Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
рабочая программа по теме

Киргизова Тамара Ивановна

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО

«Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

_______________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                   Обсуждена и утверждена

                                                                                                              на педагогическом совете

                                                                                                     МБОУ «СОШ №8»

                                                                                                                   31.08.2010 г.   протокол №1

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»

(в рамках введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – ФГОС НОО)

                                                                Возраст обучающихся: 7 -11 лет

                                                                Срок реализации: 4 года

                                                                Автор: Киргизова Тамара Ивановна,

                                                                             учитель начальных классов

                                           г. Новый Уренгой

                                                          2010


                Актуальность

       Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса.

      Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с           усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий       полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной,  систематической внеклассной работы по русскому языку. Язык  обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации. Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

       Программа "Развитие речи посредством введения основ журналистики" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

                      Новизна

        Журналистика – сфера  деятельности по сбору,  обработке и распространению актуальной и социальной  информации  через каналы  массовой  коммуникации. Способность  влиять на умы  миллионов  людей,  формировать  мнение о событиях и людях,  возможность  быть в центре политических  и культурных  или  экономических  событий создают  впечатление,  что журналисты  люди необыкновенные. Необычность  названия  и содержания  данной  программы  является  одним  из  способов  мотивации  учащихся.  В  деятельности  детского объединения   происходит  соединение  обучения  с  реальной  социальной  деятельностью, творчеством.  Знание  основ  журналистики,  полиграфического  дела  способствует не только познанию  профессии,  но и является  прекрасным  подспорьем  для занятий  по  развитию  речи  младших  школьников. Являясь  одним  из мотивирующих  факторов,  введение основ  журналистики  способствует  реализации задач по развитию речи и решению главной задачи  воспитания – формированию  социально активной  личности.   Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.

              Цель  программы: формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи  школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.

              Задачи:

 -       обеспечить  хорошую  языковую  среду  и  речевую  практику для учащихся, обогатить  речь, развить  интерес  к  произносительной  стороне  речи,  формировать  культуру  речевого  общения;

-  формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации; обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;

-   обучить  основам  журналистики  и  газетного дела,  развивать  творческое  мышление,   умение  критически  и  аналитически  думать,  самостоятельно  брать  интервью,  свободно и логично  излагать мысли;

  -   расширить  кругозор  детей;

  -   воспитывать   толерантность, коммуникабельность,  формировать  культуру    общения  и поведения  в социуме.

       Срок  реализации    образовательной  программы   4  года.

 Программа  рассчитана  на  учащихся  1 – 4 классов,  возраст  обучающихся   7-11 лет.   Нагрузка  1 ч.  в  неделю.

Организация внеурочной деятельности младших школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

Характеристика основных результатов

                                    Личностные результаты:

  1. активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
  2. проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных  (нестандартных) ситуациях и условиях;
  3. проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

                                Метапредметные результаты:

  1. планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
  2. овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  3. готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
  4. учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.

                                     Предметные результаты:

  1.    готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной  деятельности;
  2.     умение моделировать  (представлять способ действия в виде схемы – модели,  выделяя все существенное и главное);
  3.     овладеть  типичными  для  профиля  видами  деятельности  (анализ  текста, написание  творческих  работ,  интервьюирование,  поиск  информации,  редактирование).
  4. пользоваться  разнообразными  языковыми  средствами  в  сочинениях  публицистического  характера;
  5.  определять  стиль и тип  речи;
  6.   владеть навыками  диалогового  общения;
  7. умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей).

           Формы  и  способы  проверки  ЗУН:

-           тесты,  диктанты,  сочинения в  жанрах  журналистики;

-           игры:  «Интервью»,   « Что?  Где?  Когда?»,    «Знатоки  литературных  произведений», « Репортаж»;

-           дискуссии:  « Как  должен говорить  современный  журналист».  

Форма  подведения  итогов  реализации  программы -   выпуск  газеты  и  журнала.

                                         Тематическое планирование

 

 №

                     

                            Тема

Количество   часов

теория

практика

всего

  1

Введение

4

4

8

  2

Речевая  культура   журналиста

8

8

16

  3

Культура   устной  речи

8

8

             16

  4

Культура  письменной  речи

8

8

16

  5

Редактирование  текста

8

8

16

  6

Журналистский  текст

4

8

12

  7

Основные жанры  журналистики

8

12

              20

  8

Газетная  журналистика

4

12

16

  9

Выполнение  творческих  проектов

4

12

16

Итого

44

92

136

                                                  Содержание   программы

    Тема  

Количество часов

Теоретическое  содержание

Практическая  работа

Прогнозируемый  результат

Воспитательный  аспект

теория

практика

всего

Введение

4

4

8

Журналистские  профессии. Функции

журналистики. Роль журналистики в жизни общества. Из истории  журналистики в России.

