Программа учителя-дефектолога
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.
Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов.
Задачи:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
- Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников.
- Консультирование родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога:
- Диагностическое
- Коррекционно-развивающее
- Консультативное
- Аналитическое
- Организационно-методическое и просветительское
1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.
Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося (см. Приложение).
Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).
Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в карте динамического развития ребенка.
Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.
2. Коррекционно - развивающее направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
1. Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития:
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• Развитие навыков каллиграфии;
• Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• Развитие зрительного восприятия и узнавания;
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
• Развитие пространственных представлений и ориентации;
• Развитие представлений о времени;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
• Навыков соотнесенного анализа;
• Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
• Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
• Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5—9 классов — с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.
- Консультативное направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В других случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомендациям должно предшествовать выступление дефектолога на собрании или методическом объединении, в котором он более подробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития
- Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
- создание комплексных индивидуальных коррекционно-раз-вивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
- обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
- профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;
- взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы консилиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащимися классов КРО, составляются комплексные рекомендации родителям и педагогам.
- Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения.
При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.
Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями, выступает инициатором выведения отдельных учащихся в специальные (коррекционные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.
Принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
- Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Формы организации коррекционной работы
В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.
Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся 2, 4, 8 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, индивидуально или в подгруппах. Все дети разделены на 4 группы
В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.
Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции.
План работы на 2016-2017 учебный год
№ П/П | Вид Деятельности | Содержание | Сроки | |
1. | Организационная |
| Сентябрь-октябрь | |
Проведение диагностики, написание характеристик для ПМПк | В течение года | |||
| Апрель-май | |||
2. | Диагностическая |
| Сентябрь | |
| В течение года | |||
3. | Коррекционно-развивающая |
| В течение года | |
4. | Аналитическая |
| В течении года Октябрь, май | |
5. | Методическая |
| В течение года | |
6. | Консультативная | Работа с педагогами | ||
| В течение года | |||
Работа с родителями
| Сентябрь-октябрь Январь, Апрель-май | |||
| В течение года | |||
| Сентябрь | |||
| Январь | |||
| Май | |||
Проведение консультаций: | ||||
«Функциональное значение дефектолога» | «Игры для развития и коррекции слухового восприятия» | Сентябрь | ||
«Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста» | «Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ» | Октябрь | ||
«Особенности психофизического развития детей с ОВЗ. Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью» | «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка» | Ноябрь | ||
«Общие представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей дошкольного возраста» | «Игры для развития и коррекции двигательных ощущений» | Декабрь | ||
«Приемы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении» | «Игры для развития процессов памяти и мышления» | Январь | ||
«Зачем нужна пальчиковая и дыхательная гимнастика?» | «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия» | Февраль | ||
«Что значит чтение для ребенка» | «Игры для развитие движений и пространственной ориентировки у детей раннего возраста» | Март | ||
«Развивающий предметный мир» | «Интеллектуальные игры по дороге в детский сад» | Апрель | ||
«Особенности продуктивной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста» | «Игры для развития речи дошкольников: рекомендации родителям» | Май |
Тематическое планирование
1 группа
Развитие аналитико-синтетической сферы
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие пространственного восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.
Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.
2 группа
Развитие аналитико-синтетической сферы
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
3 группа
Развитие аналитико-синтетической сферы.
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей. Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков. Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
Развитие внимания
Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.
Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.
Самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз. Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Формирование учебной мотивации. Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям
1 группа
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- анализировать простые закономерности;
- выделять в явлении разные особенности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам
2 группа
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;
- сравнивать и отличать от несущественных признаков;
- строить простейшие умозаключения.
3 группа
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
- устранять логические ошибки;
- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;
Картотека дидактических игр и упражнений к планированию коррекционно-развивающих занятий
учителя-дефектолога
№1 «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти, наблюдательности, удержание словесного текста.
Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось. Данный вариант игрового задания может проводиться с установкой на запоминание и без такой установки.
Вариант 2. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.
№2 «Запомни и воспроизведи»
Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8…»
«3, 2, 8, 5…» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1,8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3,4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3,8».
Подобная работа может проводиться и со словами.
№3 «Цепочка действий»
Цель: развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции, формирование способности ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, обучение использованию приемов запоминания, развитие способность использовать эти приемы при воспроизведении. Коррекция концентрации и переключения внимания.
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».
Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия.
