Программа "Наставничество"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №___»
г. _________
Рассмотрено на педагогическом Совете протокол № 1 от «___» _______________ 20____ года | Утверждаю: директор школы _____________ ____________ «____» _________________ 20___ года |
Программа
«Наставничество»
на 2018-2021 годы
Наставник: Полякова Виктория Владимировна,
учитель начальных классов
Молодой специалист: ____________________,
учитель начальных классов
2018 год
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Ожидаемые результаты:
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодого специалиста в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодого специалиста;
- желание молодого специалиста работать именно в этой ОО.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Мероприятия в рамках Программы
№ п/п | Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы |
1 год | |||
1 | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (далее – МС) |
2 | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала, заполнение электронного журнала | Компетентность МС в заполнении школьной документации |
3 | Ознакомление с Профстандартом педагога | Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога | Наличие программы индивидуального профессионального развития |
4 | Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты. | Возможность постоянного взаимодействия и общения |
5 | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
6 | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий. |
7 | Формирование позитивного имиджа педагога | Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. |
8 | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
9 | Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
10 | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | |
2 год | |||
1 | Моделирование воспитательной работы класса | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе. Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) | Самостоятельное оформление МС школьной документации. Наличие рабочей программы по предмету, по воспитательной работе. |
2 | Описание методической темы МС | Оказание методической помощи наставником | Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой |
3 | Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Наличие портфолио МС |
4 | Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка МС к прохождению аттестации. |
5 | Организация продуктивной деятельности | Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др. | Методические продукты |
6 | Проектирование уроков в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования урока МС. Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
7 | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
8 | Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
9 | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | |
3 год | |||
1 | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации. | Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом. Компетентность в оформлении школьной документации. |
2 | Организация внеурочной деятельности | Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности. | Наличие программы внеурочной деятельности МС |
3 | Аттестация | Консультирование по оформлению документов | Аттестация МС на первую квалификационную категорию |
4 | Продуктивная деятельность | Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы | Совместный проект |
5 | Методическая выставка достижений МС | Оказание методической помощи | Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности. |
6 | Участие в муниципальном конкурсе педмастерства | Показать опыт работы по применению педагогической технологии | Опыт работы МС по применению педагогической технологии. |
7 | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | |
8 | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС |
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование;
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др);
- анализ и самоанализ уроков;
- проведение родительских собраний;
- создание портфолио и медиатеки.
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также определяет линию корректировки профессиональных компетенций молодого специалиста, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
План работы а 2018-2019 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выпол нении |
1
| - изучение нормативно-правовой базы; - оказание помощи в составлении РПП и составление плана воспитательной работы с классом и внеурочной деятельности по предметам УП в закрепленном классе; - проведение инструктажа по работе в системе ГИС «ЭО», журналов индивидуально-групповых, коррекционных и кружковых занятий; - оказание помощи в организации работы с родителями.
| сентябрь |
РПП, план воспитательной работы с классом и внеурочной деятельности по предметам УП
памятка тематика родительских собраний на уч. г., создание электронной группы класса |
|
2 | - выбор темы самообразования; - участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; - участие в оформлении учебного кабинета; - Практическое занятие: «Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей чащимися» | октябрь | план работы по теме самообразования на уч. г. список учебно-дидактического материала паспорт кабинета памятка |
|
3
| - участие в заседании ШМО; - знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предметам УП; - подбор литературы по теме самообразования, с использованием ЭОР; - знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию | ноябрь | протокол ШМО рекомендации
список литературы
|
|
4
| - общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предметам УП с учащимися; - изучение основ проектно-исследовательской деятельности с учащимися по предметам УП; - анализ работы за первое полугодие | декабрь | рекомендации
участие учащихся в школьном этапе НОУ промежуточный отчет |
|
5
| - участие в заседании ШМО; - занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» | январь | протокол ШМО технологическая карта занятия с использованием современных образовательных технологий |
|
6
| - Общие положения, структура содержания, порядок ведения и оценивание материалов портфолио педагога. | февраль | Портфолио |
|
7
| - участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования) - проведение внеклассного мероприятия с учащимися по учебному предмету (на выбор) | март | протокол ШМО сценарий мероприятия, самоанализ проведённого мероприятия |
|
8 | - практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»; - вопросы ВПР; - практикум «Анализ различных стилей педагогического общения». | апрель | памятка
создание медиатеки разбор примеров |
|
9 | - отчет молодого специалиста о проделанной работе; - оказание помощи в составлении личной карты самообразования на следующий учебный год. | май | отчет план работы по теме самообразования на следующий уч. г. |
|
10 | - совместная разработка системы уроков (отдельного урока) по теме; - консультации по волнующим вопросам с педагогом-психологом школы, социальным педагогом школы, наставником, администрацией; - участие в заседаниях педагогических Советов, методических Советов, ШМО учителей начальных классов и ШМО классных руководителей; - посещение уроков опытных педагогов; - регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой; - участие в работе творческих групп. | в течение года |
|
|