дорожкам

2

В суровом северном краю

3

В суровом северном краю

4

Секреты северного замка

5

Секреты северного замка

6

Под жарким солнцем Черной Африки

7

Под жарким солнцем Черной Африки

8

Там, где восходит солнце

9

Там, где восходит солнце

10

Сказочное путешествие (обобщающее занятие)

Я и моя семья(8ч)

1

Из дальних странствий возвратясь

2

Мир семьи

3

Мир семьи

4

Я и мое имя

5

Я и мое имя

6

Свет мой зеркальце, скажи

7

Вместе - дружная семья (обобщающее занятие-праздник)

8

Промежуточная аттестация (тестирование).

№ п/п

Наименование цикла, темы

Дата проведения

3 класс

Над российскими просторами (9 ч)

1

Отечество: старое, новое, вечное

2

Отечество: старое, новое, вечное

3

Отчизны славные сыны

4

Отчизны славные сыны

5

Наше государство - Российская Федерация

6

Наше государство - Российская Федерация

7

Сто народов - одна страна

8

Сто народов - одна страна

9

По родной стране (обобщающее занятие - устный журнал)

Над российскими просторами (продолжение) (7 ч)

1

Законы, по которым мы живем

2

Законы, по которым мы живем

3

Моя малая родина

4

Моя малая родина

5

Без праздника нет народа

6

Без праздника нет народа

7

Новый год и Рождество (обобщающее занятие)

Тепло родного очага (10 ч)

1

В поисках счастья

2

В поисках счастья

3

Сохраняя прошлое

4

Сохраняя прошлое

5

Мировое дерево

6

Моя родословная

7

Моя родословная

8

Наша школьная семейка

9

Наша школьная семейка

10

Моя школа, мой класс (обобщающее занятие)

Тепло родного очага (продолжение) (8 ч)

1

Я – надежда Отечества

2

Я – надежда Отечества

3

Слышу голос из прекрасного далека

4

Слышу голос из прекрасного далека

5

В кругу родном и тесном

6

Семейные традиции

7

Что в сердце бережно храним (обобщающее занятие-экскурсия по «дому-музею»)

8

Промежуточная аттестация (тестирование).

№ п/п

Наименование цикла, темы

Дата проведения

4 класс

Живем мы по соседству (9 ч)

1

Мы и наши соседи

2

Мы и наши соседи

3

Аист на крыше

4

Аист на крыше

5

Аист на крыше

6

У янтарного моря

7

У янтарного моря

8

У янтарного моря

9

Мои путешествия (обобщающее занятие - воображаемое путешествие по разным

странам)

Живем мы по соседству (продолжение) (7 ч)

1

В горах Кавказа

2

В горах Кавказа

3

В горах Кавказа

4

Многоцветные краски Востока

5

Многоцветные краски Востока

6

Многоцветные краски Востока

7

Фестивальные встречи ( обобщающее занятие – праздник)

Из страны детства в мир взрослых (10 ч)

1

Я взрослею

2

Я взрослею

3

Мои права

4

Таинственный мир знаний

5

Таинственный мир знаний

6

Таинственный мир знаний

7

Пора в путь-дорогу

8

Пора в путь-дорогу

9

Пора в путь-дорогу

10

Путешествие по родному краю (обобщающее занятие - воображаемое путешествие)

Из страны детства в мир взрослых (продолжение) (8 ч)

1

Приглашаем в театр

2

Приглашаем в театр

3

Досуг-дело серьезное

4

Досуг-дело серьезное

5

Правила общения. Культура поведения

6

Правила общения. Культура поведения

7

Парк чудес и открытий (обобщающее занятие- праздник)

8

   Промежуточная аттестация (тестирование).

  4. Формы аттестации

Форма аттестации – тестирование (согласно учебному плану).

                                                 5.Оценочные материалы

Объект диагностики

Показатели

Используемые методики

Сроки

Мероприятия по результатам диагностики

Оценка успешности усвоения образовательной программы (промежуточная аттестация)

 Сформированность специальных знаний

 Сформированность специальных умений

  Коммуникабельность

  Умение пользоваться дидактическими материалами

 Проявление творческих способностей

 Умение планировать свою работу

Тестирование

Май

Подведение итогов учебного года

                                                 6.Методические материалы

Контрольно-измерительные материалы  

  1. год обучения  

1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.

2. Форма проведения: тестирование.

3. Структура проверочной работы:

Задания с разными видами ответов.

4. Контрольно- измерительный материал:

1. Если ты вставишь пропущенные буквы, то узнаешь, какое слово объединяет все эти слова:

Радо__ть, со__увствие, дружб__, справедливо__ть, творчес__во, любов__, с__мья

2. Напиши свои пожелания будущим поколениям школьников.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумай загадку по опорным словам. Раскрась рисунок-отгадку.

С косами, а не _____________________________ .

Зелёная, а не ______________________________ .

Над рекой плачет, а не царевна Несмеяна.

                                       Отгадка:

                                                                                                                      C:\Users\Пользователь\Desktop\raskraski-derevo-mini-79.GIF

4. Отгадай и напиши, о каких профессиях идёт речь.