№4 «Игра в слова»
Цель: развитие памяти
Вариант 1: Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их!
Вариант 2: Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква О, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы О.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
№5 «Нелепицы»
Цель: развитие познавательной деятельности, наглядно-образного мышления, умене оперировать образами.
При проведении упражнения каждому ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через некоторое время ребенку предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:
- стимулирующая: помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Подбадривать, показывать свое положительное отношение к его высказываниям, задавать вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь»;
- направляющая: если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задавайте прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»,
- обучающая: вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».
№6 Упражнение на простейшие умозаключения.
Цель: развитие умения сравнивать и делать элементарные умозаключения на основе двух предложенных посылок.
Для проведения предлагаются рисунки, содержащие разнообразные задания.
№7 «Назовем все предметы одним словом»
Цель: формирование операции обобщения
1. Рассматриваются самые разнообразные предметы, которые являются представителями одного класса или их изображения. Осуществляются описание и анализ каждого из них.
2. Предметы сравниваются между собой, выделяются общие и отличные признаки.
3. Привлекается внимание к общим существенным признакам предметов и сообщается, что именно на основе этих признаков предметы принадлежат к одному классу. Вводится новый обобщающий срок. ("Назовем все предметы одним словом".)
4. Рассматриваются дополнительные предметы, которые являются представителями этого и других классов. Ученики определяют, принадлежит ли предмет к классу, который изучается, или нет. Каждый ответ обосновывается с использованием выделенных существенных признаков.
5. Ученикам предлагают еще раз группу предметов назвать одним словом, назвать этим обобщающим сроком единичный предмет. К их сознанию придется, что тот же объект может иметь разные названия (конкретную видовую или обобщающую родовую) в зависимости от контекста.
6. Демонстрируются связки срока, который изучается, с другими понятиями. Например, выделенный класс предметов может принадлежать к более широкой группе и сам разделяться на подгруппы.
№ 8 «Обезьянки»
Вариант1.
Цель: ориентировка в схеме собственного тела
Играющие становятся напротив друг друга. Ведущий показывает движение, сопровождая его словесным указанием. Наприменр, вытягивает вперед руку и говорит: «Правая». «Обезьянка» должна повторить движение той рукой, которую назвал водящий.
Вариант 2. Усложнение.
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Ведущий показывает движение неверной рукой (ногой, плечом), а игроки должны не сбиваться, следуя словесной инструкции.
№9 «Кого загадали»
Цель: усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева.
Для игры отберите несколько крупных, разных игрушек. Ребенка посадить на стульчик, а игрушки расположить вокруг него. Сказать ребенку, что загадали одну из них и ему нужно угадать, какую именно. Вы говорите: «Эта игрушка сидит за тобой (или перед тобой, справа от тебя и т.д.) Потом можно поменяться ролями. И уже ребенок будет вам сообщать «адрес» игрушки.
№10 «Что под ладошкой»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Материал: картонная табличка их 4 квадратов с яркой картинкой в каждом из них.
Попросите ребенка, чтобы он положил правую ладошку на правую часть таблички и рассказал, что нарисовано на правой стороне таблички.То же с левой ладошкой. Теперь ребенок пусть попробует сказать, что он видит, допустим, в правом верхнем углу таблички. Если ребенок уверенно справляется с заданиями, можно попробовать «ошибиться»: «Я вижу, что в левом нижнем углу нарисовано яблоко. А ты как думаешь?»
№11 «На параде»
Цель: усвоение или автоматизация понятий вперед-назад, справа-слева.
Материал: коллекция игрушек из шоколадных яиц, картонный кружочек.
В центре плоскости, отведенной для игры, кладут картонный кружочек - начальную точку отсчета. Генерал командует: «Зайчик встань передо мной! Лисёнок, встань справа от зайчика. Гномик, встань перед лисенком! Индеец, займи место за зайчиком» и т.д.
Усложнение: игра проводится на шахматной доске или на листе бумаги, расчерченном на крупные клетки.
№12 «Справа-слева»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых предметов, расположив их на столе.
№13 « Я робот»
Цель: ориентировка в пространстве и в собственном теле.
Просим ребенка представить, что он умный робот, который умеет точно выполнять команды своего конструктора. Учитель подает команды:
«Робот, сделай два шага вперед, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперед.
Руки вперед»
Молодец! А теперь ты, робот, попал в очень темную пещеру, в которой ничего не видно. Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
«Поворот направо, руки вниз.
