Урок Литературного чтения Пословицы и поговорки 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пословицы и поговорки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_poslovitsy_i_pogovorki.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Пословицы и поговорки

Цель: познакомить детей с пословицами, их ролью в жизни людей. Развивать устную связную речь, память внимание, логическое мышление, выразительное чтение. Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Оборудование: выставка книг разных изданий с пословицами и

поговорками, карточки с пословицами и поговорками, карточки с заданиями

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока вы должны прочитать её на карточке, которую я покажу очень быстро. Нужно успеть прочитать. (мгновенное чтение)

Пословицу сказал – дорогу указал,

поговорку – душу утешил.

1.Беседа о красоте русского языка.

А.С.Пушкин говорил: «Что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой пословице, что это за золото!»

-Что придаёт нашей речи красоту и образность? Прочитайте предложения:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживёшь.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица вовек не сломится.

Пословица - всем делам помощница.

2. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

В словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова даны определения:

      Пословица – это вид, жанр устного народного творчества. Краткое поучительное изречение. Пословица учит, советует, наставляет, предупреждает. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится более яркой, образной, красивой. Пословицы появились в речи давно. Более 300-х лет назад. Их также как и сказки, песни передавали из поколения в поколение.

     Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (кратким выразительным изречением).

1-й этап: Давайте вспомним некоторые пословицы:
1. При солнышке тепло…(при матери добро)
2. У ребенка палец болит - (у матери сердце болит)
3. Мал золотник (да дорог)
4. Красна птица пером, ( а человек умом)
5. Жадность (до добра не доводит)
6. У скупого и зимой (снега не выпросишь)
7. Много хочешь - (мало получишь)
8. Рука принимает много добра, (если бывает сама щедра)
9. Живи для людей - (поживут и люди для тебя)
10. Землю красит солнце, (а человека труд).

2-й этап: «Отгадай пословицу»

-Каждая группа получает карточку с парой слов из пословицы. Вы должны вспомнить пословицу, назвать и объяснить её значение.

Коса - камень

(Нашла коса на камень)

-О непримиримом столкновении характеров, взглядов.

Шило - мешок

(Шила в мешке не утаишь)

-Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт.

Дело - мастер

(Дело мастера боится)

-Умелому человеку любое дело по плечу.

Гости - дом

(В гостях хорошо, а дома лучше)

-Человек всегда стремится в родные места, к привычному образу жизни.

Язык - дело

(Не спеши языком, торопись делом)

-Меньше говори, больше делай.

3-й этап: «Пословицы перепутались»

-Вспомнить недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок, восстановить их.

Ученье – свет,  скоро состаришься.

Слово – не воробей, а неученье – тьма.

Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит.

Не имей сто рублей, – ни одного не поймаешь.

        За двумя зайцами погонишься  а имей сто друзей.

Не плюй в колодец    вылетит – не поймаешь.

Много будешь знать, – пригодится воды напиться.

 

                                                                 

4-й этап: «Собери пословицу»

-Из частей, «потерявших» друг друга, собрать известные пословицы.

Взявшись за гуж,                             не суйся в воду.

Обжёгшись на молоке,                   а телегу зимой.

Не говори «гоп»,                             да не укусишь.

Любишь кататься,                        пока не перепрыгнешь.

Не знавши броду,                           не говори, что не дюж.

Близок локоток,                            будешь дуть и на воду.

Готовь сани летом,                      люби и саночки возить.

5-й этап: «Допиши пословицу»

-Каждая команда получает карточку с одинаковым заданием. На карточке записаны начала пословиц и поговорок. Задача команд – дописать их. Побеждает та команда, игроки которой первыми правильно выполнят задание.

1. Друзья познаются….(в беде).

2. Крепкую дружбу и топором….(не разрубишь).

3. Нет друга – ищи, а нашёл….(береги).

4.Новых друзей наживай, а старых…(не теряй).

5. Сам погибай, а товарища….(выручай).

6. Без дела жить – только небо…(коптить).

7.Без труда не вытащишь и ….(рыбку из пруд).

8. В труде рождаются….(герои).

6-й этап: «Театрализация»

-Через три минуты каждая команда только при помощи мимики и жестов должна изобразить пословицу, которая им попалась в задании. Победит та команда, чья пословица будет наиболее узнаваема.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Сила есть – ума не надо.

3. Подведение итогов.

Определяется команда – победитель.

4. Вывод:

Пословица недаром молвится:

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится,

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей;

Давайте помнить их друзья!

Домашнее  задание – подобрать пословицы, в которых упоминаются числа.

Коса – камень

______________________

Шило – мешок

______________________

Дело – мастер

Гости – дом

Язык - дело

Ученье – свет,  скоро состаришься.

Слово – не воробей, а неученье – тьма.

Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит.

Не имей сто рублей, – ни одного не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься  а имей сто друзей.

Не плюй в колодец    вылетит – не поймаешь.

Много будешь знать, – пригодится воды напиться.

                   

                      Взявшись за гуж,                             не суйся в воду.

                     Обжёгшись на молоке,                   а телегу зимой.

                     Не говори «гоп»,                             да не укусишь.

Любишь кататься,                        пока не перепрыгнешь.

Не знавши броду,                           не говори, что не дюж.

Близок локоток,                            будешь дуть и на воду.

Готовь сани летом,                      люби и саночки возить.

___________________________________________________________________

1. Друзья познаются    ……….

2. Крепкую дружбу и топором      ………….

3. Нет друга – ищи, а нашёл    …………….

4.Новых друзей наживай, а старых    …………..

5. Сам погибай, а товарища     …………….

6. Без дела жить – только небо    ……………...

7.Без труда не вытащишь и ……………..

8. В труде рождаются     ……………..

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Сила есть – ума не надо.

Пословицу сказал – дорогу указал,

поговорку – душу утешил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения "Пословицы и поговорки"

- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока....

Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки"

Урок литературного чтения для 2 класса -форма проведения: творческая мастерская . Продуктом урока будет являться  газета "Пословицы и поговорки". Все подобранные материалы с учетом ФГОС....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

конспект урока по литературному чтению " Пословицы и поговорки " 2 класс

Тема урока: «Пословицы и поговорки»Тип урока: усвоение новых знанийПланируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;- осознанно, правильно ...