Программа внеурочной деятельности "Культура речи"
рабочая программа (1 класс) на тему

Никешкина Лариса Иосиповна

Программа курса "Культура речи" предназначена для учащихся 1-4 классов, и предусматривает развитие у детей правильной и коммуникативно обусловленной хорошей устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kultura_rechi.docx379.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Культура речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

Конкурс «Образовательная программа»

Программа внеурочной деятельности

 «Культура речи»E:\Праздник осени\DSC_3912.JPG

Номинация

Образовательная программа внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

Вабищевич Лариса Иосиповна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

Игрим,  2014

Оглавление

1.

Пояснительная записка …………………………………………………...

3

Цель, задачи курса    …………………………………………………..

4

2.

Основное содержание курса ……………………………………………..

5

3.

Тематическое планирование: …………………………………………….

     Первый класс                      …………………………………………….

6

6

     Второй класс                       …………………………………………….

9

     Третий класс                       …………………………………………….

11

     Четвёртый класс                 …………………………………………….

13

4.

План реализации программы …………………………………………….

15

5.

Ожидаемые результаты …………………………………………………..

20

6.

Учебно-методическое обеспечение ……………………………………...

21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самая большая роскошь – это роскошь общения.

А. Экзюпери

Данная программа составлена на основе примерной программы по курсу «Культура речи» под редакцией Т.Г. Ладыжинской, а также авторской программы Г.В. Домрачевой и др., Шадринск, ШГПИ, 2009 г.

Программа по курсу «Культура речи» предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения.

Программа предусматривает развитие у детей правильной и коммуникативно обусловленной хорошей устной речи.

К 6-7 летнему возрасту ознакомление с окружающей средой, природой, с произведениями художественной литературы приводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы, явления действительности и имеют определённые значения, а для точного выражения мысли нужно подбирать наиболее подходящие. Поэтому для занятий по культуре речи имеется почва, чтобы развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова. Чем раньше эта работа начнётся, тем лучше: не произойдёт того, что после 3 - 4 лет обучения в школе, постигая основы наук, овладевая учебно-научным стилем, дети «тормозят» развитие связной речи: уменьшается раскованность, эмоциональность, речь обедняется, становится трафаретной. Это приводит к печальным последствиям: многие выпускники так и не овладевают в должной мере речевой культурой, которая (по мнению П.Н. Головина) определяется как языковая культура в её коммуникативном воздействии или как система коммуникативных качеств речи таких, как правильность (норма), точность, богатство, выразительность, логичность, уместность, чистота.

Причиной этому, несомненно, является отсутствие разработанной на научной основе методики работы по культуре речи младших школьников, того возрастного периода, когда дети обладают особыми способностями к «воспитыванию» речи, так как сформирована готовность к овладению её разновидностями.

Поэтому чем раньше мы начнём работать над формированием развитой хорошей речи, чем раньше сделаем всё, чтобы, по выражению языковеда В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьёмся желаемых результатов.

К 10-11 годам каждый ребёнок должен безукоризненно владеть диалогической и монологической правильной (нормативной) речью: уметь отвечать на вопросы и задавать их; составлять небольшие рассказы по картине, или на сюжет, предложенный учителем; последовательно рассказывать о виденном, т.е. ребёнку необходимо владеть элементами речевой культуры, которые базируются на правильности словоупотребления, произношения, формообразования.

У детей должно быть от 5 до 6-8 тысяч слов, они обязаны практически владеть грамматикой родного языка, т.е. правильно склонять, спрягать, строить предложения, сочинять стихи, придумывать сказки, фантастические и реальные истории. При этом демонстрировать коммуникативные качества речи, способствующие эффективности общения.

Пока школа не решает в полной мере эту задачу. Причин много, но главная – отсутствие разработанной на основе научной методики развития хорошей речи младших школьников, детей того возраста, в котором они обладают особыми способностями к восприятию речи, и у них уже сформировалась готовность к овладению литературно нормированной речью.

Цель курса:

Организация активной речевой деятельности, в процессе которой, применяя полученные знания, учащиеся будут создавать определённые высказывания – речевые произведения.