2 шага назад, 2 поворота направо, 3 шага вперед.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.»
№14 «Где чей домик»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если задание сложно для ребенка, тогда можно разрешить карандашом, но со временем необходимо отложить карандаш в сторону.
№15 «Найди отличия»
Цель: увеличение объема внимания, развитие наблюдательности
Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так.
№16 «Раскрась вторую половинку»
Цель: развитие концентрации внимания
Ребенку предлагается несколько наполовину раскрашенных картинок. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д)
№17 «Цифровая таблица»
Цель: развитие произвольности внимания
Вариант 1.
Ребенку показывают таблицу с набором цифр от 1-9, которые располагаются в произвольном порядке. «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9»
Вариант 2.
Таблица, в которой в случайном порядке написаны цифры. Ребенок должен найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (назвать).
№18 «Птица - не птица»
Цель: развитие внимания, расширение знаний об окружающем (птицы)
Взрослый читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и ,если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал- топать или хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха это кто?»
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби ,синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы, голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…
№19 «Топ-хлоп»
Цель: развитие внимания, памяти
Учитель произносит фразы-понятия- правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное- топают.
например: «Летом всегда идет снег» «Картошку едят сырую» «Корова перелетная птица»
№20 «Разложи и расскажи»
Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи.
Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.
«Про ежа», «Старушка», «Гнездо»
№ 21 «Один - много»
Цель: образование множественного числа имён сущ-х.
Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)
№22 «Чего не стало»
Цель: образование формы родительного падежа имен существительных муж. и жен. рода
На наборном полотне выставлено 5-10 картинок. Ребенку необходимо внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить. Название картинок проговаривается. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну из картинок, и спрашивает «Чего не стало» ( не стало дивана и т.д.)
№23 «Чего не хватает?»
Цель: правильное употребление в речи родительного падежа существительного
Педагог кладет перед ребенком картинку, на которой изображен предмет без какой-либо части. И спрашивает у ребенка : Чего не хватает?
(у машины не хватает колеса и т.п.)
№24 « Нет чего»
Цель: образование формы родительного падежа имён существительных
На наборном полотне выставлено 5-10 картинок. Ребенку необходимо внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить. Название картинок проговаривается. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну из картинок, и спрашивает : Нет чего? – кефира.
№25 «Какой, какая, какие»
Цель: подбор прилагательных к существительным
На наборном полотне размещены картинки. Дети отбирают картинки, и описывают предмет, который нарисован.
№26 «Один - много»
Цель: образование множественного числа имён существительных
Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например: «Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)
№27 «Кто у кого»
Цель: обогащение словаря
Взрослый задает вопросы, показывая картинки с изображением домашних животных и их детенышей : как зовут детеныша коровы? (жеребенок) и т.д.
№28 «Скажи наоборот»
Цель: употребление слов-антонимов
Ребенку предлагается поиграть: «Давай с тобой будем спорить. Я тебе буду говорить что-нибудь, показывая на свою картинку, а ты — не соглашайся со мной. Посмотри на картинку рядом с моей и скажи, что ты видишь — другое». Можно играть, закрывая картинки друг от друга ладонью.
№29 «Чья морда и чей хвост»
Цель: использование в речи притяжательных прилагательных.
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением морды/хвоста какого-либо животного. Ребенок должен определить и сказать чей хвост или чья морда изображена на картинке.
№30 «Назови ласково»
Цель: Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными значениями
Вариант 1. слова: санки, коляска, кольцо, подушка, кувшин, цветок.
Вариант 2. слова: скамейка, стул, стакан, миска, пуговица, шапка
№31 «Найди и вычеркни»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания
Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.»
№32 «Кто за кем»
Цель: развитие памяти
Перед ребенком раскладываются карточки с изображением зверят (или игрушки). Ребенок должен запомнить и воспроизвести по памяти кто за кем был в ряду.
№33 «Парочки»
Цель: развитие памяти и внимания
На столе раскладывается набор карточек из 5-10 парных картинок, лицевой стороной вниз. Играют несколько человек, по очереди открывая карточки , дети должны найти (вспомнить где видели) пару своей карточки. Выигрывает тот игрок, кто набирает больше всех парных карточек за игру.
№34 «Найди и вычеркни»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания
Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.»
