Урок Литературного чтения Пословицы и поговорки 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Пословицы и поговорки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пословицы и поговорки
Цель: познакомить детей с пословицами, их ролью в жизни людей. Развивать устную связную речь, память внимание, логическое мышление, выразительное чтение. Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Оборудование: выставка книг разных изданий с пословицами и
поговорками, карточки с пословицами и поговорками, карточки с заданиями
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока вы должны прочитать её на карточке, которую я покажу очень быстро. Нужно успеть прочитать. (мгновенное чтение)
Пословицу сказал – дорогу указал,
поговорку – душу утешил.
1.Беседа о красоте русского языка.
А.С.Пушкин говорил: «Что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой пословице, что это за золото!»
-Что придаёт нашей речи красоту и образность? Прочитайте предложения:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица вовек не сломится.
Пословица - всем делам помощница.
2. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)
В словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова даны определения:
Пословица – это вид, жанр устного народного творчества. Краткое поучительное изречение. Пословица учит, советует, наставляет, предупреждает. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится более яркой, образной, красивой. Пословицы появились в речи давно. Более 300-х лет назад. Их также как и сказки, песни передавали из поколения в поколение.
Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (кратким выразительным изречением).
1-й этап: Давайте вспомним некоторые пословицы:
1. При солнышке тепло…(при матери добро)
2. У ребенка палец болит - (у матери сердце болит)
3. Мал золотник (да дорог)
4. Красна птица пером, ( а человек умом)
5. Жадность (до добра не доводит)
6. У скупого и зимой (снега не выпросишь)
7. Много хочешь - (мало получишь)
8. Рука принимает много добра, (если бывает сама щедра)
9. Живи для людей - (поживут и люди для тебя)
10. Землю красит солнце, (а человека труд).
2-й этап: «Отгадай пословицу»
-Каждая группа получает карточку с парой слов из пословицы. Вы должны вспомнить пословицу, назвать и объяснить её значение.
Коса - камень
(Нашла коса на камень)
-О непримиримом столкновении характеров, взглядов.
Шило - мешок
(Шила в мешке не утаишь)
-Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт.
Дело - мастер
(Дело мастера боится)
-Умелому человеку любое дело по плечу.
Гости - дом
(В гостях хорошо, а дома лучше)
-Человек всегда стремится в родные места, к привычному образу жизни.
Язык - дело
(Не спеши языком, торопись делом)
-Меньше говори, больше делай.
3-й этап: «Пословицы перепутались»
-Вспомнить недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок, восстановить их.
Ученье – свет, скоро состаришься.
Слово – не воробей, а неученье – тьма.
Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит.
Не имей сто рублей, – ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься а имей сто друзей.
Не плюй в колодец вылетит – не поймаешь.
Много будешь знать, – пригодится воды напиться.
4-й этап: «Собери пословицу»
-Из частей, «потерявших» друг друга, собрать известные пословицы.
Взявшись за гуж, не суйся в воду.
Обжёгшись на молоке, а телегу зимой.
Не говори «гоп», да не укусишь.
Любишь кататься, пока не перепрыгнешь.
Не знавши броду, не говори, что не дюж.
Близок локоток, будешь дуть и на воду.
Готовь сани летом, люби и саночки возить.
5-й этап: «Допиши пословицу»
-Каждая команда получает карточку с одинаковым заданием. На карточке записаны начала пословиц и поговорок. Задача команд – дописать их. Побеждает та команда, игроки которой первыми правильно выполнят задание.
1. Друзья познаются….(в беде).
2. Крепкую дружбу и топором….(не разрубишь).
3. Нет друга – ищи, а нашёл….(береги).
4.Новых друзей наживай, а старых…(не теряй).
5. Сам погибай, а товарища….(выручай).
6. Без дела жить – только небо…(коптить).
7.Без труда не вытащишь и ….(рыбку из пруд).
8. В труде рождаются….(герои).
6-й этап: «Театрализация»
-Через три минуты каждая команда только при помощи мимики и жестов должна изобразить пословицу, которая им попалась в задании. Победит та команда, чья пословица будет наиболее узнаваема.
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Сила есть – ума не надо.
3. Подведение итогов.
Определяется команда – победитель.
4. Вывод:
Пословица недаром молвится:
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе и беда.
И наша речь красна пословицей;
Давайте помнить их друзья!
Домашнее задание – подобрать пословицы, в которых упоминаются числа.
Коса – камень
______________________
Шило – мешок
______________________
Дело – мастер
Гости – дом
Язык - дело
Ученье – свет, скоро состаришься.
Слово – не воробей, а неученье – тьма.
Сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит.
Не имей сто рублей, – ни одного не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься а имей сто друзей.
Не плюй в колодец вылетит – не поймаешь.
Много будешь знать, – пригодится воды напиться.
Взявшись за гуж, не суйся в воду.
Обжёгшись на молоке, а телегу зимой.
Не говори «гоп», да не укусишь.
Любишь кататься, пока не перепрыгнешь.
Не знавши броду, не говори, что не дюж.
Близок локоток, будешь дуть и на воду.
Готовь сани летом, люби и саночки возить.
___________________________________________________________________
1. Друзья познаются ……….
2. Крепкую дружбу и топором ………….
3. Нет друга – ищи, а нашёл …………….
4.Новых друзей наживай, а старых …………..
5. Сам погибай, а товарища …………….
6. Без дела жить – только небо ……………...
7.Без труда не вытащишь и ……………..
8. В труде рождаются ……………..
Сделал дело – гуляй смело.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Сила есть – ума не надо.
Пословицу сказал – дорогу указал,
поговорку – душу утешил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»
Урок литературного чтения в 4-м классепо теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...
Урок литературного чтения "Пословицы и поговорки"
- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока....
Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки"
Урок литературного чтения для 2 класса -форма проведения: творческая мастерская . Продуктом урока будет являться газета "Пословицы и поговорки". Все подобранные материалы с учетом ФГОС....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация для учащихся коррекционых школ, детей с ОВЗ....
конспект урока по литературному чтению " Пословицы и поговорки " 2 класс
Тема урока: «Пословицы и поговорки»Тип урока: усвоение новых знанийПланируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;- осознанно, правильно ...