Задачи курса:

  1. Сформировывать осознанное владение системой норм русского литературного языка.
  2. Закладывать основы речевого мастерства.
  3. Воспитывать осознанное этикетное поведение.
  4. Прививать культурно-ценностное отношение к русской речи.
  5. Помогать детям соотносить и взаимосвязывать понятия «культура» - «культурный человек» - «культура речевого поведения»; убедить в том, что культура речевого поведения – проявление общей культуры человека.
  6. Помогать детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперёд в овладении умением общаться. Это требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие разновидности речи встречаются, что такое текст, как он строится и т.д.
  7. Развивать творческое воображение и литературные способности детей.
  8. Формировать интерес к родной речи, к русскому языку, к учёбе.
  9. Развивать у детей способность к оценке и самооценки речи, критическому восприятию её, развивать фонематический слух.
  10.  Знакомить с элементами речевой культуры на базе двух её уровней с целью формирования необходимых навыков.
  11.  Сформировывать умения в области речевого этикета, закрепить навыки, доведя до автоматизма.
  12.  Побуждать к дискуссии, к решению проблемных задач относительно речевого поведения, обогащая лексикон ребёнка.
  13.  Убеждать детей и родителей в необходимости и важности обучения в данном направлении.

Основное содержание программы

Одна из задач решаемых современной школой, - формирование речевой культуры учащихся, так как это важное условие подготовки подрастающего поколения к полноценной жизни.

На уроках речевой культуры внимание уделяется формированию умений орфоэпических, связанных с произношением; акцентологических – норма постановки ударения; словообразовательных – правильное употребление приставок, суффиксов; морфологических – нормативное образование форм слова и употребление частей речи; лексических – правильное употребление знаменательных и служебных частей речи; синтаксических – построение словосочетаний и предложений.

Но уроки речевой культуры – это не только работа по формированию умения говорить и писать правильно, в соответствии с литературными нормами русского языка. На занятиях дети осваивают то, что нужно и важно в жизни каждого человека: уметь слушать и говорить так, чтобы слушали, уметь оценивать чужую и свою речь, уметь и стремиться совершенствовать свою речь, беречь русский язык, ценить его красоту и богатство.

Уроки речевой культуры должны вызывать у детей размышления о том, как важно взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом, беречь его, о том какое это бесценное богатство. Эти размышления помогут решить проблему, связанную с эффективностью общения, послужат основой для формирования взглядов, имеющих общекультурные ценности.

Уроки речевой культуры должны вызывать у детей размышления о том, как важно взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом, беречь его, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления помогут решить проблему, связанную с эффективностью общения, послужат основой для формирования взглядов, имеющих общекультурные ценности.

Уроки служат общему развитию, так как в процессе занятия дети пребывают в постоянной деятельности: наблюдают, размышляют, практикуются. Поэтому с уверенностью можно говорить о ведущей роли обучения в развитии ребёнка.

Занятия в русле речевой культуры имеют большое практическое значение: дети стремятся к доказательности мысли, мотивированности действий, появляется устойчивая потребность в активной деятельности, чуткость к мнению и переживанию другого, а ведь это черты, необходимые для всесторонне развитой личности.

В соответствии с целями и задачами курса, на уроках культуры речи основное внимание уделяется практике: речевым задачам, играм, анализу текстов.

Коммуникативные умения формируются на основе различных заданий, которые носят в большей мере занимательный, игровой характер, что соответствует возрастным и психологическим особенностям ребёнка, для которого игра – привычная форма жизнедеятельности, и в ней коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.

На занятиях предполагается широкое использование ребусов, кроссвордов, грамматических задач. Широко используются куклы (мини кукольный театр), которые ставят задачи, задают вопросы, разыгрывают сценки. Всё это будет способствовать решению основных задач: помочь детям осмыслить их речевую практику, развить у учащихся критическое восприятие речи. А такой вид работы, как стихосложение, помогает из большого количества слов и словосочетаний русского языка выбирать те, которые необходимы для определённого текста, ситуации. Это умение является основополагающим в формировании речевой культуры, а элементы работы связанные с рифмовкой, помогают овладеть знаниями и умениями в области практически всех коммуникативных качеств. Уроки не призваны сделать из детей стихотворцев, но работа над умением рифмовать закладывает основу уважительного отношения к слову, заставляет нести ответственность за сказанное, пробуждает интерес к поэтическим строчкам.