№35 «Хлопни, если услышишь»
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания
Взрослый дает установку на запоминание 3-4 слов. Далее ребенку зачитывается ряд слов и букв, в которых встречаются эти слова. Ребенок должен хлопнуть, когда их услышит.
№36 «Запомни и скажи правильно»
Цель: развитие мышления и внимания
Ребенку зачитывается предложение, в котором нарочно допущена нелепица. Ребенок должен исправить. Например: «в холодильнике варится суп»
№37 «Что было сначала, а что потом»
Цель: установление логических связей, развитие речи.
Ребенку предлагается серия картинок для установления их последовательности. Учитель может начать рассказ по первой картинке, ребенок должен продолжить по своим правильно разложенным картинкам.
№38 Упражнение на распределение внимания
Цель: выработать у ребенка умение выполнять два разных действия одновременно
Вариант 1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование.
Вариант 2. Ребенок одновременно рисует двумя руками: например кружки. В конце подсчитывается количество нарисованных кружков.
№39 «Правый глаз»
Цель: ориентировка в схеме собственного тела
Просим ребенка показать правую руку, ногу, правое плечо, правую коленку, правый локоть и т.д. Можно чередовать просьбы показать что-нибудь «правое» или «левое».
Усложнение: Сделай что-нибудь правой рукой или левой(сожми кулак, подними руку), подмигни правым (левым) глазом, пожми правым (левым) плечом и т.д. Правой рукой коснуться левого уха и т.п.
С увеличение темпа словесных инструкций повышается сложность игры.
№ 40 «Перепутанные линии»
Цель: развитие зрительного внимания, его устойчивости
Взрослый объясняет задание: «Перед тобой ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца»
№41 «Порисуем»
Цель: развитие зрительной памяти
Ребенку дается для изучения несколько простых рисунков. На изучение одного рисунка дается 5-10 секунд. После чего ребенок должен самостоятельно нарисовать то, что запомнил. Рисунки должны быть просты для зарисовки, и желательно цветные- тогда ребенку нужно будет воспроизвести и цвет.
№42 «Найди по схеме»
Цель: развитие пространственного мышления, восприятия. Перед ребенком кладется рисунок, на котором изображена схема пути, который он должен совершить, чтобы добраться до цели.
№43 «Простые аналогии»
Цель: развитие мышления
Взрослый объясняет задание: «вы видите два слова: сверху — «лошадь», снизу — «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово — «корова», а снизу — 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет — «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа»
№ 45 «Запомни и воспроизведи»
Цель: формирование слуховой и кратковременной памяти, расширение объема памяти, способности удерживать инструкцию в процессе деятельности.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Например, «4, 1, 8…», «3, 2, 8, 5…» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1,8» - ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3,4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3,8».
Подобная работа может проводиться и со словами.
№46 «На что это похоже»
Цель: развитие визуализации и наглядно-образного мышления
Надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.
№47 «Имена»
Цель: развитие слуховой памяти.
Ребенку называются имена: Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Диана, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.
Он должен повторить те, которые запомнил, объяснить, как он их запоминал. Попробуйте разделить эти имена на классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?
№48 «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
Цель: развитие образного мышления
Дана фигура из 6 палочек. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника»
Составить два разных квадрата из 7 палочек.
Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок.
№ 49 «Вспомни картинку»
Цель: развитие зрительной памяти
Детям показывают картинки, на которых изображены различные предметы. Дети стараются их запомнить. Картинки показываются с интервалом в две секунды. После того как показаны все картинки, ребенок называет то, что смог запомнить.
№ 50 «Классификация»
Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку.
Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры (предметы) на группы: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?
№51 «Найди закономерность»
Цель: формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
«Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности»
«Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок»
№ 52 «Лишний»
Цель: формирование мыслительной операции исключение.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, и определить какая из них не подходит ко всем остальным. И объяснить почему.
№ 53 «Имена и настроения детей»
Цель: развитие внимания и памяти
Ребенок на картинке видит 6 лиц таких же, как он, детей. На изучение рисунка дается около 30 сек. По окончании изучения рисунка он должен рассказать о каждом из нарисованных ребят.
№54 «Систематизация»
Цель: развитие умения систематизировать слова по определенному признаку, развитие слухового внимания.
«Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши»
Слова: капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам – два раза»
№55 «Орнамент»
Цель: развитие зрительного внимания
Ребенку предлагается рассмотреть изображение, в котором в шуме спрятаны буквы.