Чертёж, циркуль, конструкция    

и

е

Шприц, лечебница, животное

е

е

и

Груз, река, штурвал

а

и

Компьютер, текст, программа

о

м

м

5. Соедини по смыслу слова первого и второго столбиков, и ты узнаешь, в каких областях и как могут сотрудничать люди разных стран.

наука                                             защита окружающей среды

искусство                                     обсуждение и решение научных проблем

экология                                      совместное производство кинофильмов

медицина                                    международные космические полёты

космос                                          создание новых лекарств

6. Допиши предложения.

На досуге я люблю __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свой досуг я чаще всего провожу с __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои любимые игры

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои любимые игрушки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Напиши, какие «мелочи» создают хорошее настроение твоим родственникам.

Ключи:

1. 1 балл

2. 1 балл

3. 2 балла

4. 4 балла (за каждое слово 1 балл)

5. 5 баллов (за каждую пару слов 1 балл)

6. 4 балла (за каждое предложение 1 балл)

7. 3 балла (за каждое слово 1 балл)

Максимальное количество баллов - 20.

5. Критерии оценивания:

Таблица перевода баллов

Баллы

Результат аттестации

0-7 б

не аттестован

8-20 б

аттестован

Контрольно-измерительные материалы

  1. год обучения  

1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.

2. Форма проведения: тестирование.

3. Структура проверочной работы:

В заданиях выбрать один или несколько ответов.

4. Контрольно- измерительный материал:

1. Найдите в приведенном списке символы государства:

1) Плакат                 2) Гимн                    3) Венец

4) Герб                     5) Флаг                     6) Мундир

2. Какой язык государственный в Российской Федерации?

1) коми язык              2) русский язык                     3) украинский язык

3.  В каком порядке расположены (сверху вниз) цветные полосы на флаге России?

1) белая, синяя, красная             2) синяя, белая, красная             3) красная, синяя, белая

4. Порядок расположения цветов на флаге ввёл…

1) Пётр I                     2) Иван III                  3) Екатерина II

5. Что делают при исполнении Государственного гимна?

1) военные отдают честь                         2) размахивают флагом                                                                      3) все встают                                             4) мужчины снимают головные уборы

6. Семья – это …

1) дом, родственники и домашние животные

2) объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях

3) наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям

7. Род – это …

1) ряд поколений, происходящих от одного предка

2) ряд поколений, происходящих от разных предков

3) люди, от которых мы произошли

8. На каком дереве можно увидеть своих предков?

1) родительское дерево                  2) родное дерево                     3) родословное дерево

9. Традиция – это …

1) правила поведения человека

2) передача правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов

3) умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций

 10. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги – это …

1) Патриот                   2) Труженик                        3) Воин.

Ключи:

1. 2,4,5 (3 балла - по 1 баллу за правильный ответ)

2. 2 (1 балл)

3. 1 (1 балл)

4. 1 (1 балл)

5. 3,4 (2 балла - по 1 баллу за правильный ответ)

6. 2 (1 балл)

7. 1 (1 балл)

8. 3 (1 балл)

9. 2 (1 балл)

10. 1 (1 балл)

Максимальное количество баллов - 13.

5. Критерии оценивания:

Таблица перевода баллов

Баллы

Результат аттестации

0-4 б

не аттестован

5-13 б

аттестован

Контрольно-измерительные материалы  

  1. год обучения

1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.

2. Форма проведения: тестирование.

3. Структура проверочной работы:

В заданиях выбрать один ответ.

4. Контрольно- измерительный материал:

  1. Город – «карман» России.

______________________________________________________________________

  1. Русский полководец, генералиссимус

 А) Ломоносов М.В.     Б) Суворов А.В.    В) Ушинский К.Д.   Г) Алёхин А.А.

3. Перечисли народы РФ (не менее 5).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напиши государственные праздники России (не менее 3).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Для чего нужно соблюдать законы? Напиши 1-2 предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     6. На месте слияния каких рек стоит Нижний Новгород?

         А) Иртыш и Тобол

         Б) Ока и Волга

         В) Кама и Белая

7. Перечисли, какие у тебя есть права и обязанности.

Права: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обязанности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

      8. Как называют  жителей Нижнего Новгорода?

           А) Нижегородцы

           Б) Новгородцы

           В) Нижненовгородцы

9. Что такое мечта? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи:

1. Нижний Новгород (1 балл)

2. Б (1 балл)

3. по 1 баллу за слово (5 баллов)

4. по 1 баллу за праздник (3 балла)

5. 1 балл

6. Б (1 балл)

7. 2 балла

8. А (1 балл)

9. 1 балл

Максимальное количество баллов - 16.

5. Критерии оценивания: 

Таблица перевода баллов

Баллы

Результат аттестации

0-6 б

не аттестован

7-16 б

аттестован

Контрольно-измерительные материалы  

  1. год обучения

1. Цель работы: выявление уровня сформированности специальных знаний, умений, навыков по итогам года.

2. Форма проведения: тестирование.

3. Структура проверочной работы:

В заданиях выбрать один ответ.

4. Контрольно- измерительный материал:

1. В какую страну отправился русский купец Афанасий Никитин?

А) в Индию                      В) в Египет                С) в Турцию

2. Сколько лет путешествовал Афанасий Никитин?

А) 6 лет                               В) 10 лет                       С) 15 лет

3. Как называется книга Афанасия Никитина?

  А) Хождение за три моря           В) Хождение за три океана       С) Хождение за озера

4. Основателем Санкт-Петербурга был?

А) Дмитрий Донской       Б) Юрий Долгорукий   В)  Петр Первый

5. На какой реке стоит Санкт-Петербург?

А) На Волге                       Б) На Лене                    В) На Неве

6. Какое растение не было привезено из Америки?

А) подсолнечник               Б) картофель                В) овёс

7. Как долгое время называли Америку?

А) Новая страна                Б) Новый Свет                    В) Новая территория

8. В честь какого смелого путешественника назвали Америку?

                       А) Америго Веспуччи       Б) Кристофор Колумб   В) Генри Лонгфелло

9. На каком корабле плыли мореплаватели?                                                    

А)  «Санта-Мария»           Б) «Санта –Клаус»         В) « Санта – Лючия»

10. Как называлось коренное население Америки?

 А) американцы                 Б) индейцы                      В) европейцы

11. Что использовали индейцы для написания писем?

А) буквы                            Б) рисунки                       В) цветные пятна

12. Какой князь основал Москву?

А) Юрий Долгорукий;      Б) Дмитрий Донской;     В) Иван Калита.

13. Какая  площадь Москвы считается самой главной?

А) Соборная                       Б) Красная  площадь      В) Театральная

14. Самая большая в мире река?

А) Ока                                  Б) Нил                             В) Кама

Ключи:

1.  – А

2.  – А

3.  – А

4.  – В

5.  – В

6.  – В

7.  – Б

8.  – А

9.  – А

10.  – Б

11. – Б

12. – А

13. - Б

14. –Б

Правильность выполнения каждого задания оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов - 14.

5. Критерии оценивания: 

Таблица перевода баллов

Баллы

Результат аттестации

0-5 б

не аттестован

6-14 б

аттестован

7.  Материально – техническое обеспечение

Форма занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс,     конференция…)

Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти. Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы – по раскрашиванию, рисованию и т.д.

Занятия во 2 – 4 классах не имеют жестко заданной структуры, однако, включают несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых может быть различна:

  • эмоциональное введение в мир урока;
  • информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
  • чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
  • восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями;

-—выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, данных в тетради, учебнике или предложенных учителем;

  • выполнение коммуникативных заданий.

Таким образом, в процессе проведения занятий сочетается работа с учебником, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, продуманный переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности — к учебной и наоборот.

Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т.д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям (познавательной, художественно-эстетической, трудовой, краеведческой и др.)

Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассников источников, например от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе

 участие в социальных проектах.

8. Список литературы

  1. Тивикова С.К., М.К.Приятелева. Организация внеурочной деятельности младших школьников. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.
  2. Дементьева Н.Н Мультимедийные уроки гражданского образования во 2 классе начальной школы:методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия по УМК «Кораблик»/Н.Н. Деменева,Э.Е.Кузнецова.-Н.Новгорода: НГП.2009.
  3. Тивикова,С.К.Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы/С.К.Тивикова, Н.Н.Дементьева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина.- 2-е изд. испр. и доп.-Н.Новгород.2011.
  4. Тивикова С.К.Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы:части 1 и 2/С.К.Тивикова,Н.Н.Деменева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина.- 2-е изд.,испр.и доп.-Н.Новгород.2011.
  5. Тивикова С.К.Гражданское образование в начальных классах : методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик»: части 1 и 2-2-е изд., испр. и доп./С.К.Тивикова Н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина- Н.Новгород: издательский центр «Педагогические технологии»,2008.
  6. Тивикова С.К.Гражданское образование в начальных классах : методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица»: части 1 и 2-2-е изд., испр. и доп./С.К.Тивикова Н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина-Н.Новгород: издательский центр «Педагогические технологии»,2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

Схема заполнения открытого урока по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Связь слов в предложении» Цели:·         ...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

Открытое мероприятие на День Музыки Музыкально-спортивная игровая программа «Музыкальные старты» в 4 классе

Открытое мероприятие на День музыки в 4-х классах проходит в  2 тура:  музыкальные  и спортивные конкурсы. В 1 туре проходят музыкальные конкурсы -  «Перевертыши» , «Угадай ге...

Программа "Дорогою открытий и добра" "Кораблик" 2 класс

Программа "Дорогою открытий и добра" "Кораблик" 2 класс...

Сценарий программы Дня открытых дверей «В кругу друзей»

Сценарий клубного мероприятия в День открытых дверей В кругу друзей конкурсы на сплочение коллектива, викторина Сказочная дружбакомандная Собери пословицу о дружбе и мн.др....