На уроки речевой культуры необходимо выделять не менее одного часа в неделю. Желательно проводить занятия, разделив класс на подгруппы из 13-15 человек.

Работа по формированию хорошей речи учащихся служит общему развитию детей, так как в ходе занятий активизируется процесс мышления, проявляется воля, чувства, эмоции; учащиеся пребывают в состоянии постоянной деятельности: наблюдают, размышляют, создают, критикуют, стремятся к доказательности мысли, мотивированности действий; появляется устойчивая потребность не только оценить товарища, но и себя, учащиеся демонстрируют заинтересованность и чуткость к мнению и переживанию одноклассников.

Тематическое планирование

Первый класс

«Основы речевого этикета»

Цель: воспитание сознательного, доведённого до автоматизма, этикетного речевого поведения.

Задачи:

  • Знакомить с правилами речевого поведения;
  • Вводить в активный словарь детей этикетные речевые формулы в соответствии с ситуацией;
  • Формировать этикетные речевые умения и навыки.

Содержание основных разделов

  1. Понятие об этикете как об установленном порядке поведения, совокупности правил поведения, касающихся отношений к людям.

Этикетные знаки: а) несловесные – движение, жест, голос, мимика, предмет; б) словесные – языковые формулы.

Этикетные стереотипы – готовые конструкции, которые употребляются в ситуации вежливого обращения людей друг к другу. Понятие о речевой ситуации.

  1. Этикетные знания, умения, навыки, автоматизм и непринуждённость – признаки подлинного этикета. Мужской и женский этикет. Возрастной этикет. Этикет в семье. Этикетные шутки.
  2. Этикетные ситуации приветствия и прощания. Базовый стереотип и не базовый стереотип с точки зрения функционально-стилистической (разговорно-книжное), эмоционально-экспрессивной (нейтральное, высокое). Неязыковые – взгляд, рукопожатие, улыбка. Письменные варианты. Этимология.
  3. Этикетные ситуации благодарности и извинения. Правый и виноватый. Базовые формулы и наличие синонимичных вариантов. Благодарность и извинение официальное и неофициальное. Интонационные оформления благодарности и извинения. Письменные варианты. Этимология.
  4. Этикетные ситуации поздравления и пожелания. Семантико-синонимические варианты поздравлений, пожеланий, отступление от штампа. Поздравительная открытка с пожеланиями.
  5. Этикетные ситуации одобрения – комплимента. Комплимент как похвала и как уверение в значительности. Уместность комплимента. Фактор возраста. Базовые формулы и синонимические варианты. Объект, повод для комплимента. Антикомплимент.
  6. Этикетные ситуации приказа и просьбы. Устрашение или дружеское  расположение. Интонационное оформление. Учёт возрастных особенностей.
  7. Этикетные ситуации совета и предложения. Уместность. Интонационное оформление. Базовые формулы и синонимические варианты.
  8. Этикетные ситуации согласия и отказа. Отказ и упрямство. Согласие и соглашательство. Разумный компромисс в договоре. Интонационное оформление согласия и отказа. Группа тематических стереотипов, базовые формулы и синонимические варианты.
  9.  Этикетные ситуации утешения, сочувствия, соболезнования. Речевые ситуации общения, требующие речевого  выражения утешения, сочувствия. Интонационное оформление стереотипов. Мимика сопереживания. Этикетные запреты при использовании формул сопереживания.
  10.  Этикетные ситуации обращения, привлечения внимания. Номинации, функционирующие как обращения. Собственные имена, имена родства, наименование специальных отношений (профессий). Обращение к знакомым и незнакомым людям. Прозвища и границы дозволенного. Интонационно оформление обращения.
  11.  Этикетная ситуация приглашения. Ситуации общения, предполагающие приглашение. Приглашение знакомого и незнакомого. Тематическая группа, базовые и синонимические варианты приглашений. Интонационное оформление приглашения. Поведение адресата приглашения. Приглашение и согласие. Приглашение, извинение, отказ. Письмо-приглашение.
  12.  Этикетная ситуация знакомства. Тематическая группа, базовые стереотипы и синонимические варианты стереотипов знакомства. Причины, повод для знакомства. Место и время знакомства. Возрастной фактор. Знакомство и отказ, знакомство и согласие. Формулы «ты» и «вы».