№ 56 «Вратарь»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: «Вратарем зовусь не зря: мяч всегда поймаю я». Дефектолог: «Раз, два, три – справа (слева, прямо) мяч, смотри!»
№ 57 «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции дефектолога: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?»
Важно мяч удерживать на столе.
№ 58 «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве, закрепление употребления предлогов.
Дети выполняют задания по инструкции дефектолога: « В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руки смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот – не запутаться б мне.»
№ 59 «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие слухового и двигательного внимания
Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Справа – два, а слева – три. Справа трижды повтори. Справа – раз, а слева – два: не запутался едва.
Игры по развитию элементарных математических представлений
«Осень»:
№ 60 Игра на внимание
Учитель показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру 1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять морковок, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».
№ 61 Игра «Верх-вниз»
Перед каждым ребёнком предметные картинки: Солнце, туча, облако, дерево, гриб.
-Покажите верхнюю часть парты.
-Покажите нижнюю часть парты.
-Какие картинки можно расположить сверху? (дети выполняют соответствующее действие)
-Какая картинка расположена сверху?
-Какие картинки можно расположить снизу? (дети выполняют соответствующее действие)
-Какая картинка расположена снизу?
«Деревья»:
№ 62 Игра «Найди одинаковое по размеру»
На доске одно дерево, например, большая берёза. В коробке лежат демонстрационные картинки – вырезанные по контуру берёзы разных размеров. Дети по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают из коробки берёзу, прикладывают её к образцу на доске, сравнивают и делают вывод: «Это дерево меньше, его нужно отложить. Это дерево больше, его нужно отложить. Это дерево такого же размера, его нужно оставить на доске рядом с первым деревом».
№ 63 Игра «Подбери пару по размеру»
Перед каждым ребёнком набор одноимённых предметов разного размера: листьев, желудей, шишек. Ребёнок должен выбрать из этого набора большой и маленький предметы и объяснить, как он определил, что эти предметы – большой и маленький. Затем нужно подобрать к ним одинаковые по размеру предметы.
«Овощи»:
№ 64 Игра «Посчитай и назови»
Каждый ребёнок должен взять карточку, которая лежит у него парте «спинкой» вверх (на карточках изображено по два овоща, например: два помидора, две луковицы и т.д.) и назвать овощи.
№ 65 Игра на внимание
Учитель показывает различные цифры и даёт задание: «Покажи карточку с цифрой два, когда услышишь «два»: два огурца, три репы, пять тыкв, один помидор, один баклажан, два перца. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру два.
№ 66 Игра «Сравни овощи»
Для демонстрации используются натуральные овощи, муляжи или предметные картинки.
-Назовите овощи красного цвета.
-Назовите овощи синего цвета.
-Назовите овощи жёлтого цвета.
-Назовите овощи круглой формы.
-Назовите овощи квадратной формы. ( Овощей квадратной формы нет)
На столе учителя крупная картофелина и мелкая луковица.
-Сравните картофелину луковицу. Что у них одинакового?
-Чем они отличаются?
-Сравните помидор и картофель.
-Что у них одинаковое?
-Чем они различаются?
«Фрукты»:
№ 67 Игра «Высокий-низкий»
Учитель просит детей закрыть глаза и выставляет на доске два демонстрационных дерева (контурные изображения, вырезанные по шаблону): например, высокая груша и низкая яблоня.
-Сколько деревьев?
-Какие это деревья?
-Как вы определили?
-Одинаковой ли высоты эти деревья?
-Как это можно проверить? (наложить одно на другое)
-Яблоня – низкое дерево, груша – высокое дерево. Как можно сказать по-другому?
№ 68 Игра «Что где?»
На доске выставлены картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).
-Назовите фрукт, который находится между яблоком и лимоном. Назовите фрукт, который находится между грушей и апельсином. Назовите фрукт, который находится между лимоном и сливой.
«Ягоды»:
№ 69 Игра «Скажи, сколько чего»
Каждый ребёнок получает карточки с изображением одной, двух, трёх ягод: клубники, малины, смородины и т.д. Он должен назвать, сколько и каких ягод изображено. («У меня одна ягода клубники, две ягоды малины, три ягоды смородины».)
№ 70 Игра «Не ошибись»
У каждого ребёнка тарелочка с ягодами клюквы, брусники, рябины. Дети выполняют инструкции: правой рукой взять ягоду клюквы, левой рукой – ягоду брусники, левой рукой – красную ягоду, любую ягоду положить на правый край парты, ягоду клюквы положить на левый край парты и т.д.
