Урок литературного чтения "Пословицы и поговорки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
- Часть заданий мы будем выполнять в парах и группах. Обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать, работая в команде.
- Вы готовы отправиться за новыми знаниями? Перед вами лежат фишки.
- Кто из вас на уроке будет работать с удовольствием, отвечать на все вопросы (оранж.)
- А кто из вас будет стараться выполнить как можно больше заданий (зелён.)
- А есть ли среди вас дети, которые пришли, просто посидеть, послушать, посмотреть на работу одноклассников (жёлт.)
- Я рада, что наблюдателей у нас не будет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galitsyna_l.v._urok_literaturnogo_chteniya_poslovitsy_ipogovorki.docx | 190.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Доброе утро! (СЛАЙД)
Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
- Часть заданий мы будем выполнять в парах и группах. Обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать, работая в команде.
- Вы готовы отправиться за новыми знаниями? Перед вами лежат фишки.
- Кто из вас на уроке будет работать с удовольствием, отвечать на все вопросы (оранж.)
- А кто из вас будет стараться выполнить как можно больше заданий (зелён.)
- А есть ли среди вас дети, которые пришли, просто посидеть, послушать, посмотреть на работу одноклассников (жёлт.)
- Я рада, что наблюдателей у нас не будет.
2. Постановка темы урока.
Перед вами лежат карточки. Работаем в паре. Прочтите произведения и разделите их на две группы.
У. Какие произведения вы поместили в первую группу?
Дети читают тексты.
У. Что вы поместили во вторую группу?
Дети подбирают названия, учитель помогает определить правильное понятие.
- Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(пословицы, устное народное творчество)
- Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам
(СЛАЙД) и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. . На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. - А вы знаете пословицы? Назовите?
- К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
- Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. (СЛАЙД)
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
- Все эти произведения называются фольклором. (СЛАЙД)
- Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
- Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (слайд)
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)
-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.
- Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.
- А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.
- Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)
Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).
Признаки пословицы:
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
(СЛАЙД)
ДВЕ КАРТИНКИ СЛАЙДОВ (объясняют значение пословиц)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
- Что же такое поговорка?
Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим».
Белый слайд!
В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.
Наша первая остановка «Город пословиц».
На листах пословицы по темам.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба - великая сила.
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Пословицы об учении
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Ученье свет, а неученье тьма.
Повторенье - мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Жить - Родине служить.
-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД)
Делу время – потехе час, - говорит русская пословица
Трудился как пчела.
- Вторая остановка «Любознайкино».
- В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? (СЛАЙД). Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?
Нет земли краше, чем Родина наша.
- Наша следующая остановка «Родная сторона».
- У разных народов много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, где появилась та или иная пословица.
(СЛАЙД)
- В нашем Самарской губернии, которой в прошлом году исполнилось 160 лет, проживают разные народы: русские, татары, мордва, чуваши. Каждый народ славится своими традициями, в том числе пословицами и поговорками.
- Предлагаю вам к русской пословице подобрать аналогичную пословицу других народов. (СЛАЙД)
Русские пословицы и поговорки:
Один в поле не воин.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Язык до Киева доведёт.
Чужая душа – потёмки.
На двух стульях не усидишь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мордовские пословицы и поговорки:
Одна пчела много мёду не соберёт.
По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадёшь.
Чувашские пословицы и поговорки:
Умеющий говорить до Симбирска дошёл.
Чужая душа – дремучий лес.
Татарские пословицы и поговорки:
Два арбуза под одной мышкой не уместишь.
Без труда и зайца не поймаешь.
Чужая душа – бездонное море.
- Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!
Белый слайд!
- Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Назови пословицу по предметам
- Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
Сверьте работу с эталоном (СЛАЙД)
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
-Мы подъехали к остановке «Поэтической».
- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
- Вот подходит к концу наш урок. Остановка конечная «Город мудрецов».
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
- Что такое пословицы и поговорки?
- О чём бывают пословицы и поговорки?
- Чему учат нас эти мудрые изречения?
Рефлексия:
- Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда. (СЛАЙД)
- Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.
- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения для 2 класса по теме: " Весёлый хоровод". "Заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки".
В конспекте по литературному чтению представлены технологии: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.Цели урока: создание условий для:1. Формировани...
Дополнительный материал к уроку литературного чтения на тему"Пословицы и поговорки о правде, труде и лени" УМК Планета знаний
Подборка пословиц и поговорок...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...
Презентация к уроку литературное чтение 1 класс "В большом деле и маленькая помощь дорога" ( пословицы и поговорки)
Материал входит в жанровый блок по литературному чтению, который знакомит и приобщает детей к устному народному творчеству. Изучение материала формирует у детей позитивное мировоспитание, расширяет по...
Конспект к уроку литературное чтение во 2 классе по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Конспект к уроку литературное чтение во 2 классе по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, программа "Школа России"...
Урок Литературного чтения Пословицы и поговорки 3 класс
Пословицы и поговорки...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....