Урок- праздник. "Старая пословица ввек не сломится"
методическая разработка (2 класс) на тему

Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-prazdnik.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- праздник.

" Старая пословица ввек не сломится"

Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.

        Ход праздника.

--"А что за роскошь, что за смыл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" - так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин.

Действительно, пословицы- это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить Родину, быть честными, трудолюбивыми. Они высмеивают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.

На уроках литературного чтения мы знакомились с пословицами о труде, о книге, о дружбе и его качествах. Сегодня мы посмотрим, что дало нам их изучение, как знаем пословицы.

Ваши товарищи подготовили небольшое выступление о пословицах. Предоставим им слово:

1.История русского народа- одна из героических в мире. Богато устное народное творчество. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, пословицы, поговорки.

2.Пословица- это короткое высказывание, в котором есть поучение. В пословицах собраны наблюдения, знания народа.

3.Пословицы многому  учат нас. Они говорят как надо относиться к Родине, как обходиться с людьми, как жить.                            --Свое уважение к пословицам народ выразил такими словами:

"Старая пословица ввек не сломится"

Так называется наш праздник. Скажите, а кто знает другие пословицы о пословицах?

--(ответы детей)

Пословица всем делам помощница.

Пословица- мудрость народов.

Поговорка- цветочек, пословица- ягодка.

С пословицей не поспоришь.

Но сегодня мы вспомним не только пословицы, но и песни, загадки, считалки, сказки. Вот одна из них:

--Инсценировка русской народной сказки "Лиса и журавль"

Как хорошо и точно сказка пояснила пословицу "Как аукнется, так и откликнется". Попробуем пояснить некоторые пословицы:

Всяк человек по делу познается.

За добро, добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)

А сейчас кроссворд покажет нам, как вы знаете пословицы о Родине.

(вставим слово)

  • Москва- всем ......... мать. (городам)
  • Кто за Родину горой, тот истинный ........  .(герой)
  • Родина- мать, умей за нее ......  .(постоять)
  • Знает весь свет, тверже ...... нет.(русских)
  • На чужой стороне......милей вдвойне.(родина)
  • Своя ..... и в горсти мила.(земля)

(В кроссворде выделяется вертикаль со словом РОССИЯ )

Так называется наша страна, наша Родина. (Ученики читают под музыку стихи о России, о Родине, стихотворение А.Фета "Уж верба вся пушистая раскинулась кругом..."

Весна- начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывали лопатами- как? Покажите.

А как семена разбрасывали?

А как из лейки поливали?

Как сорную траву вырывали? (Дети стоя, изображают действия)

Проведем игру"Здравствуй, дедушка Мазай".

Посчитаемся, кто будет Мазаем. Считалка:

Делом важным занят грач,

Ходит полем, словно врач,

Лечит пашни и поля

-Где болит, скажи земля?

(Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

--Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

--Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

--Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!

(Изображают трудовой процесс, водящий меняется)

Хорошо потрудились .А знаете ли вы пословицы о труде?

Поиграем в командах.

1команда:                                        

  • Кто много читает,...                  
  • ...а его добрые дела.
  • Ученье свет,...
  • ...а красна пирогами.
  • Кончил дело,...
  • ...а потехе час.

2 команда:

  • ...тот много знает.
  • Не одежда красит человека,...
  • ...а неученье тьма.
  • Не красна изба углами,...
  • ...гуляй смело.
  • Делу время,...

А сейчас потешимся, веселую песню послушаем.(Читается потешка, по очереди выходят девочки в сарафанах)

А у меня сестренок семь,

Помогать я буду всем!

С Пашей- сеять,

С Дашей- жать,

С Леной- куклу наряжать,

С Нюрой- стряпать,

С Шурой- шить,

С Верой- сено ворошить.

Песни петь с Марусенькой

Самою малюсенькой!

(Исполняется песня "Неваляшки". Слова З.Петровой. Музыка З.Левиной)

Вторая часть урока (может проводится учителем ИЗО)

Пословицы можно записать, можно выучить, а в подходящий момент ими воспользоваться. Но можно  еще их и нарисовать. Сейчас в этом мы попробуем убедиться.

(На доску помещают рисунок к пословице: "Цыплят по осени считают")

--Ребята, посмотрите внимательно, какую пословицу я попыталась выразить языком красок. (Также проходит работа с пословицами:

"Любишь кататься, люби и саночки возить"

"Семь раз отмерь, один раз отрежь"

--Вы хорошо читаете стихи, великолепно танцуют и поют девочки- матрешки, а как играли в сказке- спектакле наши юные актеры! А вот про загадки вы еще не говорили и не отгадывали.

Загадки- это тоже один из видов народного творчества. Они учат думать, проверяют нашу память и сообразительность.

На доске картинки, но это не просто изображения, а отгадки. Я буду загадывать вам загадки, а ответ вы найдете в этих рисунках.

Загадки:

  • Сильнее солнца, слабее ветра.

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)

  • Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь и прятаться начнут. (дождь)

  • Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
  • Шапка набекрень, спрятался за пень,

Кто подходит близко, кланяется низко. (гриб)

  • Зимой и летом одним цветом. (ель)
  • Стоят столбы, на них шапки зелены. (березы)

На доску выводится пейзаж, состоящий из ответов на загадки.

--Что это за рисунок? (пейзаж)

Если вы внимательны, то наверно догадались, что он полностью состоит из ответов на загадки, которые вы только что отгадывали. Вот мы и подошли к тому, что ответы на загадки человек находит у природы. Она наш мудрый и бесценный учитель, нужно только быть внимательным и наблюдательным. Надо беречь и любить природу.

Настала пора показать вам и свои художественные способности и умение фантазировать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ответите рисунком- отгадкой.

Помните, что рисунок должен быть крупным, правильным и ярким.

Загадки командам:

1. В уголке живет, пряжу прядет,

    Тоньше его пряжи нет в продаже. (паук и паутина)

2. Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

1.  Под кустами, под елками,

     Лежит клубок с иголками. (ежик)

2.  У маленькой скотинки

     Сто серебряных монеток на спинке. (рыба)

Ответы- рисунки вывешиваем на выставку.

--Вот и подошла наша встреча к концу. Перед каждым из вас лежит незаконченный портрет. Нарисуйте свое настроение. Покажите всем.

(обсуждение результата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)

Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач...

Урок литературного чтения "Пословицы и поговорки"

- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока....

Урок-проект "Книга пословиц"

Работа содержит материал по созданию "Книги пословиц" для первоклассников в процессе групповой проектной деятельности....

Урок по теме "Пословицы и поговорки"

Урок из раздела Устное народное творчество, тема "Пословицы и поговорки, 2 класс. Пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости. Меткость и поучительный  смысл народных пословиц. Единство нра...