Конспект урока "Свойства воды"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока "Свойства воды". 2 класс. Начальная школа 21 века. Н.Ф. Виноградова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody_2.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2.

Тема урока: «Вода в природе и её свойства».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: Первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Вода в природе и её свойства».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о воде в природе и её свойствах .
  2. Формировать умение  проводить исследования по выявлению свойств воды.

Предметные:

-Учащиеся научатся объяснять, что такое «вода» и её 3 состояния в природе.
-Учащиеся получат возможность определять свойства воды.
-Учащиеся научатся проводить опыты по выявлению свойств воды .
-Учащиеся получат возможность научиться вести исследовательскую деятельность.

Развивающие:

  1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.

  1. Формировать умение анализировать, осуществлять обобщение, делать выводы  и устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Формировать умение владеть диалогической формой речи, взаимодействовать с одноклассниками при проведении групповой и парной работы.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

Познавательные:

- Учащиеся научатся анализировать, обобщать и  делать выводы.

- Учащиеся получат возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

- Учащиеся получат возможность научиться взаимодействовать с одноклассниками при проведении групповой и парной работы.

Воспитательные:

  1. Формировать интерес к изучению  темы: «Вода в природе и её свойства» и грамотное отношение к воде в природе.

Личностные (у учащихся будут сформированы):

-интерес к изучению темы: «Вода в природе и её свойства »;

- У учащихся может быть сформировано грамотное  отношение к воде в природе .

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник «Окружающий мир»  2 класс Н.Ф.Виноградова, лист исследователя, презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Мотивация учебной деятельности

Словесный, наглядный

Приветствие

- Здравствуйте. Меня зовут -------а, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Проверьте свою готовность к уроку: у вас на столе должны лежать учебник, рабочая тетрадь, тестовая тетрадь, ручка и листы.

Беседа с учащимися.

-Обратите внимание на ваши рабочие места. Что удивительного вы сегодня видите на своих партах?

Правильно. Капелька пришла у Вас уточнить откуда она к вам пришла на Землю?

А небосклон – это что?

-Капелька очень хочет знать о воздухе.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Ответы обучающихся

-Капельку

-Она пришла с небосклона

-Воздушное пространство.

Р:  определять учебную задачу.

К: владеть диалогической речью

Формировать учебно- познавательный интерес к изучению темы «Вода в природе и её свойства»

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии

Словесный, практический

Проведение проверки предыдущей темы.

-Что такое воздух?

-Какие газы входят в состав воздуха?

-Какого газа всего большее количество?

-На втором месте?

-Потом?

-От чего зависит цвет неба?

-Что при дыхании живые существа поглощают из воздуха?

 А выдыхают?

-А теперь давайте вспомним свойства воздуха.

-У меня в руке тетрадка, какого она цвета? Почему мы ее видим?

-Можем ли мы ощутить воздух?

-Можем ли мы увидеть воздух?

-Дуя в трубочку, что мы видим? Почему пузырек вверх поднимается?

-Что происходит с воздухом при нагревании?

-Что происходит с воздухом при охлаждении?

-На вкус и запах какой он?

-Хорошо, капелька довольна вашими ответами и предлагает открыть тестовые тетради и решить тест, выбрав правильные варианты ответа.

 - Отлично. Теперь отложите ваши тесты на край стола.

-Воздух – это смесь газов.

-Азот.

-Кислород.

-Углекислый газ.

-От количества водяных паров и примеси.

-Кислород, углекислый газ.

-Потому что воздух прозрачен, без цвета.

-Да, взяли тетрадь, помахали. Почувствовали.

-Да, если мы возьмем трубочку, опустим в воду и начнем в нее дуть. Пузырек поднимется, а в нем воздух, значит мы его можем увидеть.

-Потому что воздух легче чем вода.

-Он расширяется.

-Он сужается.

-Он не имеет запаха и вкуса.

Решают тест

Р:  определять учебную задачу

К: владеть диалогической речью

  1. Выявление места и причины затруднения

Словесный, наглядный, практический

Беседа с учащимися. Направление на определение цели урока учащимися.

- Природу можно не только наблюдать, но ее можно услышать. У природы очень много мелодий. Одну из них вы сейчас услышите и скажите, что это.

Слайд 1

Слушают мелодию воды.

-Что мелодия чего? Вы услышали?

-Что объединяет дождь и море?

Слайд 2

-А теперь давайте перенесемся в удивительный мир, после чего вы мне ответите, какая у нас тема урока.

Просмотр фильма.

то понял какая тема урока?

Слайд 3

Какую цель поставим на уроке?

-Откройте учебник на стр.51, скажите, что мы будем сегодня изучать?

Слайд 4

-Что это?

-Что такое лаборатория?

-Кем мы сегодня будем с вами на уроке?

-Кто такие исследователи?

Слайд5

Слушают мелодию

-Шум дождя, моря.