«Инструменты»:
№ 71 Игра «Много-мало»
У каждого ребёнка карточки «Много-мало» с изображением бытовых приборов и инструментов: на одной карточке – два молотка, на другой – много молотков (гвоздей, топоров, лопат, лампочек). Ученик должен разложить карточки в два столбика: много-мало, сопровождая действия словами.
Аналогичная работа с понятиями «один-несколько».
«Продукты питания»:
№ 72 Игра «Разложи по полкам»
У каждого ребёнка альбомный лист, разделённый посередине линией по горизонтали (это «верхняя» и «нижняя» полки для хранения продуктов питания) и набор предметных картинок с изображением продуктов питания (молочных и мучных). Ученик должен разложить молочные продукты на «верхнюю полку», а мучные – на «нижнюю».
№ 73 Игра «Возьми столько, сколько я назвала»
Перед каждым ребёнком стоят тарелочки с горошинами и с фасолью. Учитель называет количество горошин или фасолин, а учащиеся должны взять нужное количество соответствующего продукта и сказать, сколько и чего он взял.
«Посуда»:
№ 74 Игра «Сколько чего?»:
У каждого ученика мешочек с предметами игрушечной посуды (например: 1 ложка, 2 вилки. 3 тарелки, 4 чашки)
-Достаньте из мешочка все вилки (тарелки, чашки). Сколько вилок вы достали?
№ 75 Игра «Сложи чашку» (тарелку, сковородку )
У детей на партах разрезные картинки (от 2 до 6 частей) различной посуды. Нужно собрать правильно и назвать, что получилось.
«Мебель»:
№ 76 Игра «Назови предмет»
1. Назови одноимённые предметы, разные по высоте, в классе (стол учителя и стол компьютерный; стул учителя и стул детский), на улице (машины, здания, деревья).
2. Назови предметы, разные по высоте в классе (стул ниже стола, шкаф выше стола), на улице (новый дом выше магазина, куст ниже дерева).
№ 77 Игра «Далеко, близко»
-Назовите предметы мебели, которые находятся далеко от вас. Назовите предметы мебели, которые находятся близко от вас.
-Далеко или близко от вас находится шкаф (стол учителя, стул, доска)? Слово близко можно заменить словом «около».
-Какие предметы мебели находятся около вас? Слова «близко» и «около» можно заменить словом «рядом».
-Какие предметы мебели находятся рядом с вами?
«Одежда»:
№ 78 Игра «Назови предмет»
Учащиеся должны назвать разноимённые предметы, разные по длине. (Шорты короче брюк, пальто длиннее куртки, футболка короче платья)
№ 79 Игра «Который по счёту»
На доске выставлены картинки с изображением предметов одежды: платье, брюки, юбка, кофта, рубашка.
-Которое по счёту платье? (кофта, рубашка и т.д.)
-На каком месте юбка? (брюки, платье и т.д.)
№ 80 Игра «Положи столько же»
У каждого учащегося «Чудесный мешочек» с цифрами от 1 до 5 и набор картинок с изображением предметов одежды.
- Достань с закрытыми глазами какую-то цифру, назови её и отсчитай с закрытыми глазами соответствующее количество карточек с предметами одежды.
«Домашние животные»:
№ 81 Игра «У кого какой длины хвост?»
На доске картинки с изображением домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, кролик, свинья. Дети сравнивают хвосты по длине: «У коровы длинный хвост, а у козы – короткий. У коровы хвост длиннее, чем у козы. У козы хвост короче, чем у коровы.
№ 82 Игра «Внутри, снаружи»
Игра с фигурками домашних животных и их жилищами. Участок на полу или на ковре огорожен «забором» из строительного материала. Внутри «забора»: собака – около будки, кошка – в доме, свинья – в свинарнике, корова и коза – рядом с сараем.
-Где находится собака? Где находится кошка? И т.д.
-Где находятся все домашние животные?
«Дикие животные»:
№ 83 Игра «В гостях у белочки»
На доске сюжетная картинка (ствол дерева с дуплом, слева от дупла ветка с четырьмя сучками). Рядом картинки «вразброс»: 3 гриба, 1 гриб, и белка.
-Мы идём в гости к белочке. Нужно подарить ей столько грибов, сколько сучков на ветке у её дупла. Сколько сучков?
