Дети и гости рассаживаются по местам под тихую, спокойную музыку (Напр., «Времена года П. Чайковского). Со звонком музыка становится совсем тихой, еле слышной. - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Анжелика Васильевна! Итак, нам необходимо познакомиться. У вас на столах лежат шишки. Каждый из вас пусть возьмёт в руки шишку и назовёт своё имя, а ещё расскажет о себе - чем он любит заниматься, потом передаст шишку другому. Ну, вот мы и познакомились.
Учебное занятие начинается с показа презентации «Рождение образа Осени». -За окном – осень… время года, воспетое поэтами, запечатлённое на полотнах многих художников, переданное в музыке композиторами… (на экране фото осенних пейзажей, которые делали дети, а также – репродукции картин - осенних пейзажей И. Левитана, И. Остроухова, А., И. Шишкина и др.). Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...-
-Так писал об осени замечательный поэт Ф. Тютчев
- Для поэтов, художников, композиторов осень – пора вдохновения. - А что осень значит для вас? (ответы учеников). - Какой может быть осень? (ответы учеников). - Вы, наверное, не раз слышали, что осень называют красавицей, царицей. Почему? (осенью очень красиво, листья будто золотые, поэтому осень называют царицей)
- Но красота осени, как и всего земного, увы, не вечна. Наступит день, когда на смену придёт суровая зима. -А так хочется продлить это «очей очарованье»! Так хочется порой воскликнуть подобно одному литературному герою: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» -Можем ли мы с вами сделать это – совершить чудо и остановить мгновенье? (ответы учеников). - Как же нам сделать это? -У нас сегодня замечательная возможность – стать на какое-то время волшебниками и – остановить прекрасное мгновенье. А для этого нам нужно создать образ осени. Итак, тема нашего занятия – Рождение образа Осени. -Дорогие ребята и уважаемые гости, Вам предстоит работать в группах, сейчас давайте вспомним правила работы в группах .
У вас на столах папки с заданиями и с инструкциями по выполнению. Время работы - 10 минут Задание 1 – создание живописного образа. - Рассмотрите репродукции картин.
- Отберите осенние пейзажи.
- Выберите из них те, которые, на ваш взгляд, точно отражают именно ваше нынешнее настроение, создают картину «осеннего настроения».
- Ответьте устно на вопросы:
-Какие краски, цвета преобладают на выбранных пейзажах? - Что изображено: лес, поле, город, деревня? - Какое настроение передал художник -Как это связано с внутренним состоянием души? 5. С помощью кисти и красок создайте свой осенний пейзаж. 6. Подумайте над презентацией вашей картины, а для этого ответьте на следующие вопросы: -Что изображено на вашем рисунке? -Почему вы именно это изобразили? -Какое настроение вы хотели передать? -Какой у вас получился пейзаж? Рефлексия. Оцените вашу работу, заполните каждый лист самооценки Утверждения | Согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить | У меня работа получилась |
|
|
| Я доволен своей работой |
|
|
| Мне интересно и полезно работать в группе |
|
|
|
Картины детей соединяются, располагаются на доске и получается одна большая. - Спасибо, ребята, за работу, посмотрите, какой у нас получился красочный образ Осени. В работе нам помогло искусство живописи. Но это ещё не всё, ведь осень можно изобразить не только красками, но и словами! Задание 2 – создание словесного образа. 1. Восстановите рифму, вставляя пропущенные слова в тексте №1. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь - И льётся чистая и тёплая ____________ На отдыхающее _________________. 2.Какой вариант у вас получился? 3. Узнали ли вы автора строк? 4. Проверьте себя по листку с ответами. (Ответы: лазурь, поле. Автор – Ф. И. Тютчев) 5. Восстановите рифму, вставляя пропущенные слова в тексте №2.
И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит __________ .
6. Узнали ли вы автора строк? 7. Проверьте себя по листку с ответами (Ответ: голод; автор – А. С. Пушкин) 8. Восстановите пропущенные слова в тексте №3. Октябрь уж _________ -уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул ________хлад - дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ___________
9. Узнали ли вы автора строк? 10. Проверьте себя по листку с ответами (Ответ: наступил, осенний, ручей, автор А. С. Пушкин)
Теперь поработайте с прозаическими текстами. - Прочитайте тексты
1. В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. В такие дни деревья кажутся покрытыми сверкающими драгоценностями. Уже завтра ветер поднимет в воздух шелестящее красно-золотое облако, а потом безжалостно швырнёт его на землю. Но сегодня даже своенравному ветру кажется невозможным уничтожить хрупкую красоту этого чудесного уголка. Это пора увядания природы. Холодна вода в прозрачной синей реке. 2. К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья. (А. И. Куприн)
2.Устно ответьте на вопросы: 3.Что общего в текстах? Чем интересна осень? Почему? 4.Устно составьте свой рассказ об осени, придумайте название. 5.Возьмите кленовый лист и на нем напишите этот текст (4-5 предложений). 6.Подготовьтесь к выразительному чтению вашего текста.
