Урок- праздник. "Старая пословица ввек не сломится"
методическая разработка (2 класс) на тему
Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-prazdnik.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- праздник.
" Старая пословица ввек не сломится"
Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.
Ход праздника.
--"А что за роскошь, что за смыл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" - так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин.
Действительно, пословицы- это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить Родину, быть честными, трудолюбивыми. Они высмеивают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.
На уроках литературного чтения мы знакомились с пословицами о труде, о книге, о дружбе и его качествах. Сегодня мы посмотрим, что дало нам их изучение, как знаем пословицы.
Ваши товарищи подготовили небольшое выступление о пословицах. Предоставим им слово:
1.История русского народа- одна из героических в мире. Богато устное народное творчество. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, пословицы, поговорки.
2.Пословица- это короткое высказывание, в котором есть поучение. В пословицах собраны наблюдения, знания народа.
3.Пословицы многому учат нас. Они говорят как надо относиться к Родине, как обходиться с людьми, как жить. --Свое уважение к пословицам народ выразил такими словами:
"Старая пословица ввек не сломится"
Так называется наш праздник. Скажите, а кто знает другие пословицы о пословицах?
--(ответы детей)
Пословица всем делам помощница.
Пословица- мудрость народов.
Поговорка- цветочек, пословица- ягодка.
С пословицей не поспоришь.
Но сегодня мы вспомним не только пословицы, но и песни, загадки, считалки, сказки. Вот одна из них:
--Инсценировка русской народной сказки "Лиса и журавль"
Как хорошо и точно сказка пояснила пословицу "Как аукнется, так и откликнется". Попробуем пояснить некоторые пословицы:
Всяк человек по делу познается.
За добро, добром и платят.
На языке медок, а на уме ледок.
Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)
А сейчас кроссворд покажет нам, как вы знаете пословицы о Родине.
(вставим слово)
- Москва- всем ......... мать. (городам)
- Кто за Родину горой, тот истинный ........ .(герой)
- Родина- мать, умей за нее ...... .(постоять)
- Знает весь свет, тверже ...... нет.(русских)
- На чужой стороне......милей вдвойне.(родина)
- Своя ..... и в горсти мила.(земля)
(В кроссворде выделяется вертикаль со словом РОССИЯ )
Так называется наша страна, наша Родина. (Ученики читают под музыку стихи о России, о Родине, стихотворение А.Фета "Уж верба вся пушистая раскинулась кругом..."
Весна- начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывали лопатами- как? Покажите.
А как семена разбрасывали?
А как из лейки поливали?
Как сорную траву вырывали? (Дети стоя, изображают действия)
Проведем игру"Здравствуй, дедушка Мазай".
Посчитаемся, кто будет Мазаем. Считалка:
Делом важным занят грач,
Ходит полем, словно врач,
Лечит пашни и поля
-Где болит, скажи земля?
(Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:
--Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!
--Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
--Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!
(Изображают трудовой процесс, водящий меняется)
Хорошо потрудились .А знаете ли вы пословицы о труде?
Поиграем в командах.
1команда:
- Кто много читает,...
- ...а его добрые дела.
- Ученье свет,...
- ...а красна пирогами.
- Кончил дело,...
- ...а потехе час.
2 команда:
- ...тот много знает.
- Не одежда красит человека,...
- ...а неученье тьма.
- Не красна изба углами,...
- ...гуляй смело.
- Делу время,...
А сейчас потешимся, веселую песню послушаем.(Читается потешка, по очереди выходят девочки в сарафанах)
А у меня сестренок семь,
Помогать я буду всем!
С Пашей- сеять,
С Дашей- жать,
С Леной- куклу наряжать,
С Нюрой- стряпать,
С Шурой- шить,
С Верой- сено ворошить.
Песни петь с Марусенькой
Самою малюсенькой!
(Исполняется песня "Неваляшки". Слова З.Петровой. Музыка З.Левиной)
Вторая часть урока (может проводится учителем ИЗО)
Пословицы можно записать, можно выучить, а в подходящий момент ими воспользоваться. Но можно еще их и нарисовать. Сейчас в этом мы попробуем убедиться.
(На доску помещают рисунок к пословице: "Цыплят по осени считают")
--Ребята, посмотрите внимательно, какую пословицу я попыталась выразить языком красок. (Также проходит работа с пословицами:
"Любишь кататься, люби и саночки возить"
"Семь раз отмерь, один раз отрежь"
--Вы хорошо читаете стихи, великолепно танцуют и поют девочки- матрешки, а как играли в сказке- спектакле наши юные актеры! А вот про загадки вы еще не говорили и не отгадывали.
Загадки- это тоже один из видов народного творчества. Они учат думать, проверяют нашу память и сообразительность.
На доске картинки, но это не просто изображения, а отгадки. Я буду загадывать вам загадки, а ответ вы найдете в этих рисунках.
Загадки:
- Сильнее солнца, слабее ветра.
Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)
- Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь и прятаться начнут. (дождь)
- Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
- Шапка набекрень, спрятался за пень,
Кто подходит близко, кланяется низко. (гриб)
- Зимой и летом одним цветом. (ель)
- Стоят столбы, на них шапки зелены. (березы)
На доску выводится пейзаж, состоящий из ответов на загадки.
--Что это за рисунок? (пейзаж)
Если вы внимательны, то наверно догадались, что он полностью состоит из ответов на загадки, которые вы только что отгадывали. Вот мы и подошли к тому, что ответы на загадки человек находит у природы. Она наш мудрый и бесценный учитель, нужно только быть внимательным и наблюдательным. Надо беречь и любить природу.
Настала пора показать вам и свои художественные способности и умение фантазировать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ответите рисунком- отгадкой.
Помните, что рисунок должен быть крупным, правильным и ярким.
Загадки командам:
1. В уголке живет, пряжу прядет,
Тоньше его пряжи нет в продаже. (паук и паутина)
2. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
1. Под кустами, под елками,
Лежит клубок с иголками. (ежик)
2. У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке. (рыба)
Ответы- рисунки вывешиваем на выставку.
--Вот и подошла наша встреча к концу. Перед каждым из вас лежит незаконченный портрет. Нарисуйте свое настроение. Покажите всем.
(обсуждение результата)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач...
Урок литературного чтения "Пословицы и поговорки"
- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока....
Урок-проект "Книга пословиц"
Работа содержит материал по созданию "Книги пословиц" для первоклассников в процессе групповой проектной деятельности....
Урок по теме "Пословицы и поговорки"
Урок из раздела Устное народное творчество, тема "Пословицы и поговорки, 2 класс. Пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости. Меткость и поучительный смысл народных пословиц. Единство нра...
Сценарий праздника"Старый Новый год"
Праздник...
Презентация к уроку "Числа в пословицах, поговорках и загадках" 1 класс УМК " школа России"
В яркой красочной форме рассказано об истории чисел....
Урок Литературного чтения Пословицы и поговорки 3 класс
Пословицы и поговорки...