-Сколько грибов нужно подарить белочке?
-Сколько у нас грибов? (3 и 1)
-Как получить 4?
-Среди карточек с разным количеством грибов: 2, 4, 3, 1 нужно выбрать карточку с таким количеством грибов, которой можно заменить эти две карточки (3 гриба и 1 гриб).
№ 84 Игра «Отсчитай столько же»
У каждого ребёнка по несколько (больше 5 шт.) карточек с изображением диких животных.
Учитель показывает цифры от 1 до 5 вразброс и говорит: «Отсчитай столько карточек с изображением диких животных, сколько показывает цифра».
«Новый год»:
№ 85 Игра «Скажи, сколько чего»
Каждый учащийся получает карточку с изображением 1, 2, 3, 4 новогодних игрушек (сосульки, шары, хлопушки, шишки). Он должен назвать, сколько и каких игрушек изображено.
-Как можно, одним словом назвать эти предметы?
№ 86 Игра «У кого столько же?»
У каждого учащегося ёлочка с двумя видами игрушек в количестве, большем (меньшем) на 1. Детям предлагается оставить на ёлочке один вид игрушек. Учитель показывает карточку с цифрой от 1 до 4, а ученики, у которых такое же количество игрушек на ёлке, должны поднять свои ёлочки.
«Транспорт»:
№ 87 Игра «Гаражи и автомобили»
Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением 4 гаражей, а дети на партах выкладывают квадратики, заменяющие гаражи. На доске напротив каждого гаража выставляется по картинке с изображением машины. Ученики напротив квадратиков раскладывают кружки.
-Сколько гаражей?
-Сколько машин?
-Как сказать по-другому? (одинаково, поровну) Во дворе поставили ещё один гараж.
(соответствующие действия на доске и на партах)
-На сколько увеличилось число гаражей? Сколько их стало?
-Чего больше (меньше)? На сколько?
-Для всех ли гаражей есть автомобили?
-Как сделать поровну? (выполняется действие)
-Сколько у нас гаражей?
-Сколько стало машин?
-Как получили число 5?
№ 88 Игра «Водители и автобусы»
Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением автобусов, напротив каждого автобуса выставляется фигурка водителя. Учащиеся на партах выполняют соответствующие действия с геометрическими фигурами.
-Во всех ли автобусах есть водители?
-Сколько автобусов? Сколько водителей?
-По сколько автобусов и водителей?
-Как сказать по-другому? (поровну, одинаково, столько же)
-Из ремонта вышел один автобус. (Выполняется действие)
-На сколько увеличилось количество автобусов? Сколько их стало?
-Чего или кого больше? Меньше? На сколько?
-Во всех автобусах есть водители?
-Как сделать поровну?
«Профессии»:
№ 89 Игра «Назови предметы, необходимые для работы человеку указанной профессии»
Ученики раскладывают предметы: «Один предмет – водителю (автобус), два предмета – учителю (учебник, указка), три предмета – врачу (бинт, шприц, лекарства)
№ 90 Игра «Найди пару предметов»
У каждого ученика в конверте по 4 карточки с изображением предметов (от 1 до 5), необходимых для работы человеку какой-либо профессии (например: одна тарелка; кастрюля и поварёшка; чашка, блюдце, стакан; ложка, вилка, миска, поднос и т.д.) Нужно выбрать карточку с изображением кастрюли и поварёшки и сказать: «Кастрюля и поварёшка – это пара предметов, необходимых повару для работы»
«23 февраля»:
№ 91 Игра «Сосчитай и назови военную технику»
На доске картинки: одна пушка, один пулемёт, три самолёта, два корабля, четыре танка, пять вертолётов. Каждый ученик должен назвать количество предметов военной техники, согласовывая числительное с существительным.
«Зима»:
№ 92 Игра «Снежки»
Учитель даёт задание:
-Слепи и брось столько снежков, сколько ударов в бубен ты услышишь;
сколько хлопков в ладоши услышишь.
№ 93 Игра «Назови приметы зимы»
На доске картинки (1 Солнце, 2 дерева, 3 птицы, 4 кормушки, 5 сугробов). Каждый учащийся должен назвать одну из примет зимы, согласовывая существительное с числительным.
«Весна»:
№ 94 Игра «Сделай столько же»
Учитель показывает картинки с признаками весны: 1 Солнце, 2 подснежника, 3 скворечника, 4 дерева.