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • Определять соответствие громкости, темпа речи в оформлении той или иной формулы в различных ситуациях общения.
  • Уместно употреблять этикетные формулы, использовать варианты в зависимости от ситуации общения, возрастных особенностей и социального положения обучающихся.
  • Составлять устное и письменное индивидуально-авторское поздравление.
  • Уметь правильно говорить по телефону.

Второй класс

«Нормативность русской речи»

Первый уровень речевой культуры – правильность (норма)

Цель: способствование наиболее полному и осознанному владению системой норм литературного языка, воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи.

Задачи:

  • Характеристика (показ) правильности речи учащихся;
  • Выявлять уровень правильности речи учащихся;
  • Анализировать речевые ошибки;
  • Формировать умения и закреплять навыки правильной речи.

Содержание основных разделов

  1. Понятие о правильности – опорном коммуникативном качестве речи. Культурная ценность нормы и её жизненно важная необходимость. Норма строго обязательная и вариативная, общеупотребительная и ограниченного употребления.
  2. Орфоэпическая норма. Основные черты литературного произношения (умеренное аканье, иканье, взрывной характер согласного (г), смягчение твёрдых согласных перед мягкими). Орфоэпия отдельных звуковых сочетаний: (ц) на месте графического «-ться», и «-тся», (шн/чн) на месте графического «чн» и т.д.

Произносительные особенности речи. Диалектно-просторечное воздействие на литературное произношение и его результаты: ярко выраженное оканье, недостаточное смягчение твёрдых согласных перед мягкими и т.д., «зауральский акцент».

Стили произношения в зависимости от целей и условий высказывания. Полный стиль произношения (размеренный темп, чёткое  произношение, строгое соблюдение норм). Разговорный стиль произношения (убыстренный темп речи, сильная редукция гласных звуков, их выпадение, выпадение слогов и частей слов (Мария Ивановна – Марь Ванна, сейчас – щас).

  1. Грамматические, морфологические нормы. Образование форм слов и специфика их употребления в русской речи.

Слова заимствованные, их неизменяемость по числам, падежам. Специфические особенности категории рода существительных иноязычных, наличие вариантов (шампунь лечебный – шампунь лечебная).

  1. Синтаксическая норма. Построение словосочетаний в прямом и обратном порядке. Правильность использования предлогов и союзов.
  2. Норма словоупотребления. Правильность выбора слова и уместность его употребления в контексте (ситуации).
  3. Словообразовательная норма. Правильность употребления приставок, суффиксов, корней в сложных совах. Детское словотворчество.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать не менее 70 нормированных словоформ по разделам: орфоэпическая норма (ударение) и норма  словоупотребления; не менее 30 нормированных словоформ по разделам: орфоэпическая форма (произношение) и норма формообразования.

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • Отличать нормированный и ненормированный вариант;
  • Оценивать речь ровесников и людей старшего поколения: видеть недочёты, исправлять;
  • Оформлять изученные слова в контекст: предложение простое и сложное, тексты, монологи, диалоги.

Третий класс

«Нормативность русской речи»

Второй уровень речевой культуры – мастерство речи

Цель: способствование целенаправленному и осознанному овладению коммуникативными качествами речи.

Задачи:

  1. Характеризовать основные составляющие элементов того или иного коммуникативного качества речи.
  2. Анализировать речевые ошибки, связанные с отсутствием умений в области коммуникативных качеств речи.
  3. Формировать умения использовать в совокупности те или иные качества речи.

Содержание основных разделов

Речевое мастерство – владение умениями, сформированными на базе знаний о коммуникативных качествах речи: правильность, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность, чистота.

