Использование приёмов индивидуализации при обучении младших школьников на уроках математики
статья (1, 2 класс) на тему
В данной статье рассказывается об используемых мною на уроках математики методов и приемов индивидуализированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
А.А. Жигина
учитель начальных классов
ГБОУ школы №453 Колпинского района
Санкт-Петербург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Свою тему методической работы я взяла исходя из темы опытно-экспериментальной работы школы – «Индивидуализация образовательного процесса как средство личностного развития младшего школьника в условиях внедрения ФГОС НОО нового поколения».
Индивидуализация обучения предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения осуществляется с учетом индивидуальных различий учащихся, уровня развития их способностей к учению, самостоятельности при решении познавательных задач[1].
Основные цели индивидуализированного обучения: улучшение учебной мотивации, развитие познавательных интересов; предупреждение неуспеваемости; формирование универсальных учебных действий при опоре на зону ближайшего развития;сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка [4].
Как показывает мой опыт, приемы и методы индивидуализированного обучения существенным образом влияют и на личностное развитие школьников, а именно на формирование таких качеств, как самостоятельность, трудолюбие, творчество, ответственность и другие.
Когда говорят об индивидуализации обучения, то обычно берут во внимание уровень умственного развития школьника - как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретенные знания, умения и навыки (обученность) [2]. Можно разделить класс на группы детей, различающихся умственным развитием, и давать каждой группе задания соответствующей трудности.Но такое отнесение учащихся к той или иной группе весьма относительное и явно недостаточное, ведь есть другие особенности учащихся, которые также влияют на уровень усвоения знаний.
Давно отмечено, что учащиеся существенно различаются по таким характеристикам, как быстрота (акселерация, ретардация), темп деятельности, работоспособность, сосредоточенность; переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания и т.д. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни [3]. Именно эти параметры были взяты нами для психологической диагностики, по результатам которой составлены карты индивидуального развития, психологом даны рекомендации как для учителя, так и для родителей.
Для удобства работы учителя рекомендации оформлены в виде таблицы (Приложение 1), которая содержит такие параметры, как темп деятельности, утомляемость, тревожность, ведущий анализатор, вид памяти и др. В отдельной графе я вписываю имена учащихся в соответствии с их особенностями – с низким темпом вхождения в работу, повышенной утомляемостью, высоким темпом деятельности, низкой слуховой и зрительной памятью и т.п. Следуя этим рекомендациям, я учитываю особенности практически всех учащихся класса, особенное внимание уделяя ученикам, имеющим трудности в обучении,выделяю несколько групп детей со схожими особенностями в развитии.
При проектировании урока математики во 2 классе я обязательно смотрю в таблицу с рекомендациями, в соответствии с которыми подбираю задания, как правило, 4-5 вариантов сложности.
Группа учащихся с повышенной учебной мотивацией
Для этих ребят (13 человек) подбираю задания творческие, повышенного уровня сложности (олимпиадные).
Примеры заданий:
- Задача: На столе лежало 13 тетрадей в клетку, а в линейку на 7 меньше. Сколько всего тетрадей лежало на столе?
Решить основную задачу, составить по краткой записи две обратные задачи и записать их решение.
- Задание для устного счета - вставь пропущенные числа:
_ * 3 = 15 9 * _ = 18
_ * 7 = 14 2 * _ = 12
_ * 4 = 8 6 * _ = 18
- Дана задача: “В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?”. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.
Группа учащихся с низкой учебной мотивацией и проблемами в обучении
С этими ребятами(6 человек) приходится много времени заниматься. Для учащихся данной группы составляюиндивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) по устранению пробелов в знаниях, где фиксируются различные формы работы, в т.ч. проведение дополнительных занятий и консультаций; подбор более простых заданий и решение с помощью алгоритма. Обязательно поддерживаю интерес ученика, так как считаю важным повышение учебной мотивации.
Примеры заданий:
- Задача: На столе лежало 13 тетрадей в клетку, а в линейку на 7 меньше. Сколько всего тетрадей лежало на столе?
В помощь при решении предлагаю алгоритм решения:
- Найди, сколько тетрадей в линейку лежало на столе. __ - _ = _
- Найди, сколько всего тетрадей лежало на столе. __ + _ = __
- Выполни действия по образцу:
16 – 9 = 16 – 6 – 3 = 7
- 14 – 8 = 11 – 4 = 15 – 7 =
- Начерти прямоугольник со сторонами 3 сантиметра и 5 сантиметров. Назови его.
Группа детей с низким темпом деятельности
При работе с данной группой детей (7 человек) я обязательно даю дополнительное время на перемене или после уроков для завершения работы. Во время опроса снижаю темп опроса, даю время на обдумывание. Когда это необходимо, позволяю таким учащимся работать в малых группах со схожим темпом деятельности и даю им меньшие по объёму задания.
Примеры заданий:
- На доске 6 выражений:
3 * 5 – 7 2 * 6 + 5
8 : 4 + 10 18 : 2 – 8
4 * 5 – 6 9 : 3 + 9
Задание: выбери 2 любых выражения и выполни вычисления.
- Реши задачу:
На столе стоят две вазы – синяя и красная. В синей вазе 6 конфет, а в красной – на 7 больше. Сколько конфет в двух вазах?
Группа детей с высоким темпом деятельности
Таким ребятам, а их в моем классе 9 человек, также нужно оказывать индивидуальное внимание, поскольку им бывает скучно на уроке, когда они быстро сделают задание. Этим учащимся предлагаю задания, поддерживающие интерес - более сложные или творческие.Этих ребят я привлекаю к работе в роли консультантов-помощников – они помогают учащимся, которым нужна помощь в нахождении ошибок, в объяснении непонятного материала и т.д.
Примеры заданий:
- Необходимо выполнить вычисление: 13 - 4. Замени число 13 суммой разрядных слагаемых. Какие это будут слагаемые?
- Выполни вычисления.
13 - 6 =5 - 4 = 6 - 1 = 2 - 1 =
15 – 7 = 1 + 2 =
Все учащиеся работают в своем темпе, для учащихся данной группы даются дополнительные выражения.
Группа учащихся с неустойчивым вниманием и высокой утомляемостью
Учащимся данной группы (13 человек) предоставляю дополнительные возможности для отдыха (перерывы, игры); даю дополнительное время для выполнения заданий (на перемене, после уроков); разряжаю напряжение («помощь друга у доски»); заранее предупреждаю о предстоящем опросе; предлагаю материал осваивать наперед (дома).
Группа детей с хорошо развитой слуховой памятью
Данным учащимся проговариваю важную информацию несколько раз, интонационно выделяю необходимые требования.
Группа детей с хорошо развитой зрительной памятью
При объяснении нового материала я всегда использую наглядную информацию (новый материал легче усваивается при опоре на предметный мир), предлагаю наглядные картинки, схемы, рисунки и таблицы. А этим ребятам предлагаю полезную информацию (термины, правила, формулы) выделять цветными маркерами.
Примеры заданий:
- Реши задачу с помощью схематического рисунка.
На ветке сидело 8 птиц, три птицы улетело. Сколько птиц осталось на ветке?
- У учащихся данной группы всегда есть карточка-подсказка. Например: тема «Порядок действий» -
1. Действие в скобках
2. Умножение или деление
3. Сложение или вычитание
В результате использования приемов индивидуализации на уроках математики активизировалась познавательная деятельность учащихся, повысился интерес к предмету, учащиеся стали активнее работать на уроках, они не боятся ошибаться.Такой подход помогает моим ученикам выполнять задания в полном объеме, быть активными на уроке и сильным, и слабым учащимся. Когда ребенок видит результаты своей работы, возникает ситуация успеха, что благотворно сказывается на учебной мотивации.
Список литературы.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьника. Казань, 1980.
- Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е. С. Рабунский. - М.: Педагогика, 1975.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., Педагогика, 1990.
- Технология индивидуализации обучения http://vtitbid.ru/files/metod_kab/techno.pdf
Приложение 1
Рекомендации учителю по работе с учащимися в соответствии
с психо-физиологическими особенностями
особенности | рекомендации | список учащихся |
Опора на зрительную память (Не развита слуховая память) | При объяснении материала использовать наглядную информацию, новый материал легче усваивается при опоре на предметный мир. В ходе объяснения сложного материала предлагать яркие зрительные образы. Предлагать для запоминания схемы, рисунки и таблицы. Полезно также выделять цветными маркерами термины, правила, формулы. | |
Опора на слуховую память (Не развита зрительная память) | Проговаривать важную информацию несколько раз, интонационно выделять необходимые требования. | |
И зрительная, и слуховая память развиты на среднем уровне | Важна пантомимика учителя; место его расположения (должен передвигаться), важны эмоциональная и интонационная составляющие речи учителя. | |
И зрительная, и слуховая память - на низком уровне | При объяснении материала использовать наглядную информацию. Предлагать для запоминания схемы, рисунки и таблицы. Полезно также выделять цветными маркерами термины, правила, формулы. Проговаривать важную информацию несколько раз, интонационно выделять необходимые требования. | |
Замедленное вхождение в деятельность | Не торопить, давать время на повторение или начинать урок с воспоминания прошлой темы. Увлекать, подбирать интересный материал, соответствующий теме урока. | |
Высокая утомляемость | Предоставлять дополнительные возможности для отдыха (перерывы, игры…) | |
Снижена внимательность | Исключить негативные оценки при всём классе за фронтальные опросы; Давать дополнительное время для выполнения заданий (после уроков); Разряжать напряжение («помощь друга» у доски); Заранее предупреждать об опросе (когда спросят её); Материал осваивать вперёд (дома). | |
Низкий темп деятельности | Поддерживать интерес ученика. При незаконченности работы на уроке давать дополнительное время на перемене или после уроков для его завершения. Снижать темп опроса, давать время на обдумывание. Работа в малых группах со схожим темпом деятельности и с меньшим и по объёму заданиями. | |
Высокий темп деятельности | Привлекать помощником к ребятам, которым нужна помощь (в нахождении ошибок, пропусков букв и т.п.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Обобщение педагогического опыта...
Дифференциация и индивидуализация в обучении младших школьников
Индивидуализация обучения вызывается тем, уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.Ученики одного и того же класса для выполнения одного и т...
Диалоговые формы обучения младших школьников на уроках математики
В данной работе представлена информация об организации учебного диалога на уроке, его видах, принципах его организации и методики использования при обучении математике младших школьников....
"Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках математики"
Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больш...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...