Экскурсия в редакцию. Работа  с газетными статьями и детскими журналами.

Знание основ журналистики  и  газетного дела.

Развитие интереса к предмету.

Воспитание мотивов учения, положительного отношения знаниям.

Речевая  культура   журналиста

8

8

16

Профессиональные качества журналиста. Выступление  перед аудиторией.

Работа над монологической и диалогической речью.

Владение навыками  диалогового  общения.

Воспитание объективности, толерантности, коммуникабельности.

Культура   устной  речи

8

8

  16

Совершенствование дикции. Скороговорки. Выразительное чтение. Пересказы (полный, выборочный, сжатый, с перестройкой текста, с творческим дополнением). Усвоение новых слов и значений.

Фразеологизмы и крылатые слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

Пословицы и поговорки. Приемы выразительных средств языка.

Работа над дикцией, соблюдением правил орфоэпии, интонацией,  выразительностью.

Работа с текстом. Выполнение воспроизводящих, творческих

упражнений.

Активизация словаря, употребление новых слов выражений, выразительных средств языка, фразеологических единиц в самостоятельной речи учащихся.

Воспитание культуры речи: точное, логичное, выразительное, четкое построение речи.  Развитие творческого мышления.

Культура  письменной  речи

8

8

16

Виды текстов (описание, повествование, рассуждение).

Изложение. Сочинение. Речевые ошибки и пути их устранения. Типы ошибок (словарные, грамматические, логические, орфографические, пунктуационные).

Предупреждение и устранение ошибок.

Написание диктантов, сочинений, изложений.

Выполнение упражнений.

Дидактические игры. Работа с текстом, с раздаточным материалом.

Овладение навыками грамотного письма.

Правильное  усвоение  учащимися достаточного  лексического запаса, грамматических  форм, синтаксических  конструкций,  формирование конкретных  умений  в области  развития речи.

Формирование  орфографических навыков. Развитие орфографической

зоркости. Развитие умения логично, последовательно

и правильно выражать свои мысли.

Редактирование  текста

8

8

16

Редактирование текста. Анализ структуры текста

Стилистические особенности текста.

Работа с текс-

том. Выявление и исправление ошибок.

Развитие умения редактировать текст.

Развитие внимания, усидчивости. Формирование  орфографических навыков.

Журналистский  текст

4

8

12

Структура журналистского текста.  Анализ заголовков,  лидов, структуры текстов. Выпуск журнала.

Анализ текстов.

Создание творческих работ – текстов определенных жанров.

Развитие  способности добывать информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция).

Развитие наблюдательности, умения осмысливать и оценивать виденное и пережитое.

Основные жанры  журналистики

8

12

20

Основные жанры журналистики: отчет, рецензия, очерк, эссе, фельетон.  Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования.

Дискуссия: «Как должен говорить современный журналист». Деловая игра «Интервью».

Проведение опроса, анкетирования. Создание творческих работ - текстов определенных жанров.

Развитие умения добиваться убедительности, точности, ясности в изложении своих мыслей, осознавать авторское отношение к тому, о чем пишет.

Воспитание коммуникабельности, толерантности,  объективности.

Развитие творческого мышления.

Газетная  журналистика

3

12

16

Анализ газетных текстов. Газетные информационные жанры. Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты.

Подготовка статьи в газету.

Анализ газетных  материалов. Игра «Выборы редакционного коллектива».

Формирование первичных навыков создания газетного номера.

Повышение общей языковой культуры учащихся. Формирование коммуникативных навыков.

Выполнение  творческих  проектов

4

12

16

 

Выпуск газеты и журнала. Создание рекламы,  творческих работ. Презентация творческих досье.

Создание композиционно-графической модели, оформление заглавной части, подготовка макета и оформление своего издания.

Формирование умений создавать собственные  творческие работы.

Обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению.

Развитие творческого мышления учащихся.

                              Методическое  обеспечение  программы

Тема

Формы

занятий

Приемы и методы  организации учебно - воспитательного  процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Форма подведения итогов

1

1

Введение

  Экскурсия в редакцию, учебно – практические занятия.

Словесные: беседа, рассказ.  

Объяснительно –иллюстративные: работа с газетными  и журнальными статьями.

Газетные и журнальные  статьи.

Дискуссия "Каким должен быть современный журналист?»

  2

Речевая  культура   журналиста

Индивидуально – групповая, фронтальная работа,   учебно – практические занятия, дискуссия.

 Работа  с текстом,   беседа,  дидактические  игры,   дискуссия, воспроизводящие и комментированные упражнения, творческая деятельность.

 Музыкальный центр,  магнитные диски,  сюжетные картинки.

