Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки» 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Истоки»
1.Роль и место дисциплины |
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно-деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта. |
2.Адресат | Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ. |
3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. |
4. Цели и задачи | Цель: освоение школьниками системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей, традиций. Задачи:
|
5.Специфика программы | Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. |
6.Основные содержательные линии курса | Содержание курса распределено по трем основным разделам: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, ТРАДИЦИИ СЛОВА, ТРАДИЦИИ ДУШИ. Это создает благоприятную среду для обогащения внутреннего мира ребенка, а также для развития, обобщения и дальнейшей, более глубокой ориентации в эмоционально-эстетических, нравственных и духовных истоках. |
7.Структура программы | Содержание изучаемого курса. Введение (1 час) Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? Традиции образа (8 часов) ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная. Род, родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления. СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы). Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце – образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки. Традиции Слова (8 часов) СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство. Традиции дела (8 часов) ТРУД. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки. Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства – научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды. Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. ТВОРЧЕСТВО. Талант – особый дар человека. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления. ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. Традиции праздника (8 часов) ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие. МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся. Заключительный урок (1 час) Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего. |
8. Требования к результатам | Метапредметные результаты
В 4 классе ученик научится: понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза. Ученик получит возможность научиться:
- применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края. Воспитательные результаты могут быть распределены по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде. |
9. Формы организации учебного процесса | Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия по группам, парами, в «круге», АФО
|
10.Итоговый контроль | Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый Форма контроля:
|
11.Объём и сроки изучения | В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ «Новопокровская СОШ» и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 4 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. 1 четверть- 8 часов 2 четверть-8 часов 3 четверть-10 часов 4 четверть- 7 часов
|
Учебно-методическое обеспечение
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | И.А.Кузьмин, А.В.Камкин. Социкультурные истоки.. Программа для начальной школы 1-4-й классы, М.: Издательский дом «Истоки», 2012 |
Учебник, учебное пособие | Давыдова Е.Ю, Кузьмин И.А., «Истоки». Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. -М.: Издательский дом «Истоки», 2012 |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Давыдова Е.Ю, Рабочая тетрадь по чтению 4 класс ч.1,2 М.: Издательский дом «Истоки», 2012. |
Электронное приложение к УМК | Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий. Компакт-диск |
Методическое пособие с поурочными разработками | И.А.Кузьмин Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2010 |
Список используемой литературы | 1. Краткий словарь истоковедения. 2.. О.А. Бандяк. Воспитание на социокультурном опыте. 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка. М.: Издательский дом «Истоки», 2012 3..Л. И. Бурова, М. Е. Гриценко, Г. П. Логовеева «Родной край». Книга для младших школьников. 4. И.А.Кузьмин, А.В.Камкин. Истоки. Программа для начальной школы 1-4-й классы, М.: Издательский дом «Истоки», 2012 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1.Официальный сайт «Истоки». – Режим доступа: http:// stoky-co.ru 2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 3.Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru 4..Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok |
Технические средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор. |
Календарно- тематическое планирование
№ Занятия | Тема занятия | Кол- во часов | Дата | |
По плану | Фактически (примечание) | |||
1 | Вводный урок Что такое традиции. | 1 | ||
Традиции Образа (8ч.) | ||||
2 | Первые образы. Отец и мать. | 1 | ||
3 | Первые образы. Родители. | 1 | ||
4 | Первые образы. Отечество. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. | 1 | ||
5 | Первые образы. Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). | 1 | ||
6 | Священные образы. Спаситель. | 1 | ||
7 | Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель. | 1 | ||
8 | Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы. | 1 | ||
9 | Святые образы. Образы-знаки | 1 | ||
Традиции слова (8 ч.) | ||||
10 | Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы. | 1 | ||
11 | Сердечные слова. Родительское благословение. | 1 | ||
12 | Сердечные слова. Родительское благословение. | 1 | ||
13 | Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт. | 1 | ||
14 | Сердечные слова | 1 | ||
15 | Честные слова. Договор и уговор. | 1 | ||
16 | Честные слова. Присяга. Обет. | 1 | ||
17 | Традиции слова (обобщающий) | 1 | ||
Традиции дела (8 ч.) | ||||
18 | Труд. Земледельцы. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора. | 1 | ||
19 | Труд. Ремесленники. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. | 1 | ||
20 | Труд. Купцы и предприниматели. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. | 1 | ||
21 | Служение. Воинство. | 1 | ||
22 | Служение священства. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. | 1 | ||
23 | Служение. Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. | 1 | ||
24 | Творчество. Искусники. Книжники. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления. | 1 | ||
25 | Обобщающий. Традиции праведного дела. | 1 | ||
Традиции праздника (8 ч.) | ||||
26 | Гулять всем миром. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. | |||
27 | Гулять всем миром. | |||
28 | Радоваться всей семьёй. | |||
29 | Радоваться всей семьёй. | |||
30 | Помнить всем Отечеством. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы | |||
31 | Помнить всем Отечеством. | |||
32 | Молиться всей церковью. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. | |||
33 | Обобщающий. Потрудиться душой. | |||
34 | Заключительный урок. Традиции Отечества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»
Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают культурные ценности личности с приоритетом ду...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "ИСТОКИ", 1 класс...
Программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
Цель: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни...
Курс внеурочной деятельности «Истоки» для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Истоки» для 2 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Истоки"
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирован...