Дифференциация и индивидуализация в обучении младших школьников
статья по теме

Назина Татьяна Владимировна

   Индивидуализация обучения вызывается тем, уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.Ученики  одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов.Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на  основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном  подходе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация в обучении младших школьников

   Индивидуализация обучения вызывается тем, уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.

   Учащиеся одного класса, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики  одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни учащиеся не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на  основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном  подходе.

   Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности) значение.

   Дифференцированное обучение представляет собой  форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

   I - группа, ученики с высокими учебными способностями (высокий уровень развития и высокая работоспособность). Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

   II-группа учащихся со средними способностями (средний уровень работоспособности). Эта группа учащихся выполняет задания I группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильных учеников.

   III - группа - учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений   на уроке. В работе со слабыми  учащимися при дифференцированном подходе нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема и дефицита свободного времени у детей.

       При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся  побуждением интереса к получению знаний в учебе.

   Таким образом, при дифференцировании  обучения осуществляется учет индивидуально - типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения.

Схема    урока.

- Объяснение нового материала.

I этап.  Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

   1-группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысление знаний;

 - следит за работой 2 и 3 групп, приходя к ним на помощь в случаи затруднений;

 - готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу (для 2 и 3 группы).

   2-группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимся 1 группы на прошлом уроке;

 - проверяет домашнее задание у учащихся 3 группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

   3 -группа выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам; повторяет материал, связанный с объяснением нового.

 II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения  новых знаний на практике (работают все группы)

 III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умений применять усвоенный материал на практике.

   1-группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения получаемых знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.

   2 и 3 группы. Вторичное объяснение нового материала по освоенным вопросам с применением опорных схем.

   2- группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.

   3- группа. Доработка по объяснению нового материала:

  1. теоретическое положение по учебнику;
  2. типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

 IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3 группы; потом 2 и заканчивается 1.

   Самостоятельное задание, связанное  с новой темой, 3 группа прослушивает дважды. Выполнение самостоятельной работы 1 группы слушают 2 и 3 группы.

 V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

 VI этап. Домашнее задание двух видов: различные по сложности и содержанию.

   Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает  взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проходит по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают каждому ученику чувствовать свою нужность - он тоже выполняет посильную часть общей работы.

      Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных и постоянно поддерживать интерес к предмету.

   Отличительные особенности умственной деятельности учащихся позволяют определить сущность работы при решение задач на уроках математики на разных уровнях.

   Широкие возможности для совершенствования работы  над текстовой задачей имеются  в приеме моделирования. В своей работе я учу детей моделировать не только ситуацию, представленную в задаче, но и процесс рассуждения, ведущий к составлению плана  решения задачи. Это задача для 1 группы. Для 2 и 3 группы предлагаются задания, направляющие на осуществление полного анализа содержания задачи; на использование модели для нахождения способа решения; на осмысление каждого звена в цепи взаимосвязей рассуждения, предлагаемого в готовом  виде.

   Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное на это на уроке, я использую индивидуальные карточки - задачи, которые готовлю в трех вариантах (для трех групп). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимся. Ученик выполняет задания письменно. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляя дифференциацию поисковой деятельности при решении задачи.

   Приведу примеры таких карточек. На карточке уровень я не указываю, а различие вариантов обозначаю кружками разного цвета.

   Задача (4 класс)

   От двух пристаней, расстояние между которыми 117км., отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шел со скоростью 17 км/ч, другой 24км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2ч. после начала движения?

I уровень. (Для 3 группы учащихся)

  1. Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:

           17км/ч                                                                                              24 км/ч

                                             117км                                    

     

  1. Обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;
  2.   Обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычислите это расстояние;
  3. Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычислите это расстояние;
  4. Прочитай вопрос задачи и обозначь другой         на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.
  1. Рассмотри еще раз задание и запиши план решения этой задачи.
  2. Проверь себя. ( Ответ: 35 км.)
  3. Дополнительное задание.

   Рассмотри другой способ решения задачи и запиши пояснения к действиям.

  1. 17 + 24 = …
  2. … ∙ 2 = …
  3. 117 - … = …

II уровень. (Для 2 группы учащихся).

  1. Закончи чертеж к задаче.

                                                                             

     Обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние.

  1. Запиши план решения задачи
  2. Запиши решение задачи:   - по действиям;

                                                           - выражением.

4.    Дополнительное задание.

  Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши  его:

                                                       - по действиям;

                                                        - выражением.

III уровень (для 1 группы учащихся).

  1. Выполни чертеж.
  2. Составь план решения задачи
  3. Запиши решение задачи:         - по действиям;

                                                                   - выражением.

    4. Проверь себя. (Ответ: 35 км.)

    5. Дополнительное задание.

        Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направлении движения через 3 ч.?

   На уроках я также организую и другие виды работы над задачей (её преобразование, составление  обратной задачи, составление аналогичной задачи), учитывая индивидуальный уровень возможностей каждого ученика. Во время самостоятельной работы по группам учитель имеет возможность оказывать  индивидуальную помощь отдельным учащимся. То, что учащиеся решают одну и ту же задачу  создает благоприятные условия для обсуждения задачи сразу после её решения. Кроме того, в ходе обсуждения результатов работы каждый ученик имеет возможность увидеть деятельность более высокого уровня.

   Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной  активности. Для каждого ученика существует возможность самореализации на разных уровнях обучения, что способствует ощущению психологического комфорта. Ученик находится в группе, соответствующей его достижениям, следовательно, его самооценка строится на основании  реального осознания своих успехов и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Современные методы индивидуализации в обучении младших школьников.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно ...

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников

     Индивидуализация и дифференциация  обучения  необходима для обучения как слабых, так  и  сильных детей.  Благодаря такому обучению облегчается учебн...

Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.

Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

Использование приёмов индивидуализации при обучении младших школьников на уроках математики

В данной статье рассказывается об используемых мною на уроках математики методов и приемов индивидуализированного обучения...

Индивидуализация обучения младших школьников на основе ИКТ

В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своём развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования: на первый план всё отчётливей ...

Статья на тему: "Проблема индивидуализации обучения младших школьников в контексте развивающего образования"

Проблема индивидуализации обучения младших школьников в контексте развивающего образования....