 Выпуск устного  журнала.

Интервью.

  333

Культура   устной  речи

Фронтальная,  дифференцированно – групповая,  парная работа, учебно – практические занятия,  круглый  стол,

деловая игра.

Воспроизводящие и комментированные упражнения,  тесты,  анкетирование,  беседа,   интервью,  работа  по текстам   определенного  жанра,  беседа, наблюдение,  дидактические игры и упражнения, обсуждение статьи.

Микрофон, музыкальный центр,  магнитные диски,  сюжетные картинки, предметные картинки,  художественные тексты.

   Написание  статьи на заданную тему.

  4

Культура  письменной  речи

Учебно – практические занятия,   индивидуализированная, групповая  и фронтальная  работа.

 Беседа,  работа  над  орфографией, самостоятельная  работа,

обсуждение, создание  проектов, работа  со справочной  литературой, сочинения, диктанты,

дидактические игры, письменные  упражнения,  иллюстрации.

Сюжетные и предметные картинки,  тексты  разных стилей, дидактический  материал, словари: русского языка,  фразеологизмов, словообразовательный.

Выпуск газеты.

5

Редактирование  текста

Индивидуально – групповая, фронтальная работа,   учебно – практические занятия.

 Работа с текстом, беседа,  работа  над  орфографией, самостоятельная  работа,

обсуждение,  работа  со справочной  литературой, письменные  упражнения,  иллюстрации.

Словари, сюжетные и предметные картинки,  тексты  разных стилей, дидактический  материал, газетные и журнальные статьи.

Написание  статьи на заданную тему.

6

Журналистский  текст

Индивидуально – групповая, фронтальная работа,   учебно – практические занятия.

Творческая  деятельность, обсуждение,  работа  со справочной  литературой,

письменные  упражнения,  иллюстрации.

Словари, сюжетные и предметные картинки,  тексты  разных стилей, дидактический  материал, газетные и журнальные статьи.

Выпуск журнала.

7

Основные жанры  журналистики

Фронтальная,  дифференцированно – групповая,  парная работа, учебно – практические занятия,  дискуссия,

деловая игра.

Творческая  деятельность, обсуждение,  работа  со справочной  литературой,

анкетирование, беседа,   интервью,  работа  по текстам   определенного  жанра, творческие упражнения.

Микрофон, словари, сюжетные и предметные картинки,  тексты  разных стилей, дидактический  материал, газетные и журнальные статьи.

Написание  статьи на заданную тему.

8

Газетная  журналистика

Фронтальная,  дифференцированно – групповая,   учебно – практические занятия,  

деловая игра.

Творческая  деятельность, обсуждение,  работа  со справочной  литературой,  беседа,   интервью,  работа  по текстам   определенного  жанра,  творческие  упражнения, использование игровых ситуаций.

Газетные и журнальные статьи,

микрофон, словари, сюжетные и предметные картинки,  тексты  разных стилей, дидактический  материал.

Создания газетного номера.

9

Выполнение  творческих  проектов

Учебно – практические занятия,   индивидуализированная, групповая  и фронтальная  работа, презентация.

Работа с газетными и журнальными статьями, творческая  деятельность, обсуждение,  работа  со справочной  литературой,  беседа,     работа  по текстам   определенного  жанра, письменные  упражнения.

Сюжетные и предметные картинки,  тексты  разных стилей, дидактический  материал, словари.

Выпуск газеты и журнала. Создание рекламы,  творческих работ. Презентация творческих досье.

                   Список  литературы

  1. Акишина  А.А., Формановская Н.И.  Русский  речевой  этикет. – М.,  1978.
  2.  Богданов Н.Г.,  Вяземский Б.А. Справочник  журналиста. – Лениздат,1971.
  3. Львов М.Р.  Методика  развития речи младших  школьников. – М., 1985.
  4.  О профессии  журналиста: Учебно – методическое  пособие.  Серия « Сельской молодежи о профессиях».  /  Под ред.  Э.А. Лазаревич.  – М.:ИСПС  РАО,  2004.
  5. Рабочая  книга  редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. – М: Мысль, 1988.
  6. Савельева Т.М.  Дар слова:  говорим по – русски. – М.,  1986.
  7. Светлова  И.Е.  Развиваем устную речь. – М.,  ЭКСМО – Пресс, 2001. 
  8.  Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"...

Дополнительная образовательная программа по краеведению для младших школьников " С чего начинается Родина "

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Волгоградской области....

Дополнительная образовательная программа "Азбука здоровья" для младших школьников

Предлагаемая программа предназначена для проведения внеурочных занятий по курсу «Азбука здоровья» для учеников второго, третьего, четвертого классов.Цель программы: нaучить детей быть здоровыми душой ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...