-Дождь, это вода и море, только дождь с небосклона, а море –это огромное водяное пространство, часть океана.

-Вода в природе и ее свойства.

-Познакомиться с водой и ее свойствами.

-1. Вода и жизнь.

2.Свойства воды.

-Лаборатория

-Место, в котором проводятся опыты

-Исследователями

-Это человек, который изучает разные предметы и вещества.

объяснять, что такое «вода» и 3 её состояние в природе

П: анализировать, обобщать и  делать выводы.

Р:определять учебную задачу.

Р: составлять план своих действий.

К: владеть диалогической речью

Формировать учебно- познавательный интерес к изучению темы «Вода в природе и её свойства».

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный, наглядный, практический

Слайд 6

-По слайду составьте рассказ-минимум и ответьте, где содержится вода на земле?

Слайд7

-Посмотрите, на слайд, что мы видим?

Слайд8,9

-Ребята, посмотрите на слайд, вода составляет больше половины массы тела, а некоторые организмы составят на 90-95% из воды. Части растения тоже имеют воду.

Слайд10

-А теперь, чтобы убедиться в этом, посчитаем массу воды в человеке. Откройте свою тетрадь на стр.29 №2. Для этого массу своего тела:3 и умножьте на 2. Сколько получилось?

-Примерно на 70% наш организм состоит из воды.

Слайд11

-Почему воду называют «Чудом природы»? Самым распространенным минералом на Земле? В каких агрегатных состояниях вода находится в природе?

Слайд 12,13,14

-Какое состояние представлено на слайде?

-Ребята, скажите, что образуется осенью иней или изморось?

-Где на слайде иней?  Где изморось?

Слайд 15

-Вода содержится в айсбергах, в облаках, в горных ледниках, в океанах, в озерах, в реках.

-На слайде мы видим, что воды больше, чем суши. Это показывает диаграмма. Если бы не было воды на Земле, то и жизни бы не было.

-63.

-В твердом, жидком, газообразном.

-В жидком состоянии: осадки в виде дождя, росы; водоем, дома в кране.

В газообразном состоянии: туман, облака, пар природного и антропогенного характера.

В твердом: снег, град, айсберги, застывшие ледники, иней, изморось.

-Иней.

-На 2 иней, на 4 изморось.

объяснять, что такое «вода» и её 3 состояние в природе

К: владеть диалогической речью

П: анализировать, обобщать и  делать выводы.

  1. Реализация построенного проекта.

Словесный, наглядный, практический

-А теперь мы отправляемся в научную лабораторию и становимся исследователями.

-Давайте, вспомним правила, которые мы должны соблюдать?

Стаканчики раздаем

-Внимание! В нашу лабораторию поступили вещества, можем ли мы точно сказать вода это или нет? Почему?

-А кто-нибудь встречал похожие вещества на воду?

Слайд16

-С помощью чего мы можем узнать вода это или нет? Отсюда у нас возникает гипотеза которую мы должны решить посмотрите на доску прочитайте ее.

-Посмотрите, у вас на столе лежит лист исследователя, вам нужно будет его заполнить, после каждого опыта, а дома вы должны будите вклеить его на стр.31.

-Какое агрегатное состояние имеет исследуемое вещество?

-С помощью чего мы можем доказать имеет исследуемое вещество цвет?

Слайд17

-Сравните цвет полосок и цвет жидкости, можно ли ее назвать белой?

-Посмотрите на молоко оно  белое. Похоже на нашу жидкость?

-Значит, какой вывод можем сделать?

-Как можем доказать прозрачность?

-Посмотрите, я опустила трубочку в молоко, мы ее видим?

-Самостоятельно выполните этот опыт со свое жидкостью. Мы видим ложку, значит о чем это говорит?

Слайд18

-Что в нашем класс похоже на это свойство воды?

-Сейчас мы будем определять вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Покажите,  как нужно нюхать неизвестные вещества?

(вода+эфирное масло.)

-Понюхайте мой стакан, имеет ли он запах?

-Теперь понюхайте свой стакан, какой можно сделать вывод?

Слайд19

-Посмотрите на стол перед вами бутылка воды и лимонада.

-Давайте вспомним, если мы попробуем лимонад, то какой вкус почувствуем?

-А если попробуем воду?

Слайд20

-Что можно сказать?

-Посмотрите, что произошло с жидкость, когда ее капнули на предметный столик?

-А если мы положим мел, он растекается?

Слайд21

-Какой вывод можно сделать?

-Где в природе мы можем увидеть это свойство?

-Ребята, посмотрите, я налила в колбу жидкость, какая форма?

-Если налью в стакан?

-Наливаю в пробирку?

Слвйд22

 -Какой вывод можем сделать?

-Как мы можем проверить свойство растворимости?

-Растворилась ли соль?

-Полностью растворилась глина?

Слайд23

-Выполняем опыт, какой вывод можно сделать?

Слайд24

-Ребята, посмотрите, мы поставили колбу в тарелку с горячей водой, что мы наблюдаем?

-Какой вывод можно сделать?

-А теперь поставим в холодную воду, что произошло?

-Какой вывод можно сделать?

-Почему крышка на чайнике прыгает, когда он закипает?

-аккуратно работать с веществами и оборудованием

-четко выполнять все задания по намеченному плану

-быть наблюдательным

-делать выводы по наблюдениям

-Да-нет.

-Спирт, перекись, уксус.

-С помощью исследования.

-Жидкое.

-С помощью цветных полосок.

-Нет, потому что белый цвет это белый.

-Нет.

-Вещество бесцветно.

-С помощью трубочек.

-Нет.

-Вещество имеет свойство прозрачности.

-Стекло.

-Да.

-Вещество не имеет запаха.

-Сладкий.

-Никакого.

-Лимонад имеет вкус, а вещество нет.

-Она растеклась.

-Нет.

-Вещество обладает свойством текучести.

-Ручеёк.

-Колбы.

-Форма стакана.

-Форма пробирки.

-Вода может принимать любую форму, но сама она ее не имеет.

-Добавить в вещество соль и глину.

-Да.

-Нет.

-Вода является растворителем, но не все вещества в ней растворяются.

 

-Жидкость в трубке поднимается.

-При нагревании жидкость увеличивается в объеме..

-Жидкость в трубке опустилась.

-При охлаждении жидкость уменьшилась в объемах.

-Вода при нагревании расширяется.

определять свойства воды

проводить опыты по выявлению свойств воды

К: владеть диалогической речью

П: анализировать, обобщать и  делать выводы.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней  речи

Словесный, наглядный, практический

-Итак, давайте подведем итоги нашего исследования, снова прочитайте гипотезу и скажите мне, доказали мы ее или опровергли?

Слайд25

-Значит какое вещество в нашем сосуде?

-Какими свойствами она обладает, расскажите опираясь  на лист исследователя.

-А скажите, какие свойства отличают  уксусную кислоту  от воды?

-Доказали.

-Вода.

-вода -прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая  запаха, вкуса, обладает текучестью, не имеет формы,  растворяет многие вещества, но не все, увеличивается в объёме при нагревании, сжимается при охлаждении.

-Уксусная кислота имеет запах и вкус.

Определять свойства воды

К: владеть диалогической речью

П: анализировать, обобщать и  делать выводы.

 

Грамотное отношение к воде в природе

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На столах у вас лежит исследовательский лист. Заполните все свойства воды.

Заполняют исследовательский лист, проверяют.

Определять свойства воды

П : анализировать, обобщать и  делать выводы.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

А теперь послушайте легенду.

 Когда – то давным, давно в раскалённой от зноя пустыни умирал юноша от жары и жажды.

Мимо него проходил караван, но никто не обращал внимания на юношу. И лишь последний путник остановился. То был старец. Он дал юноше напиться, а потом сказал: «Ты слишком молод, чтобы умирать, а я слишком стар, чтобы делать добрые дела. Бери моего верблюда и отправляйся в путь. Но помни, от ныне жизнь твоя принадлежит свершению добрых дел». Юноша сел на верблюда и отправился вслед за караваном. Старец остался умирать в пустыне. Через несколько недель караван возвращался тем же путём назад. И вдруг, чудо, там, где остался умирать старец, расцвёл сад. В саду журчали ручьи, цвели цветы и пели птицы и только саван старика напоминал о том, что здесь, когда-то была пустыня.

- В чем ее суть?

-Сколько человек может прожить без воды?

- Почему воду называют жизнью?

Слайд26

-Не зря Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать.

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.  

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…»

Антуан де Сент-Экзюпери

Слушают легенду.

-Суть этой легенды заключается в том, что там, где свершается добро, рождается вода, вода – это жизнь.

-2 дня.

-Мы состоим из воды на 70%

Вода нужна всему живому.

П: анализировать, обобщать и  делать выводы.

Грамотное отношение к воде в природе

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Поднимите руку,если вы усвоили материал и у вас все получилось, поднимите руку, если что-то не поняли, поднимите руку, если совсем ничего не поняли.

-Спасибо за урок, до свидания!

 

Способность к оценке своей учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока "Вода"

Конспект урока в 3 классе "Вода"...

Презентация "Сказка о капельках",конспект Круговорот воды в природе"

Материал предназначен для использования на уроке окружающего мира при изучении темы "Круговорот воды в природе", для работы над экологическим проектом...

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи.Цели урока сформулированы четко, конкретно, были реализованы в ход...

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи....

конспект урока Вода – необычное вещество. 3 класс УМК ПНШ

Цель:1. Познакомить с необыкновенным веществом -водойЗадачи:1. Повышать познавательную активность  и самостоятельность детей;2. Развивать навыки общения со сверстниками;3. Формировать интерес к п...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...