Программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа (2 класс)

Богоутдинова Валентина Федоровна

Цель: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_2_klass.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова - Заярского»

РАССМОТРЕНО                                      ПРИНЯТО                                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                   на Педагогическом совете                 директор школы

объединения, протокол № 1                    школы                                                  ___________/Е.А. Левицкая/

от «30» августа 2021 г.                             протокол № 1                                      приказ № 284 от «31» августа 2021 г.

руководитель МО_________                  от «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Истоки»

Класс: 2

Учитель:

Количество часов: всего - 34 часа

                                в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2021 год

Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Истоки» предназначена для обучающихся 2 класса. Программа разработана на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина– М: Истоки, 2009г.

      Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Цель:

  • раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

Задачи:

  • приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • формировать бережное и созидательное отношение к окружающемумиру;
  • формировать способности получать значимые социокультурныерезультаты.

Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.


Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;  объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;  искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
  • Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  
  • Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и  гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
  • Объяснять самому себе «что во мне хорошо,  а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной  деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях . Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

 Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Воспитательные:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.


Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ– мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Ресурсный круг

Работа в парах

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО  ресурсный круг «Имя и доброе качество»

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

АФО работа в паре «Семья». Усвоить основные нравственные заповеди.

АФО ресурсный круг     « За что я благодарен родителям?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Родовое дерево»

АФО ресурсный круг «Дом». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи».

Оценивающий тренинг работа в паре «Занятия жителей деревни». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Город». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Вечные ценности». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг.

Родные просторы (9 часов)

НИВА И ПОЛЕтруд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА – о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Ресурсный круг

Работа в парах

Оценивающий тренинг

Презентация работ

АФО работа в паре «Поле и школа». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?»

АФО ресурсный круг «Лес»

АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке

АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Толковый словарь: поморы. Презентация по тексту учебника http://www.svetoch-opk.ru

АФО работа в паре «Путь-дорога»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг

Труд земной (8 часов)

СЕВ И ЖАТВА– народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ– какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей

Ресурсный круг

Работа в парах

Работа в тройке

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в паре «Про кого так говорят?»

АФО ресурсный круг  «Кто важнее?»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы»

АФО работа в паре «Такие разные ткани»

АФО работа в четверке «Инструменты плотника»

АФО ресурсный круг «Мастера-плотники»

АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг

АФО ресурсный круг «Кузница»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка»

АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг

Труд души (8 часов)

СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Ресурсный круг

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в четверке «Какое бывает слово?»

АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово»

АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозка)

АФО ресурсный круг «Душа поет»

 АФО работа в четверке «Праздничная песня»

АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник»

АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ»

АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Истоки»

 во 2 классе

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество часов

Раздел «Родной очаг»

9 ч

02.09

Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

1

09.09

Семья. Семейные традиции. Любовь.  Забота. Согласие.

1

16.09

Семья. Родители. Почитание родителей. Обязанности в семье.

1

23.09

Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо

1

30.09

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии.

1

07.10

Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа

1

14.10

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община. Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка

1

21.10

Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры

1

28.10

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

1

Раздел «Родные просторы»

9 ч

11.11

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная

1

18.11

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1

25.11

Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1

02.12

Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода

1

09.12

Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога

1

16.12

Море-океан. Поморы. Мореходы. Море. Соловки – северная святыня.

1

23.12

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

1

Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки.

1

Обобщающий урок «Родные просторы»

1

Раздел «Труд земной»

8 ч

Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1

Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие.

1

.

Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка

1

Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство

1

Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

1

Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1

Ярмарка.

1

Обобщающий урок «Труд земной»

1

Раздел «Труд души»

8 ч

Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.  

1

Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн.

1

Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души.

1

Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб

1

Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

1

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. Экскурсия

1

Обобщающий урок. «Труд души»

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Видеоматериалы:

  •  «Сказка перед сном», фильм 2,4,6

Ссылки на Интернет-ресурсы:

  • Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
  • Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
  • Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
  • Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/

Дополнительная литература для учителя:

  1. Истоковедение, тома 2, 5,  8, 9.  Издательский дом «Истоки», 2007 год
  2. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,  
  3. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
  4. История русского быта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...