  1. Точность (ясность) речи.

Точность как характеристика речи со стороны её содержания. Адекватное отражение действительности. Осуществление связи речь – действительность. Соотношение семантики слова с действительностью.

Разграничение семантики многозначных слов в разных контекстах. Чёткое разграничение омонимов.

Лексические недочёты и их источники.

  1. Логичность речи.

Логичность как характеристика речи со стороны её структуры,  организации. Логика рассуждения в ответах на вопросы (отчего? почему?).

Логичность на уровне связного текста.

  1. Чистота речи.

Чистота как показатель соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной сознания.

Бранная лексика (цензурная, нецензурная) и фразеология.

  1. Выразительность речи.

Выразительность речи как способ вызвать интерес, поддерживать внимание у слушателя или читателя.

Интонация как движение в процессе развёртывания речи, высоты звучания, темпа, силы, тембра, членение паузами. Интонация как движение души. Выразительная роль интонации.

Условия формирования выразительности: знание разнообразных по значению слов, фразеологизмов и их синонимов; знание этикетных формул и применение их в различных жизненных ситуациях; чуткость, доброжелательность, уважение в отношениях с людьми.

  1. Богатство речи (разнообразие).

Богатство речи как показатель большого активного запаса слов. Лексическое богатство, фразеологическое богатство, интонационное богатство.

Семантическое богатство как показатель разнообразия и обновления словесных связей, использование синонимов, антонимов, слов многозначных.

Художественные произведения – основной источник обогащения лексикона.

  1. Уместность речи.

Уместность – подбор, организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

Соответствие речи теме сообщения, логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей-читателей. Адекватность применённых языковых средств целям высказывания.

Уместность контекстуальная по стилистическому признаку.

Уместность личностно-психологическая, передающая отношение к действительности, окружающим людям. Возникновение обратной связи.

Грубость как проявление неуместности.

Условия формирования выразительности: знание разнообразных по значению слов, фразеологизмов и их синонимов; знание этикетных формул и применение их в различных жизненных ситуациях; чуткость, доброжелательность, уважение в отношениях с людьми.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать о том, какое значение в жизни человека имеет наличие элементов коммуникативных качеств речи.

К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться фразеологизмами, словами и синонимами (глаголы, прилагательные, существительные);
  • Замечать слова-диалектизмы, заменять их литературными;
  • Создавать сравнения, использовать эпитеты, интонировать;
  • Адекватно отражать действительность.

Четвёртый класс

«Текст»

Цель: развитие умения составлять тексты различных жанров и направлений.

Задачи:

  • Рассказывать в доступной форме об основных функциях речи;
  • Формировать у учащихся определённые умения, помогающие пользоваться речью в различных её функциях;
  • Учить самостоятельно создавать речевые произведения, которые помогут детям в определённых жизненных ситуациях.

Содержание основных разделов

  1. Речь и её значение

Функции речи

  1. Речь как средство общения, средство обмена чувствами и мыслями между людьми. Устная и письменная речь. Вывески на улицах города. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Мимика и жесты в устной речи.
  2. Речь как средство передачи и усвоение определённой информации, коллективного опыта человечества, как средство познания мира. Разговорная речь. Учебная (научная) речь. Громкость, тембр, тон как средства выразительности речи.
  3. Речь как средство организации и планирования деятельности людей.

Влияние речи на чувства людей, на их поступки. Художественная речь. Речь газет, журналов, радио, телевидения. Афиша. Реклама.

  1. Текст (речевое произведение, высказывание)
  1. Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте опорных слов. Основная мысль текста.
  2. Текст как тематическое единство. Основной тон высказывания. Опорные слова в учебном тексте. Структура текста, связь между предложениями текста. Схема и план текста. Понятие об изложении, правила изложения. Сжатое изложение. Понятие о выборочном изложении.
  3. Типы текстов. Рассуждение. Понятие о рассуждении, объяснении. Рассуждение-доказательство. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Доказательность в рассуждении.

Понятие о невыдуманном рассказе. Композиция невыдуманного рассказа. Рассказ на основе увиденного, услышанного.

