Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Щедрина Елена Владимировна

Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Рабочая  программа  по курсу внеурочной деятельности  «Истоки»

1.Роль и место дисциплины

   

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

   Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно-деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.

2.Адресат

Программа адресована обучающимся  четвёртых  классов общеобразовательных школ.

3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Цели и задачи

Цель: освоение школьниками системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей, традиций.

Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты;
  • Формировать потребность сохранения духовно-нравственных ценностей семьи, страны.

5.Специфика программы

 Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

6.Основные содержательные линии курса

Содержание курса распределено по трем основным разделам: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, ТРАДИЦИИ СЛОВА, ТРАДИЦИИ ДУШИ. Это создает благоприятную среду для обогащения внутреннего мира ребенка, а также для развития, обобщения и дальнейшей, более глубокой ориентации в эмоционально-эстетических, нравственных и духовных истоках.

7.Структура программы

Содержание изучаемого курса.

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

Традиции образа (8 часов)

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная.

Род, родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры –   живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).

Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ.  Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце – образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство.

Традиции дела (8 часов)

ТРУД. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки.

Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства – научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.

Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант – особый дар человека. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь?

Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (8 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.

Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Заключительный урок (1 час)

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.    

8. Требования к результатам

                                                        Метапредметные результаты  


Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений. Составлять сложный план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
                                                       
Предметные результаты

В 4 классе ученик научится:

понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Ученик получит возможность научиться:

  • истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

           -  применять  их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

                   Воспитательные результаты могут быть распределены по трем уровням.

            Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

            Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

          Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

9. Формы организации учебного процесса

Формы работы  можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия по группам, парами, в «круге», АФО

     

10.Итоговый контроль

Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый

Форма контроля:

  • оценивающий тренинг

11.Объём и сроки изучения

   В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ «Новопокровская СОШ» и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 4 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

1 четверть- 8 часов

2 четверть-8 часов

3 четверть-10 часов

4 четверть-  7 часов

 

Учебно-методическое  обеспечение

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

И.А.Кузьмин, А.В.Камкин. Социкультурные истоки.. Программа для начальной школы 1-4-й классы, М.: Издательский дом «Истоки», 2012

Учебник, учебное пособие

Давыдова Е.Ю, Кузьмин И.А., «Истоки». Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений.

-М.: Издательский дом «Истоки», 2012

Рабочая тетрадь

для обучающихся

 Давыдова Е.Ю,  Рабочая тетрадь по чтению 4 класс ч.1,2 М.: Издательский дом «Истоки», 2012.

Электронное  приложение к УМК

Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий. Компакт-диск

Методическое  пособие с поурочными разработками

И.А.Кузьмин Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2010

Список  используемой литературы

1. Краткий словарь истоковедения.

2.. О.А. Бандяк. Воспитание на социокультурном опыте.

1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка. М.: Издательский дом «Истоки», 2012

3..Л. И. Бурова, М. Е. Гриценко, Г. П. Логовеева  «Родной край». Книга для младших школьников.

4. И.А.Кузьмин, А.В.Камкин. Истоки. Программа для начальной школы 1-4-й классы, М.: Издательский дом «Истоки», 2012

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Официальный сайт  «Истоки». – Режим доступа: http://  stoky-co.ru

2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3.Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru

4..Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийный проектор.

                                                                                   

                                                                               Календарно- тематическое планирование

Занятия

Тема занятия

Кол-

во

часов

                  Дата

По плану

Фактически

(примечание)

1

Вводный урок

Что такое традиции.

1

Традиции Образа (8ч.)

2

Первые образы. Отец и мать.

1

3

Первые образы. Родители.

1

4

Первые образы. Отечество.

Щит и меч.

Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

1

5

Первые образы. Мир.

Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода).

1

6

Священные образы. Спаситель.

1

7

Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель.

1

8

Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.

1

9

Святые образы. Образы-знаки

1

                                                         Традиции слова (8 ч.)

10

Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.

1

11

Сердечные слова. Родительское благословение.

1

12

Сердечные слова. Родительское благословение.

1

13

Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

1

14

Сердечные слова

1

15

Честные слова. Договор и уговор.

1

16

Честные слова. Присяга. Обет.

1

17

Традиции слова (обобщающий)

1

Традиции дела (8 ч.)

18

Труд. Земледельцы.

Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.

1

19

Труд. Ремесленники.

Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам.

1

20

Труд. Купцы и предприниматели.

Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

1

21

Служение. Воинство.

1

22

Служение священства.

Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

1

23

Служение. Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

1

24

Творчество. Искусники.

Книжники.

Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

1

25

Обобщающий. Традиции праведного дела.

1

Традиции праздника (8 ч.)

26

Гулять всем миром.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

27

Гулять всем миром.

28

Радоваться всей семьёй.

29

Радоваться всей семьёй.

30

Помнить всем Отечеством. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы

31

Помнить всем Отечеством.

32

Молиться всей церковью. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

33

Обобщающий. Потрудиться душой.

34

Заключительный урок. Традиции Отечества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»

Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом ду...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Истоки"

Цель: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни...

Курс внеурочной деятельности «Истоки» для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Истоки» для 2 класса...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Истоки"

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить млад­шего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирован...