Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Росток», 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Росток»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rostok.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
социальной направленности
«Росток»
2 класс (8-9 лет)
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Росток»
Личностные и метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человека;
- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний; формирование элементарных исследовательских умений;
- в трудовой сфере – владение навыками ухода за комнатными растениями и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Прогнозируемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах отношения к природе; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе.
Результаты третьего уровня(приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта волонтёрской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Содержание |
1 | Первые шаги по тропинке открытий |
|
1.1 | Готовимся наблюдать и изучать | Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. |
1.2 | Какие качества необходимы юному исследователю | Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. |
1.3 | Учимся наблюдать | Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др. |
1.4 | Десять заповедей друзей леса. Рисуем впечатления. | Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси. |
2 | Природа в наших ощущениях |
|
2.1 | Как мы воспринимаем окружающий мир. Тренируем органы чувств | Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. |
2.2 | Какого цвета лес? | Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба. |
2.3 | Что такое гармония? Рисуем впечатления | Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр. |
2.4 | Учимся пользоваться приборами | Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов. |
2.5 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. |
2.6 | Игра «Давайте познакомимся» Рисуем впечатления | Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого размера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские обитатели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каждый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) выступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом. |
2.7 | Энциклопедии о природе. Рисуем впечатления. | |
3 | Геометрия живой природы |
|
3.1 | Что такое симметрия? | Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.). |
3.2 | Лучевая симметрия | Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов. |
3.3 | Живая спираль | Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений). |
3.4 | Такие разные листья | Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира. |
3.5 | Различаем деревья по кроне | Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку. |
3.6 | О кронах, густых и ажурных | Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая). |
3.7 | Организм и среда обитания. Рисуем впечатления | Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни. |
4 | Природа и её обитатели |
|
4.1 | Учимся планировать наблюдение | Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, поставленной учителем или предложенной учениками. |
4.2 | Наблюдаем за животными | Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними питомцами) по согласованному плану. |
4.3 | Изучаем условия обитания растений | Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.). |
4.4 | Всё связано со всем | Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). |
4.5-4.6 | Изучаем поведение животных и растений | Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых организмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п. |
4.7 | Чья «столовая»? | Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и микроорганизмами. |
4.8 | Что и кто влияет на живой организм? Рисуем впечатления | Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окружении. Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных. |
5 | Лесные ремёсла |
|
5.1 | Лес в работе народных умельцев | Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. |
5.2 | Лесные мотивы | Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. |
5.3-5.4 | Животные и растения в народном творчестве | Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). |
5.5 | Лесная палитра | Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. |
5.6 | Лес — кормилец и врачеватель | |
5.7 | Лесное «меню». Лекарственные растения леса. Рисуем впечатления |
III.Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | В том числе: | ||
По плану | Фактически | |||||
теория | практика | |||||
Первые шаги по тропинке открытий | ||||||
1 | Готовимся наблюдать и изучать | 1 | 1 | |||
2 | Какие качества необходимы юному исследователю | 1 | 1 | |||
3 | Учимся наблюдать | 1 | 1 | |||
4-5 | Десять заповедей друзей леса. Рисуем впечатления | 2 | 1 | 1 | ||
Природа в наших ощущениях | ||||||
6 | Как мы воспринимаем окружающий мир. Тренируем органы чувств | 1 | 1 | |||
7 | Какого цвета лес? | 1 | 1 | |||
8 | Что такое гармония? | 1 | 1 | |||
9 | Учимся пользоваться приборами | 1 | 1 | |||
10 | «Микроскоп» из пластикового стаканчика | 1 | 1 | |||
11 | Энциклопедии о природе. | 1 | 1 | |||
12 | Игра «Давайте познакомимся». Рисуем впечатления | 1 | 1 | |||
Геометрия живой природы | ||||||
13 | Что такое симметрия? | 1 | 1 | |||
14 | Лучевая симметрия | 1 | 1 | |||
15 | Живая спираль | 1 | 1 | |||
16 | Такие разные листья | 1 | 1 | |||
17 | Различаем деревья по кроне | 1 | 1 | |||
18 | О кронах, густых и ажурных | 1 | 1 | |||
19 | Организм и среда обитания. Рисуем впечатления | 1 | 1 | |||
Природа и её обитатели | ||||||
20 | Учимся планировать наблюдение | 1 | 1 | |||
21 | Наблюдаем за животными | 1 | 1 | |||
22 | Изучаем условия обитания растений | 1 | 1 | |||
23 | Всё связано со всем | 1 | 1 | |||
24-25 | Изучаем поведение животных и растений | 2 | 1 | 1 | ||
26 | Чья «столовая»? | 1 | 1 | |||
27 | Что и кто влияет на живой организм? Рисуем впечатления. | 1 | 1 | |||
Лесные ремесла | ||||||
28 | Лес в работе народных умельцев | 1 | 1 | |||
29 | Лесные мотивы | 1 | 1 | |||
30-31 | Животные и растения в народном творчестве | 2 | 1 | 1 | ||
32 | Лесная палитра | 1 | 1 | |||
33 | Лес — кормилец и врачеватель | 1 | 1 | |||
34 | Лекарственные растения. Рисуем впечатления | 1 | 1 | |||
Итого | 34 | 20 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Я-кировчанин" для 1 класса
Составлена на основе авторской программы Ю. Галышевой...
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс
Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...
рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Я в мире, мир во мне»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я в мире, мир во мне"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Я в мире, мир во мне»
кружок...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности для детей 7-9 лет
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Добрые руки». Возраст обучающихся 7-9 лет. Срок реализации: 2 года....