Понятие об описании. Описание в учебной и разговорной речи. Художественное описание.

Сравнение. Сравнительное описание внешне похожих предметов. Сравнительное описание, состоящее из двух частей. Сравнительное описание в художественной речи.

Понятие о широкой и узкой теме высказывания. Границы темы. Определение основной мысли в текстах, где она прямо не сформулирована автором.

Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения. Аннотация.

Биография и автобиография.

Весёлые рассказы (повесть, рассказ, анекдот).

  1. Тема текста и микротемы его частей. Основная мысль в заголовке текста. Заголовки плана и языковые особенности текста.

Знакомство с газетой. Особенности газетных материалов. Составление текстов, подписей к фотографиям в газете.

Сжатое изложение статьи учебника и газеты.

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с элементами сжатого изложения (на материале внеклассного чтения).

Письмо знакомому (близкому) человеку.

Личный дневник.

Письмо в газету. Заметка в газету. Устный репортаж (о школьном произведении).

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь говорить и писать хорошо и правильно:

  • Отличать текст от набора предложений на одну тему;
  • Определять соответствие громкости и темпа устного высказывания различным ситуациям общения;
  • Использовать громкость как средство выразительности устной речи;
  • Определять основную мысль текста;
  • Составлять произведения разных типов: описание, рассуждение, по полной и сжатой схеме;
  • Доказать ту или иную мысль;
  • Писать письма.

План реализации программы

Класс: 1

Количество часов в год: 93

Количество часов в неделю: 3

№ п/п

Тема (раздел)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Провед.

Факт.

Формулы речевого поведения (14 ч)

Ситуация знакомства

Ситуация приветствия

Ситуация прощания

Ситуация поздравления

Ситуация комплимента

Ситуация просьб о прощении

Ситуация просьб о разрешении

Ситуация приглашения и отказа от приглашения

Ситуация обращения к человеку

Формулы речевого поведения в обществен. местах (5 ч)

Поведение в библиотеке

Поведение в магазине

Поведение в театре, кинотеатре

Поведение в парикмахерской

Поведение в общественном транспорте

Речевое поведение при посещении родных, друзей, знакомых

Проверочная, контрольная работа

Класс: 2

Количество часов в год: 102

Количество часов в неделю: 3

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Провед.

Фактич.

Норма постановки ударения

Уборка класса

Норма постановки ударения

Рифма

Уход за растениями класса

Рифма

Лексическое значение слов

Уборка в шкафах учащихся

Лексическое значение слов

Уборка класса

Правила поведения на дне рождения

Рассаживаем растения

Формы слов

Оформляем кабинет

Формы слов

Норма словоупотребления

Уборка класса

Норма словоупотребления

Наводим порядок в своих шкафах

Норма согласования, управления слов в словосочетаниях

Рассаживаем растения

Норма формообразования

Проверяем состояние книг

Норма формообразования

Норма формообразования, употребление слов неизменяемых

Убираем класс

Форма глагола

Операция «Чистый шкаф»

Форма глагола

Рассаживаем растения

Форма глагола

Формы слов

Убираем класс

Формы слов

Уборка шкафов

Формы слов

Проверяем состояние учебной литературы

Формы слов

Форма слов «оба», «обе»

Социальная практика

Форма слов «оба», «обе»

Социальная практика

Разговорная форма – норма современного русского языка

Социальная практика

Разговорная форма – норма современного русского языка

Формы слов

Социальная практика

Формы слов

Социальная практика

Многозначные слова

Социальная практика

Многозначные слова

Норма формообразования

Социальная практика

Норма формообразования

Социальная практика

Норма формообразования

Социальная практика

Норма формообразования

Норма постановки ударения

Социальная практика

Норма постановки ударения

Социальная практика

Форма глагола

Социальная практика

Два ударения

Социальная практика

Два ударения

Социальная практика

Два ударения

Социальная практика

Два ударения

Социальная практика

Норма словоупотребления

Социальная практика

Закрепление изученного

Закрепление изученного. Урок-соревнование

Закрепление изученного. Урок драматизации, декламации.