Учащимся даётся задание: «Подпрыгните на месте (на правой ноге, на левой ноге) или хлопните в ладоши столько раз, сколько предметов на картинке».
№ 95 Игра «Назови приметы весны»
На доске картинки: 1 Солнце, 4 дерева, 5 птиц, 2 скворечника, 3 гнезда, 6 цветов, 7 сосулек. Каждый учащийся должен назвать одну из примет весны, согласовывая числительное с существительным.
«8 Марта»:
№ 96 Игра «Сложи цветок»
У детей разрезанные на 2-6 частей весенние цветы: тюльпаны, мимоза, ландыши, подснежники.
-Сложите цветы в подарок маме.
-Чем похожи все эти цветы?
-Чем отличаются ландыши и тюльпаны? Мимоза и тюльпаны? Подснежники и ландыши?
«Птицы»:
№ 97 Игра «Не ошибись»
На доске выставлены цифры от 1 до 9, рядом стоит «волшебный сундучок», в котором лежат картинки с изображением разного количества (от 1 до 9) птиц. Дети по очереди подходят к сундучку, с закрытыми глазами достают картинку и ставят её под соответствующую цифру на доске. Остальные дети проверяют.
№ 98 Игра «Сделай столько же»
-Подпрыгни столько раз, сколько раз услышишь голос вороны, петуха.
-Подними руки вверх столько раз, сколько птиц нарисовано на карточке.
«Дом, улица, город»:
№ 99 Игра «Строим дома на улице»
В коробке у доски домики с номерами от 1 до 10.
Каждый учащийся с закрытыми глазами достаёт из коробки домик, называет его номер и ставит вдоль схематичного изображения улицы.
-Назовите номер дома, с которого начинается улица.
-Назовите номер дома, которым заканчивается улица.
№ 100 Игра «Посмотри и повтори на 1 больше»
Учитель выставляет на доску определённое количество домиков, детям нужно у себя на партах выложить квадратиков на 1 больше.
«Комнатные растения»:
№ 101 Игра «В какой руке сколько»
У учителя 5 листочков какого-нибудь комнатного растения.
-Сколько у меня листочков?
Учитель произвольно делит эти листочки на две группы: в правой и левой руке.
-Сколько листочков в правой руке?
-Сколько листочков должно быть в левой руке? И т.д.
«Рыбы»:
№ 102 Игра «Скажи правильно»
На доске картинки: 1 карась, 3 щуки, 2 сома, 6 золотых рыбок, 5 лещей, 4 карпа, 7 окуней, 9 судаков, 8 бычков. Каждый учащийся должен назвать рыбу, согласовывая существительное с числительным и прикрепить картинку под соответствующую цифру на доске.
«День Победы»:
№ 103 Игра «Военный парад»
У каждого ребёнка картинки с военной техникой.
-На парад вышли 5 танков, а пушек на 1 больше. (Выполняется действие с картинками)
-Сколько пушек вышло на парад?
-В воздух взлетели 7 самолётов, а вертолётов на 1 меньше. (Выполняется действие)
-Сколько взлетело вертолётов? И т.д.
«Насекомые»:
№ 104 Игра «Найди на 1 меньше»
Используются карточки с изображением насекомых.
Учитель показывает карточку с изображением, например, 6 жуков, а дети должны показать цифру 5 из своих наборов.
«Цветы»:
№ 105 Игра «Посчитай»
На доске карточки с изображением 10 разных весенних цветов, за каждым цветком – карточка с порядковым номером.
Учитель указывает на два любых цветка, например, на пятый и десятый. Один ученик считает: 5, 6, 7, 8, 9, 10. Другой ученик считает: 10, 9, 8, 7, 6, 5.
-Который по счёту тюльпан? Одуванчик? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.
Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА
Программа расчитана для младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...
Программа учителя-дефектолога (по варианту 8.3.)
Здесь представлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающегося с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ: 8.3. - для о...
Программа учителя-дефектолога (по варианту 7 - обучающиеся с ЗПР)
Здесь представлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ: 7 -...
Программа учителя-дефектолога (по варианту 3 - слепые обучающиеся)
Здесь представлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы для обучающихся с ОВЗ "Развитие и коррекция познавательных процессов" (3 вариант программы по ФГОС НОО для детей с ОВЗ:...
Рабочая программа учителя-дефектолога
Цель коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...
Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...