Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья посвещена проектной и исследовательской деятельности в начальной школе Толькинской школы-интернат. ЯНАО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.
Альберт Сент-Дьерди
Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. Возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к решению проблем во всех сферах знания и в междисциплинарных областях. Стратегия подготовки таких людей и есть современный социальный заказ. Чтобы выполнить его, необходимо менять не только тактику, но и стратегию обучения.
Наша педагогическая стратегия направлена на перевод детской самостоятельности в познавательной деятельности с бессознательного на сознательно – рациональный уровень, который создает условия для появления у ребенка автоматических навыков работы с проблемами. Осуществление этой стратегии возможно только за счет средств организации исследовательской и проектной деятельности.
Участие ребенка или педагога в проектной или исследовательской деятельности требует от него совершенно особого типа сознания, типа поведения. Он становится на позицию не просто потребителя чего-либо, а на позицию преобразователя, искателя, творца. В проектной деятельности раскрываются те стороны личности, которые порой не имеют возможности для реализации в повседневной жизни. Человек получает особый, ни на что не похожий опыт, обретая различные ценные способности: рассуждения, поиска, диалога, саморефлексии. Иногда именно эти изменения в ребенке куда более важны, чем непосредственные результаты проекта или исследования.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями, но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому учителя нашей начальной школы создают условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, возможности проявить себя, пережить ситуацию успеха. Свою задачу они видят не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Здесь как, никогда будут уместны слова советского и российского педагога с большой буквы Шалвы Александровича Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Как и все учителя, педагоги нашей школы мечтают об умных, активных, жизнерадостных, открытых, честных и добрых учениках. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми во внеурочное время, они стремятся к тому, чтобы ученики хоть на шаг продвинулись в своем совершенствовании. Для этого, как и прежде, учителя стараются узнавать новое, исправлять ошибки, изучать опыт других, быть доброжелательными, терпеливыми, требовательными и чуткими, строгими и великодушными. Легко ли это? Конечно, нет! Но возможно! В этом мы смогли убедиться, посмотрев уроки коллег, познакомившись с опытом работы по управлению познавательной деятельностью младших школьников педагогов нашей школы.
В нашей школе, уже на протяжении нескольких лет проходит школьная конференция проектных и исследовательских работ, в ходе которой учащиеся представляют свои результаты на различных секциях. Исследования проводятся по гуманитарным и естественным наукам. Отрадно, что в эту деятельность включаются не только дети и учителя, но и родители, о чем свидетельствуют проектные и исследовательские работы младших школьников. Работы наших учащихся были представлены не только на школьном уровне, а нашли признание и положительные отзывы на конкурсах районного, окружного и всероссийского уровня: районные «5П» и конкурс-фестиваль исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Мои первые исследования», всероссийские «Грани науки», «Талантоха», «Интеллектуал», «Таланты России», «МАН Интеллект будущего» и другие.
Я может быть повторюсь, если скажу, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения- это то, что поможет помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни, является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/26/picture-36916.jpg)
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-127306-1366478788.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе
Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-352323-1539632054.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/28/picture-444164-1585392092.jpg)
«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479266-1410363428.jpg)
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1317590-1614165104.jpg)
Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».
III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...