Класс: 3

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2

№ п/п

Тема (раздел)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Провед

Факт.

Богатство речи (11 ч.)

Лексическое богатство речи

Интонационное богатство речи

Информационное богатство речи

Динамика речи как показатель богатства

Точность речи (16 ч.)

Лексическое значение слова

Синонимы

Омонимы

Многозначные слова

Сочетаемостные возможности слов русской речи

Логич-ность речи (12 ч.)

Прямой порядок слов

Точное словоупотребление

Элемент сравнениям речи

Правильное употребление служебных слов: предлоги, союзы, частицы

Выразитель-ность речи

(13 ч.)

Эпитет – художественно-образное определение: прилагательное, существительное, приложение

Метафора – слово в переносном значении

Интонационные конструкции

Умест-ность речи (10 ч.)

Этикетные формулы общения, высказывания, реплики, указывающие на отношение к собеседнику

Интонация в процессе общения

Стилевое разграничение слов

Чистота речи

(6 ч.)

Слова-диалектизмы, лексические, фонетические, грамматические

Слова бранной лексики (цензурные, нецензурные)

Проверочно-контрольная работа

Класс: 4

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2

№ п/п

Тема (раздел)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Провед.

Фактич.

Речь и её значение в жизни (20 ч.)

Речь устная и письменная. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, тембр, текст, темп. Мимика и жесты в устной речи

Речь разговорная и учебная (научная)

Художественная речь, её особенности и значение

Влияние речи на поступки людей

Текст  (48 ч.)

Текст как тематическое единство: изложение

Текст рассуждение

Текст описание

Невыдуманный рассказ

Сжатое сообщение-аннотация

Цитата в рассуждении

Биография и автобиография

Подписи к фотографиям

Отзыв с элементами сжатого изложения

Художественное и научное описание

Письмо знакомому человеку

Личный дневник

Проверочно-контрольная работа

Ожидаемые результаты

К концу обучения курса учащиеся должны знать:

  • не менее 70 нормированных словоформ по разделам: орфоэпическая норма (ударение) и норма  словоупотребления;
  • не менее 30 нормированных словоформ по разделам: орфоэпическая форма (произношение) и норма формообразования.
  • какое значение в жизни человека имеет наличие элементов коммуникативных качеств речи.

К концу обучения курса учащиеся должны уметь:

  • Определять соответствие громкости, темпа речи в оформлении той или иной формулы в различных ситуациях общения.
  • Составлять устное и письменное индивидуально-авторское поздравление.
  • Уметь правильно говорить по телефону;
  • Отличать нормированный и ненормированный вариант;
  • Оценивать речь ровесников и людей старшего поколения: видеть недочёты, исправлять;
  • Оформлять изученные слова в контекст: предложение простое и сложное, тексты, монологи, диалоги.
  • Пользоваться фразеологизмами, словами и синонимами (глаголы, прилагательные, существительные);
  • Замечать слова-диалектизмы, заменять их литературными;
  • Создавать сравнения, использовать эпитеты, интонировать;
  • Отличать текст от набора предложений на одну тему;
  • Определять основную мысль текста;
  • Составлять произведения разных типов: описание, рассуждение, по полной и сжатой схеме;
  • Доказать ту или иную мысль;
  • Писать письма.

Учебно методическое обеспечение

  1. Уроки речевого этикета. 1 класс: методическое пособие / Г.В. Домрачева и др. – Шадринск: ШГПИ, 2007г.
  2. Нормативность русской речи. 2 класс: учебно-методический комплект для учителей начальных классов / Г.В. Домрачева и др. – Шадринск: ШГПИ, 2009г.
  3. Культура речи. 3-4 класс: книга для учителя / Г.В. Домрачева и др. – Шадринск: ШГПИ, 2004г.
  4. Чистота русской разговорной речи: учебно-методическое пособие / Г.В. Домрачева, К.В. Домрачева. – Шадринск: ШГПИ, 1999г.
  5. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2013г.

Материально-технические средства

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Экспозиционный экран;
  • Доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

В программе пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Развитие речи"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа кружка рассчитана на 4 года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по « Культуре речи».

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственн...