Программа внеурочной деятельности "Секреты речи".
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Сафронова Ирина Викторовна

Цель программы:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

         способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_rechi_3_kl.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шимановска»

Рассмотрена и

рекомендована к утверждению

кафедрой учителей начальных классов

протокол №___

 от ___________

Согласована с

руководителем МО Ванчук А.В____________

Утверждена

педсоветом №_______

от _________________

приказом директора

 Сорокиной Л.В.______

      № ____ от__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ РЕЧИ

3 КЛАСС

Разработала  Сафронова И. В.

Цели и задачи программы

  Цель программы:

           Создание условий для формирования языковой компетенции младших

           школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:

           говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,

           содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе

           создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих

         способностей.

Задачи программы:

  1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
  2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
  3.  Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
  4.  Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

         Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
  • принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;

            взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

      При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
  • упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
  • упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
  • вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
  • своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
  • воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
  • вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

   Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Личностными результатами работы кружка «Секреты волшебницы речи» в 3-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

3-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.

 Развитие речевых компетенций (письменная форма)

 Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

 

№ п\п

Тема занятий

Задачи

Кол-во

часов

Результат

1.

Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке).

Учить составлять рассказ по картинке.

2

Научатся составлять рассказ по картинке.

2.

Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.

Побеседовать о сокровищах русского языка.

2

Узнают о сокровищах родного языка.

3.

Игра «Знаешь ли ты пословицы».

Проверить знания учащихся.

2

Проверят свои знания.

4.

Сочинение по пословице.

Написать сочинение по пословице.

2

Научатся писать сочинение.

5.

Структура жанра «небылица». Сочинение небылицы.

Учить сочинять небылицы.

2

Познакомятся с жанром небылица.

6.

Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей на разнообразную тематику.

Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям.

2

Обогащается словарный запас.

7.

Сочинение словарных сказок.

Сочинить сказку, используя словарные слова.

2

Научатся сочинять сказки.

8.

Сочинение «Золотая осень».

Написать сочинение на заданную тему.

2

Научатся писать сочинения.

9.

Слово или не слово?

Познакомить учеников с тем, как можно определить значение слова и как его толковать.

2

Обогащается словарный запас.

10.

Слово одно, а значений несколько.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.

2

Обогащается словарный запас.

11.

Слова: синонимы, омонимы, антонимы.

Продолжить знакомство с синонимами, омонимами, антонимами.

2

Обогащается словарный запас.

12.

Смеемся, грустим, задумываемся.

Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.

2

Познакомятся с художественной речью.

13.

Речь, предложение, текст. Признаки текста.

Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

2

Повторят и обобщат знания о речи.

14.

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.

2

Познакомятся с понятием текст.

15.

Деление сплошного текста на предложения.

Учить делить сплошной текст на части.

2

Научатся делить текст на части.

16.

Редактирование текста.

Учить редактировать текст.

2

Научатся редактировать текст.

17.

Текст – поздравление к празднику.

Научить сочинять поздравление к празднику

2

Научатся сочинять поздравление.

18.

Письмо – текст. Письмо другу, подруге.

Научить писать письма.

2

Научатся писать письма.

19.

О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.

Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте.

2

Научатся составлять план.

20.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Продолжить знакомство с типами текста.

2

Продолжат знакомство с типами текста.

21.

Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка».

 Написать сочинение на заданную тему.

2

Научатся писать сочинения.

22.

Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».

Учить писать сочинение по картине.

2

Научатся писать сочинения.

23.

Обучающее изложение по плану, вопросам.

Учить писать изложения по плану и вопросам.

2

Научатся писать изложения.

24.

Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

Учить писать изложения с изменением лица рассказчика.

2

Научатся писать изложения.

25.

Сжатое изложение по готовому плану.

Учить писать сжатое изложение.

2

Научатся писать изложения.

26.

Изложение с элементами описания и рассуждения.

Учить писать изложения с элементами описания и рассуждения.

2

Научатся писать изложения.

27.

Будем сказки сочинять.

Учить детей сочинять сказки. Развивать их творческое воображение.

2

Научатся сочинять сказки.

28.

Занятия в веселой академии «Складно да ладно».

Познакомить учащихся со стихотворной речью.

2

Познакомятся со стихотворной речью.

29.

Игры на умение находить рифму.

Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи.

2

Познакомятся с рифмой.

30.

Стихотворный размер. Ритм.

Познакомить со стихотворным размером и ритмом как особенностями стихотворной речи.

2

Познакомятся со стихотворным размером, ритмом.

31.

Сочинение стихотворений.

Учить сочинять стихотворения.

2

Научатся сочинять стихи.

32.

Сочинение «Моя мечта».

Написать сочинение на заданную тему.

2

Научатся писать сочинения.

33.

Олимпиада.

Оценить эффективность обучения.

2

Приложение № 1, проверят свои знания.

34.

Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.

2

Подведут итоги за год.

Всего

68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы.

Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Что такое речь, предложение, текст.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Признаки текста.

Что такое изложение, сочинение.

Как писать изложение, сочинение.

Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.

Обучающиеся должны уметь:

Озаглавливать иллюстрации, тексты.

Составлять простой план произведения.

Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст.

Использовать слова текста для называния его частей.

Различать повествования и описания предмета.

Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.

Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка.

Различать синонимы, антонимы, омонимы.

Самостоятельно работать со словарями.

Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.

Составлять текст – поздравление к празднику.

Писать сочинения, письма.

Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.

Сочинять небылицы, сказки, стихи.

Редактировать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

В программе пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Развитие речи"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа кружка рассчитана на 4 года....

Программа внеурочной деятельности "Культура речи"

Программа курса "Культура речи" предназначена для учащихся 1-4 классов, и предусматривает развитие у детей правильной и коммуникативно обусловленной хорошей устной речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по « Культуре речи».

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...