КТП и рабочие программы 4 класс 2016-2017 учебный год
рабочая программа (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование и рабочие программы
4 класс
Образовательная программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_ktp_i_rabochie_programmy.rar | 262.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Начальное общее образование 4 «В» класс
Срок реализации программы: 1 сентября 2016 года – 20 мая 2016 года
Учитель: Каледина Лариса Григорьевна
Норильск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа
1.Закон РФ «Об Образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
3.Учебный план МБОУ «Гимназия №5» на 2015 -2016 учебный год
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Приложение к приказу - федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.
5. Авторская программа «Изобразительное искусство» О. А. Куревина, Е. Д Ковалевская.
Сведения о программе
Авторская программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии ФГОС НОО и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О. А. Куревина, Е. Д Ковалевская.. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2013. – 416 с.)
Основные цели курса
1.Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2.Воспитание в детях эстетического чувства.
3.Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4.Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5.Развитие воображения и зрительной памяти.
6.Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7.Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2.Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4.Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5.Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7.Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
Особенности курса
1)Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2)Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
3)Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмыления мира.
5)Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Контроль образовательных результатов. Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.
1.Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
2.Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3.Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №5» предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 135 часов.1 класс - 33 часа (33 учебные недели), 2 – 4 классы – по 34 часа (34 учебные недели в год)
В соответствии с календарным периодом 2015-2016 учебного года на изучение курса «Изобразительное искусство» запланировано 34 урока. Программа будет реализована полностью.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 4 класс
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните ля, критика).
Предметные результаты:
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
• понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
• рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.
2.Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:
• рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
• работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5.Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления ком- позиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
4-й класс (34 часа)
Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства. (2 ч)
Русская икона. (1 ч)
Монументальная скульптура. (1 ч)
Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. (1 ч)
Изучение осенних пейзажей И. Левитана. (1 ч)
Как передать объём предмета. (1 ч)
О светотени как о способе передачи объёма и формы предмета. (2 ч),
Составление композиции на заданную тему с использованием опорной схемы. (2 ч)
Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. (2 ч)
Техники отмывки и гризайли (1 ч).
Основные законы композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. (2 ч)
Народные промыслы. Изучение особенностей нижегородской резьбы по дереву. (2 ч)
Линейная перспектива. (2 ч)
Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. (2 ч).
Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. (4 ч).
О китайском рисунке кистью (1 ч)
О русском народном театре (4 ч)
Изучение истории Эрмитажа (2 ч)
Повторение (2 ч.)
Тематическое содержание программы представлены в таблице в Приложении 1.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации цели и задач обучения используется УМК по изобразительному искусству издательства М.: «Баласс»:
- О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская, «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник для 4-го класса, 2014 г;
- Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 4-го класса, 2014 г;
Для работы учащимся необходимы:
- простой и цветные карандаши, дощечка для лепки, кисти, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
- бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная),
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов:
Электронные ресурсы:
- Электронное сопровождение УМК по ИЗО для 1-4 классов для ОС «Школа 2100», издательство «Учитель», г. Волгоград
- СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Технические средства обучения:
- Телевизор
- компьютер;
- интерактивная доска;
Приложение 1
Календарно - тематическое содержание программы
По предмету «Изобразительное искусство» 4 класс (34 ч)
Г О Д О В О Й П Л А Н | ||||
Четверть | Число часов в четверти | Тема урока | Число часов на тему | Практическая часть программы |
Содержание | ||||
I | 9 | Монументальное декоративное искусство. Монументальная скульптура. Новые виды искусства: дизайн и фотография. На пути к мастерству. Градации светотени. | 3 1 1 2 1 | |
II | 8 | Градации светотени. Композиция на заданную тему. Зарисовка животных. Композиция и ее основные законы. | 1 2 3 1 | |
III | 10 | Композиция и ее основные законы. Линейная перспектива. Родная история и искусство. | 2 2 3 | |
IV | 7 | Фигура человека. Пропорции. Учимся видеть. Проекты. | 4 8 | |
Итого | 34 | 34 |
Календарно - тематическое содержание
По предмету «Изобразительное искусство» 4 класс (34 ч)
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов |
1 | 06.09 | Монументально - декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. | 1 | |
2 | 13.09 | Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж. | 1 | |
3 | 20.09 | Русская икона. Звенигородская находка | 1 | |
4 | 27.09 | Монументальная скульптура. | 1 | |
5 | 04.10 | Новые виды изобразительного искусства: дизайн и фотография. | 1 | |
6 | 11.10 | На пути к мастерству.Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»). | 1 | |
7 | 18.10 | Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Использование разных видов штриховки. | 1 | |
8 | 25.10 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. | 1 | |
9 | 01.11 | Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета. | 1 | |
10 | 08.11 | 2 ч | Композиция на заданную тему с использованием опорной схемы. | 1 |
11 | 15.11 | Композиция на заданную тему с использованием опорной схемы. | 1 | |
12 | 22.11 | Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. | 1 | |
13 | 29.11 | Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. | 1 | |
14 | 06.12 | Изучение техник отмывка и гризайль. | 1 | |
15 | 13.12 | Композиция и её основные законы. | 1 | |
16 | 20.12 | Композиция и её основные законы. | 1 | |
17 | 27.12 | Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву | 1 | |
18 | 10.01 | 3 ч | Линейная перспектива | 1 |
19 | 17.01 | Линейная перспектива | 1 | |
20 | 24.01 | Разработка макета альбома Славы. Создание классного альбома Славы. | 1 | |
21 | 31.01 | Разработка макета альбома Славы. Создание альбома Славы. | 1 | |
22 | 07.02 | Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. | 1 | |
23 | 14.02 | Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о модуле. | 1 | |
24 | 21.02 | Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя | 1 | |
25 | 28.02 | Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ сказочного героя | 1 | |
26 | 07.03 | Китайский рисунок кистью. | 1 | |
27 | 14.03 | Родная история и искусство. Русский народный театр. | 1 | |
28 | 28.03 | 4 ч | Родная история и искусство. Русский народный театр. | 1 |
29 | 04.04 | Итоговая промежуточная аттестация. | 1 | |
30 | 11.04 | Родная история и искусство. Русский народный театр. | 1 | |
31 | 18.04 | Изучение истории Эрмитажа. | 1 | |
32 | 25.04 | Изучение истории Эрмитажа. | 1 | |
33 | 02.05 | Повторение | 1 | |
34 | 16.05 | Повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год
Рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год для 1 класса "Школа России"...
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год...
Рабочие программы на 2016-2017 уч. год.
Рабочие программы для 4 класса по УМК "Перспектива" разработаны споследними изменениями по ФГОС...
Рабочие программы на 2016-2017 уч.год
Рабочие программы по предметам: ИЗО, математика, русский язык, литературное чтение, технология и окружающий мир....
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова
Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"...
Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова
Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО для 2 класса по системе Занкова со встроенными подпрограммами...
Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для 1 класса. Программа включает в себя пояснительную записку и примерное планирование....