Технология концентрированного обучения. Модель «Погружение».
статья на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология концентрированного обучения. Модель «Погружение». Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – совокупность психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Концентрированное обучение – специально организованный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени, за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятий.
длительное, специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами “ погружение” в предмет; двухпредметное “погружение”; тематическое “погружение”; “ погружение” в образ; эвристическое “погружение” (межпредметное); “ погружение” в культуру; коллективное “погружение”; погружение как компонент коллективного способа обучения; выездное «погружение»; цикловая, или «конвейерная», система преподавания. Модель «погружение»
Пример одного дня «погружения» 1-й урок. Повторение вчерашнего материала (при помощи опроса, самостоятельной работы, решения задач и т.п.) — 25 мин. Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы их учебная деятельность была подчинена собственной цели, а не «навязанной» учителем) — 10 мин. 2-й урок. Изложение учителем нового материала крупным блоком с помощью компактных схем (концептов) — 35 мин. Урок художественного цикла (музыка, хореография или изобразительное искусство) — 35 мин. 3-й урок. Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с элементами взаимообучения — 35 мин. 4-й урок. Дидактическая игра (соревнование между группами, перекрестный опрос или другие формы учебных игр) — 35 мин. Урок физкультуры — 35 мин. 5-й урок. Фронтальная лабораторная работа (без оформления документации) — 20 мин. «Огонек» — совместный с учениками анализ дня («Достигли ли мы поставленной на сегодня цели?») — 15 мин.
Двухпредметная система «погружения» 1-ый урок 30 минут Перемена 10 минут 2-ой урок 30 минут 1-ый блок Перемена 10 минут 3-ий урок 30 минут Перемена 10 минут 4-ый урок 30 минут Большой перерыв 40 минут 1-ый урок 30 минут Перемена 10 минут 2-ой урок 30 минут 2-ой блок Перемена 10 минут 3-ий урок 30 минут Перемена 10 минут 4-ый урок 30 минут
Внутренняя структура учебного блока соответствует требованию единства содержания при многообразии форм уроков и имеет следующий вид: Урок Тип урока Содержание урока Время 1. Лекция Троекратное вариативное концентричное объяснение крупного блока учебного материала, соответствующего по объему трем “обычным” урокам при помощи готового опорного конспекта. 30 минут 2. Самопогружение Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданному учителем плану. Учитель работает в режиме индивидуальных консультаций. Фронтальная работа по контрольным вопросам. 20 минут 10 минут 3. Практическое занятие Самостоятельное или совместное с педагогом выполнение заданий, указанных на доске. 30 минут 4. Зачет Выполнение учениками теста из пяти вопросов с выбором ответа. Результаты заносятся учеником в специальную многоразовую карту. Взаимоконтроль в виде взаимопроверки по предложенным педагогом эталонным ответам с последующим оцениванием работы 20 минут
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
«Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС» Психолого-педагогические особенности учащихся Основные направления работы Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение; Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; Проводить минутки психологической разгрузки; Создавать особую эмоциональную атмосферу урока; Обращение только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон.
ОТНОСИТЕЛЬНО - АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС» Психолого-педагогические особенности учащихся Основные направления работы Заинтересованность проявляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания; Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению Торопливы Их внимание можно «держать» вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме; Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом; Для них очень важна эмоциональная поддержка; Эмоционально-интеллектуальная атмосфера весь урок
ИСПОЛНИТЕЛЬНО - АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС» Психолого-педагогические особенности учащихся Основные направления работы Систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность; Предлагают оригинальные пути решения; Работают преимущественно самостоятельно; Начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, на уровне всех учащихся класса или параллели, или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Побуждать к самостоятельности в учении; Их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации; Создание ролевых ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.); Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
ВЫСОКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС» Психолого-педагогические особенности учащихся Oсновные направления работы Любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; Стремятся к самовыражению через различные виды творчества Специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность; Создание условий для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы. Индивидуализация обучения – это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей. «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
Основные принципы обратной связи при дифференцированном обучении: - принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); - принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания); - принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
Положительные стороны дифференциации: - исключение уравниловки и усреднения детей; - повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; - объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения усвоения предметного материала; - создание щадящих условий для слабых учащихся. «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
Объяснительно-иллюстративные технологии; Информационно-коммуникативные технологии; Личностно-ориентированные технологии; Технология модульного обучения; Технология дифференцированного обучения и воспитания; Развивающие технологии; Акмеологические технологии; Технология обучения и воспитания без насилия; Технология проблемного обучения и воспитания; Технология полного усвоения знаний; Технология сотрудничества; Технология коллективного взаимодействия; Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); Исследовательские; Проектные методы; Технология «дебаты»; Технология развития критического мышления; Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; Здоровьесберегающие технологии; Система инновационной оценки «портфолио»; Технологии интерактивного и дистанционного обучения. «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС» Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
С целью обеспечения доступности качественного образования, каждому педагогу необходимо в своей работе учитывать следующее: Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению; Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием; Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения; Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения. «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
Какими же должны быть результаты работы по созданию комфортной образовательной среды? Будет создан привлекательный в глазах всех субъектов образовательного процесса имидж школы, обеспечивающий повышение конкурентоспособности образовательного учреждения . Будут удовлетворены жизнедеятельностью школы все участники образовательного процесса. Потребители получат доступное качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Будет достигнуто новое качество образования на основе использования новых педагогических технологий, методов, форм работы. Произойдет развитие и совершенствование креативности учащихся и педагогического коллектива школы. Будет наблюдаться рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса (активное участие в конкурсах, фестивалях, презентациях и т.д.). Активно включатся в образовательный процесс родители и представители общественности. «Создание доступной образовательной среды, обеспечивающей качество образования в соответствии с ФГОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по концентрированному обучению татарскому языку в Урсалинской СОШ РТ.
Опыт работы по новому УМК Р.Р.Нигматуллиной "Татарча да яхшы бел"....
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...
Тематический план на неделю в рамках концентрированного обучения
В разработке представлен тематический план на неделю по теме "Земля"...
Педагогические технологии. Технология концентрированного обучения с помощью знаково-символических структур (С.Н. Лысенкова)"
Педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в начальных классах
Перспективность данного опыта – это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколь...
Конспект открытого урока технологии по блочно-событийному погружению
а) развитие дивергентного мышления (ДМ)— Развитие творческого мышления, применяемого обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. б) э...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (технология В.Ф. Шаталова)
В статье рассматриваются возможности использования опорных схем, как оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль в обучении....