Рефлексия. Оцените вашу работу, заполните каждый лист самооценки Утверждения | Согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить | У меня работа получилась |
|
|
| Я доволен своей работой |
|
|
| Мне интересно и полезно работать в группе |
|
|
|
На перемене звучит динамичная музыка. Со звонком ребята расселись.
Ведущий: – Ребята и наши гости, а может быть, кто-нибудь знает стихотворения про осень? (ученик читает стих) Звучит музыка, стук в дверь, под песню «Осень» входит Осень. ОСЕНЬ: - Здравствуйте! Узнали меня? Я – Осень! -Вижу, как вы меня изобразили, слышала, как вы обо мне красиво говорили. -Не зря мною восхищаются, называют Осень-красавица, Осень-художница, это я разрисовала все деревья. А кто из вас знает, когда наступает астрономическая осень? -Правильно, это 23 сентября. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. -А знаете ли вы, какие праздники отмечают осенью? ( День знаний, до Петра 1 Новый год отмечали 1 сентября, Покров Пресвятой Богородицы -14 октября) . -0й, как много вы знаете обо мне!!! Молодцы! -Да, а ещё меня называют Осень-урожайница, Почему? С моей помощью поспел урожай.
Осень (игровой момент) У меня здесь что-то есть, Это «что-то» можно съесть. Это «что-то» сладкое, Круглое да гладкое. Я нашла его в саду, Захочу - еще найду. Много-много притащу, Всех вас сразу угощу. Это «что-то» сладкое, Круглое да гладкое (достаю из корзинки яблоко)
-Дорогие гости, ребята, вы готовы выполнить ещё одно задание? (да, готовы) Работаем с папкой № 3. 1.Отгадайте загадки. 2.Составьте свой рецепт осеннего блюда. 3.Придумайте своему рецепту интересное название. 4.Запишите рецепт на кленовом листочке. 5.Представьте своё блюдо. Загадки у каждой группы 1.Какие овощи усатые? (фасоль, горох) 2. У какого овоща есть глазки? (картофель) 3. Какой овощ мешал спать принцессе? (горох) 4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук) 5. Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста) 6. Кругла да гладка, откусишь - сладка, засела на грядке крепко. Я - (репка) 7. И зелен, и густ на грядке куст. Покопай немножко, под кустом - (картошка) 8. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят? (помидор). 9. Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит? (подсолнух) 10. Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки? (яблоко) Рефлексия. Оцените вашу работу, заполните каждый лист самооценки (учащиеся заполняют лист самооценки) Утверждения | Согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить | У меня работа получилась |
|
|
| Я доволен своей работой |
|
|
| Мне интересно и полезно работать в группе |
|
|
|
Презентация рецептов.
Ведущий: - Как вы думаете, получилось ли нам стать волшебниками - остановили ли мы это прекрасное мгновение, эту пору осени?… (да, получилось). - Что нам всем в этом помогло? (ответы детей: живопись, музыка, литература, работа в группе, тексты, рецепты, сама Осень пришла, помогла и др.) Ребята! сегодня мы не просто превратились в волшебников, мы присутствовали при великом таинстве - таинстве рождения образа Осени! И мне кажется, что наш коллективный образ получился многоликим, интересным и ярким! А ты, Осень, как считаешь, удалось нам создать образ Осени? (внимание на доску). Осень: - Конечно, да! Ведущий: -Итак, пришла пора подвести итоги. Продолжите фразы Мне сегодня было приятно… У меня сегодня получилось… Я сегодня могу гордиться…. Мне сегодня нужна была помощь…. Я могу поделиться с одноклассниками (друзьями, родителями)……
Осень: – Спасибо вам, ребята, спасибо вам, уважаемые гости, за вашу работу! -Знаете, а я хотела вас спросить, Анжелика Васильевна. А.В. : - О чём? О.: - Какой овощ осенью считается самым важным и полезным? Осень: - Торопится осень закончить дела: Старательно землю дождем полила, Про птиц не забыла – на юг проводила, В полях и садах урожай собрала. Дарила нам разные фрукты сначала. Потом нас капусткой она угощала. Ведущий – Да, верно, в сентябре с наступлением заморозков на Руси начинались капустные вечеринки, посиделки. В это время ходили друг к другу в гости, пели песни, квасили капусту. Осень: – Поэтому Я, Осень, всех вас приглашаю к себе в гости пить чай с капустным пирогом! Пройдемте в каб. № 208.
|