Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия».
«Каждый ребёнок есть
однажды случающееся чудо».
Э. Ильенко «Учитель – человек, который
может делать трудные вещи лёгкими».
Ралф Эмерсон
Округу 85 лет, мне, как учителю, 35. И все эти годы я училась у него, словно у мудрого старца. С трепетом внимала людям, живущим на этой древней земле, по крупинкам накапливала свой опыт. Я всегда буду благодарна тем, кого считаю своими учителями. Это Трофим Иванович Мирошниченко, Владимир Иванович Погожев, Валентина Филатовна Чернова, Тамара Семёновна Паромова. А самым главным моим учителем была Мария Никифоровна Сивцова. Мой первый учитель. Ее доброта, отзывчивость подтолкнули меня к выбору профессии учителя.
Мой опыт работы показал, что человек, выбравший нелёгкий учительский путь, должен обладать образованностью, высокой нравственностью, благородством, добротой... Иначе невозможно сформировать качества личности, которые определяют отношение ученика к обществу, труду, товарищам, самому себе, Родине, земле, на которой живёшь; оказывают влияние на его нравственный и духовный облик в течение всей жизни. Именно в начальных классах учитель вводит ребёнка в мир доступных закономерностей, абстракций, обобщений.
С первых же дней работы в школе я задавала себе вопрос: как учить детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям? Это, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем.
Ежедневно входя в мир ребёнка, стараюсь сделать урок понятным, а детское сердце – радостным. Хороший учитель знает, что нет ничего тяжелее слезы ребёнка.
Помогая маленькому человеку стать личностью, уважаю его индивидуальность, ведь он - носитель своей миссии, своей заботы, своего труда, и учитель не имеет права ограничивать простор его духовной природы. Обязанность взрослых связать его интересы с интересами человечества.
Ребёнок не должен отвечать за ошибки взрослых, не сумевших понять тонкую, непредсказуемую природу его психики. Школа должна стать для него вторым домом, обогащать и радовать.
Думаю, что людей, работающих в школе, навечно привязала к ней особая философия души, которая помогает выработать для каждого свой профессиональный кодекс.
Одна из составляющих моего кодекса – внутренняя потребность делать для подрастающего поколения то, что предшествующие поколения сделали для нас. И только разумное поколение сделает мир разумным, давая веру в будущее нашим детям и внукам. Прав Кабус, сказавший, что «образование – лицо разума».
Кодекс настоящего учителя обязывает его быть мастером своего дела. Следует помнить о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Дети учатся по-настоящему только у знающего свой предмет учителя, которого отличает вечное стремление к познанию нового.
Успех в образовании и воспитании – высочайшей пробы честность учителя по отношению к ученику. Важно умение сказать педагогически правильно, мудро, но ещё важнее умение слушать.
В ходе педагогической деятельности постоянно возникает вопрос, что главнее: воспитание или обучение? С годами я пришла к мысли: пусть даже ребёнок не запомнит или не усвоит какого-то правила, самое главное – каким человеком он станет. Необходимо воспитать человека порядочного, ответственного, честного, человека с большой буквы: с душой, с пониманием жизни, с тем, чтобы он разбирался, что такое добро и зло. И если мы, учителя, не заложили самое элементарное: трудолюбие, честь, долг, ответственность, любовь к матери, уважение к взрослым, то грош ему будет цена, потому что в жизни человеческие качества намного важнее.
Хорошо учить – это значит ещё и уметь учиться у своих учеников. Учиться их наивности, чистоте, детской мудрости, жизненной правде, жажде познать мир, их мечте. Верить в учеников – значит создавать хороших учеников.
Невозможно стать настоящим учителем, если сам не ощущаешь счастья и не умеешь воспитать это состояние в своих учениках. Помочь детям понять, что счастье – это наша Родина, наш город, наш дом, наша школа, наши друзья – великая гуманистическая миссия Учителя.
И, наконец, вся философия настоящего учителя опирается на вдохновение. Невозможно учить других, если не поёт душа и сердце.
Вдохновение – это залог педагогического мастерства и профессионализма.
Вдохновение – это творчество, постоянный поиск, увлечённость своим делом. Без вдохновения, без любви к детям нельзя работать в школе, особенно в начальной. С годами растёт опыт, и мастерство, и вдохновение, и ответственность. И всё становится настолько ценным! Во главе моей работы стоит ребёнок, и это самое главное: ребёнок – урок - воспитание.
Каждый урок для меня – вдохновение, и, когда я вижу блеск, благодарность, тепло в детских глазах, я понимаю, что эту профессию я выбрала не зря.
Свою учительскую профессию я могу сравнить с восхождением на высокую гору. И чем выше я поднимаюсь, тем больше я вижу. И разве смогу я подняться на самую высокую вершину, если у меня не будет могущественных сил – вдохновения, мастерства и опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...