Урок литературного чтения "Пословицы и поговорки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Галицына Людмила Валентиновна

- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.                                                           

- Часть заданий мы будем выполнять в парах и группах. Обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать, работая в команде.

- Вы готовы отправиться за новыми знаниями? Перед вами лежат фишки.

- Кто из вас на уроке будет работать с удовольствием, отвечать на все вопросы (оранж.)

- А кто из вас  будет стараться выполнить как можно больше заданий (зелён.)

- А есть ли среди вас дети, которые пришли, просто посидеть, послушать, посмотреть на работу одноклассников (жёлт.)

- Я рада, что наблюдателей у нас не будет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

1. Орг. момент.

- Доброе утро!   (СЛАЙД)

Сегодня встретились мы в первый раз,

Но от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.

- Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.                                                            

- Часть заданий мы будем выполнять в парах и группах. Обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать, работая в команде.

- Вы готовы отправиться за новыми знаниями? Перед вами лежат фишки.

- Кто из вас на уроке будет работать с удовольствием, отвечать на все вопросы (оранж.)

- А кто из вас  будет стараться выполнить как можно больше заданий (зелён.)

- А есть ли среди вас дети, которые пришли, просто посидеть, послушать, посмотреть на работу одноклассников (жёлт.)

- Я рада, что наблюдателей у нас не будет.

2. Постановка темы урока.

Перед вами лежат карточки. Работаем в паре. Прочтите произведения и разделите их на две группы.

 У. Какие произведения вы поместили в первую группу?

Дети читают тексты. 

У. Что вы поместили во вторую группу?

Дети подбирают названия,  учитель помогает определить правильное понятие.

 

- Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(пословицы, устное народное творчество)

- Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам

 (СЛАЙД) и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. .  На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. - А вы знаете пословицы? Назовите?

- К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

- Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.   (СЛАЙД)

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?    

- Все эти произведения называются фольклором.    (СЛАЙД)

- Что такое “фольклор”?  (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

- Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (слайд)

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)

   -Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.

  - Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это   фольклористика.

- А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.


- Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)  

 

Пословица это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).

Признаки пословицы:

  • краткость;
  • меткость и точность мысли;
  • законченность предложения.

(СЛАЙД)

ДВЕ  КАРТИНКИ  СЛАЙДОВ (объясняют значение пословиц)

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

- Что же такое поговорка?

Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу.  Например:  “за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём -  увидим».

Белый слайд!

  В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.

Наша первая остановка «Город пословиц».

На листах пословицы по темам.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба - великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Корень ученья горек, да плод его сладок.

Ученье свет, а неученье тьма.

Повторенье - мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить - Родине служить.

-Какие бывают половицы? Пословицы  и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

           ФИЗМИНУТКА      (СЛАЙД)

Делу время – потехе час, - говорит русская пословица

Трудился как пчела.

- Вторая остановка «Любознайкино».

-  В. Даль  посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? (СЛАЙД). Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы  слышали  пословицу?

Нет земли краше, чем Родина наша.

- Наша следующая остановка «Родная сторона».

- У разных народов  много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, где  появилась та или иная пословица.

(СЛАЙД)

 - В нашем Самарской губернии, которой в прошлом году исполнилось 160 лет, проживают разные народы: русские, татары, мордва, чуваши. Каждый народ славится своими традициями, в том числе пословицами и поговорками.

- Предлагаю вам к русской пословице подобрать аналогичную пословицу других народов.   (СЛАЙД)

Русские пословицы и поговорки:

Один в поле не воин.

За двумя зайцами погонишься,  ни одного не поймаешь.

Язык до Киева доведёт.

Чужая душа – потёмки.

На двух стульях не усидишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Мордовские пословицы и поговорки:

Одна пчела много мёду не соберёт.

По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадёшь.

Чувашские пословицы и поговорки:

Умеющий говорить до Симбирска дошёл.

Чужая душа – дремучий лес.

Татарские пословицы и поговорки:

Два арбуза под одной мышкой не уместишь.

Без труда и зайца не поймаешь.

Чужая душа – бездонное море.

- Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

Белый слайд!

- Следующая остановка  «Пословица мы тебя знаем».

Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

Назови пословицу по предметам

- Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)


Собери пословицу (в парах).  Ум хорошо, а два лучше.

Труд человека кормит                                              а товарища выручай.

Не спеши языком                                                      лень портит.

Сам пропадай                                                            от того и наберёшься.

Глаза боятся                                                              торопись делом.

С кем поведёшься                                                    а руки делают.

Сверьте работу с эталоном   (СЛАЙД)

– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость,  даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.

  Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл.   Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.

Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):

(Яблоко от яблони недалеко падает)

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

(Семеро одного не ждут) 

   -Мы подъехали к остановке «Поэтической».

-  Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).

Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.

– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)

-  Вот подходит к концу наш урок. Остановка конечная «Город мудрецов». 

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

- Что такое пословицы и поговорки?

- О чём бывают пословицы и поговорки?

- Чему учат нас эти мудрые изречения?

Рефлексия:

- Дерево славится плодами, а человек делами.  Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда. (СЛАЙД)

- Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод.  Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.

- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения для 2 класса по теме: " Весёлый хоровод". "Заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, пословицы и поговорки".

В конспекте по литературному чтению  представлены технологии: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.Цели урока: создание условий для:1.     Формировани...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Презентация к уроку литературное чтение 1 класс "В большом деле и маленькая помощь дорога" ( пословицы и поговорки)

Материал входит в жанровый блок по литературному чтению, который знакомит и приобщает детей к устному народному творчеству. Изучение материала формирует у детей позитивное мировоспитание, расширяет по...

Конспект к уроку литературное чтение во 2 классе по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Конспект к уроку  литературное чтение во 2 классе по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, программа "Школа России"...