Конспект занятия "Лекарственные свойства сорных растений"
план-конспект на тему
Занятие позволяет ознакомить учащихся со следующим материалом: происхождение сорных растений; места распространения, приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; сорные растения -путешествинники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_lekarstvennye_svoystva_sornyh_rasteniy.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на учебно-опытном участке по теме «Лекарственные свойства сорных растений»
Автор: Балакина Е.А.,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ГорСЮН
Цель: раскрыть учащимся ценность сорных растений для человека и для биосферы в целом.
Задачи:
- Раскрыть ценность сорных растений как источников лекарственного и пищевого сырья для нужд человека, ознакомить с результатами некоторых исследований агротехники в отношении взаимодействия культурных и сорных растений;
- Раскрыть ценность сорных растений для животного мира;
- Закрепить навыки распознавания лекарственных растений в ходе изучения разнообразия сорных растений;
- Способствовать дальнейшему развитью навыков экологической культуры;
- Совершенствовать умение работать в коллективе.
Оборудование: папки для сбора гербарного материала, лопатки для выкапывания растений, карточки с заданиями.
Ход занятия:
- Как вам известно, все растения на нашей планете можно разделить на две группы: культурные – их человек выращивает для получения пищи, для себя и домашних животных, сырья для различных производств – и дикорастущие – все растения, которые произрастают без участия человека. Ко второй группе относятся растения лесов, лугов, болот и т.д., а также … огородов. Да, именно огородов, ведь в любом огороде или саду всегда есть сорные растения.
- Инструкция по обращению с инвентарём.
- Инструкция по технике безопасности.
- Ознакомление с заданием, которое учащимся предстоит выполнить в ходе занятия. Учащимся предлагаются карточки, на которых изложены задания следующего типа:
- запишите названия известных вам сорных растений (выполняется в кабинете перед выходом на участок);
- запишите названия тех сорных растений (из уже перечисленных), которые обладают лекарственными свойствами;
- подчеркните названия тех из перечисленных растений, которые вы встретили на участке (выполняются по ходу занятия);
- аккуратно выкопайте и поместите в папку растения, изображения которых приведены на карточке;
- выкопайте и поместите в папке растения …. (приводятся названия);
- запишите названия новых для вас сорных растений (в завершении занятия).
- Ознакомление учащихся с историей возникновения сорных растений. Проходит при осмотре невозделанного уголка учебно-опытного участка. Учащимся предлагается пронаблюдать, какие растения занимают данный уголок. При этом даётся пояснение о том, что такое положение вещей сложилось задолго до того, как человек начал использовать данную землю в собственных целях.
- Демонстрируется обработанный уголок участка и предлагается назвать растения, появившиеся в ходе деятельности человека на участке, и дикие растения, оставшиеся с тех пор, когда участок был невозделан. Обсуждаются приспособления диких растений к сосуществованию рядом с человеком: мимикрия и т.д. Проводятся примеры расселения сорных растений при участке человека.
- Далее учащимся раскрывается сущность взаимоотношений человека и сорных растений. Предлагается вспомнить, как родители относятся к появлению сорняков на грядках и почему. Затем раскрывается вред полного уничтожения на грядках и других частях участка дикорастущих растений: низкорослые сорняки способствуют более длительному сохранению влаги в почве, препятствуют её испарению; островки дикорастущих растений на участке – место обитания насекомых, в том числе и полезных – питающихся вредителями культурных растений.
- Раскрывается относительность понятия «сорные растения» путём рассмотрения примера перехода растений из разряда диких в разряд культурных при обнаружении человеком их лекарственных, прямо-вкусовых или других полезных для него свойств.
- Раскрывается лекарственные свойства некоторых из наиболее распространенных сорных растений, учащимся поясняются особенности их заготовки.
- Предоставляется некоторое время для завершения выполнения заданий карточек.
- Производится закладка растений, собранных на участке для высушивания.
- Подводятся итоги.
Сегодня мы с вами изучали растения, которые по воле человека стали «сором». Да, эти растения называются сорными, но это неправильно и сегодня мы получили целый ряд подтверждений полезности растений для человека и всей природы: они задерживают влагу в почве, привлекают насекомых-защитников культурных растений, не позволяют исчезнуть этим насекомым, обладают лекарственной и пищевой ценностью для человека.
- Проводится закрепление в форме опроса:
- назовите растения, удерживающие влагу в почве;
- перечислите растения, обладающие лекарственными свойствами;
Какие из них человек выращивает специально для изготовления лекарств?
- какие из растений человек начал использовать в пищу? Почему?
Литература:
- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. И. 2002
- Стрижёв А. Русское разнотравье. М., 1995
- Лавренова Г.В. Травы, дарующие здоровье. Донецк, 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Свойства противоположных сторон прямоугольника"
Данный конспект урока поможет провести урок по данной теме....
Конспект урока "Свойства воды"
Цели: 1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.3....
Проект по окружающему миру "Полезные свойства комнатных растений"
ПРОЕКТпо окружающему миру Полезные свойства комнатных растений...
Конспект урока "Свойство противоположных сторон прямогоугольника" ТВО
Конспект урока для дэ 2 класс "Свойство противоположных сторон прямоугольника" ТВО...
Конспект урока "Свойства воды"
Конспект урока "Свойства воды". 2 класс. Начальная школа 21 века. Н.Ф. Виноградова...
Необычные свойства комнатных растений
Необычные свойства комнатных растений...