рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istok_3_klass_raboch.prog_.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
общестевнно-полезный труд
курс «Исток»
3 класс
Составитель:Эпштейн В.Ю.
учитель начальных классов
г.Комсомольск-на-Амуре
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Младший школьный возраст- время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, гражданина посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных, культурных и нравственных ценностей.
Общественно-полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника. Это естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащённого эстетического опыта.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Практическая деятельность на занятиях ОПТ позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребёнка, а самому ребёнку проявить те личностные свойства, которые не всегда возможно раскрыть на уроках по другим предметам.
Главным направлением общественно полезного труда являются работы, имеющие общественно полезную значимость для своей школы, класса, самообслуживание учащихся в столовой, охрана природы.
Руководство общественно полезным трудом осуществляется учителем или воспитателем.
Организатор общественно полезного труда младших школьников должен изучить с учащимися правила безопасности труда, поэтому, начиная работу необходимо проводить инструктаж школьников о правилах безопасности труда и личной гигиены.
Особое внимание, следует обратить на развитие творческих способностей учащихся, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу в указанный срок и как можно лучше. Труд детей должен быть строго регламентирован, разнообразен, посилен для детей данной возрастной группы.
Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими школьными предметами.
Данная программа рассчитана на один год обучения и включает разделы:
работа для школы,
класса,
на учебно-опытном участке,
охрана природы,
самообслуживание.
Программа рассчитана на 34 часа, один раз в неделю.
Цель курса:
Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к труду.
Формирование у детей первоначальных навыков культуры труда, в организации коллективной и индивидуальной работы, умения организовать своё рабочее место, бережное отношение к материалам, оборудованию и инструментам.
Формирование у ребёнка умения самостоятельно ориентироваться в любой работе (т. е. общественно полезная деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира) и своей роли в нём как преобразователя.
Основные задачи курса:
расширение и обогащение практического опыта детей.
воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;- воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности
- развитие коммуникативных умений (трудиться в паре, в группе, умение распределять задания между собой).
- формирование творческого подхода к выполнению данного заданий.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
В работе используются как традиционные методы (беседа, рассказ, экскурсии, практические работы), так и нетрадиционные формы работы (праздники, познавательные игры, экологические мероприятия).
Контакт с родителями осуществляется через совместные походы, экскурсии, праздники и т.д.
Программа третьего года обучения рассчитана на детей 9-10 лет. Занятия проводятся один час в неделю (продолжительность занятий 40 минут).
Учебно-тематический план.
№ | дата | тема |
1 | Мои поручения в классе и дома Вводное занятие. Режим дня школьника. | |
2 | Составить свой режим дня. | |
3 | Организация дежурства в классе. | |
4 | Правила гигиены труда. (игра-беседа) | |
5 | Сбор семян растений для зимующих птий. Практическая работа. | |
6 | Экскурсия «Осень в лесу». Наблюдение за живой природой, сбор осенних листьев .Распространение семян в лесу животными и человеком. | |
7 | Знакомство с семенами корнеплодов (редис, свекла, морковь картофель). (Практическая работа) | |
8 | Экскурсия в городской эколого-биологический центр | |
9 | Экскурсия в городской зооцентр «Питон» .Добровольная помощь животным. | |
10 | Сбор материалов для изготовления книжки-малышки со стихами и загадками о растениях и животных. Экскурсия в школьную библиотеку. | |
11 | Изготовление книжки-малышки со стихами и загадками о растениях и животных. | |
12 | Изготовление и развешивание кормушек на территории школы. Кормление птиц. (Практическое задание) | |
13 | Как человек охраняет природу. Охраняемые территории Хабаровского края, знакомство с Красной книгой. (Беседа) | |
14 |
| |
15 | Защита творческих проектов: книжка-малышка об исчезающих видах растений и животных края. . ( Игра-соревнование) | |
16 | Изготовление листовок в защиту «зелёной красавицы». | |
17 | Изготовление сувениров для Нового года из подручных материалов. | |
18 | Правила ухода за одеждой. (беседа). | |
19 | Пришивание заплат. | |
20 | Ремонт книг в школьной библиотеке. (Практическое задание) | |
21 | Полив и уход за листьями комнатных растений. | |
22 | Сбор материалов о видах комнатных растений. | |
23 | Изготовление книжки-малышки о комнатных растениях. | |
24 | Защита творческих проектов: книжка-малышка о комнатных растениях. ( Игра-соревнование) | |
25 | Сбор материалов о перелётных птицах. | |
26 | Изготовление книжки-малышки о перелётных птицах. | |
27 | Изготовление листовок «Встречай, пернатых друзей!» | |
28 | Экологический праздник «День птиц». Развешивание скворечников. | |
29 | Правила ухода за одеждой. Правила ухода за сменной обувью. (беседа). | |
30 | Сбор материалов об охраняемых территориях родного края. | |
31 | Защита проектов по охраняемым территориям. | |
32 | Экскурсия в весенний парк. Правила поведения . | |
33 | Игра-соревнование «Что растёт у нас на грядке?» | |
34 | Итоговое занятие. (Игра-соревнование «Мастер-класс») «это я умею и выполняю!» |
Виды общественно полезного труда.
Самообслуживание. Помощь родителям. Дежурство в классе. Уход за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Уход за одеждой: содержание в чистоте, пришивание пуговиц, вешалок. Уборка постели, личная гигиена, покупка продуктов, стирка мелких вещей, сервировка стола.
Охрана природы. Изготовление кормушек для птиц, подкормка зимующих птиц. Участие в празднике «День птиц».
Работа для школы. Ремонт книг.
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать :
1 ) правила личной гигиены.
2) правила ухода за одеждой и обувью.
3) виды комнатных растений и правила ухода за ними.
4) виды исчезающих растений и животных.
5) знать загадки и стихи о растениях садов огородов.
К концу обучения учащиеся должны уметь :
1) собирать семена растений.
2 )уметь различать семена растений.
3) готовить семена растений к посеву (проращивать семена гороха и фасоли).
4 )уметь реставрировать одежду (пришивать пуговицы, петли, крючки ), знать правила ухода за обувью.
5) уметь делать и развешивать кормушки и домики для птиц.
6) изготавливать книжки-малышки об исчезающих видах растений и животных, видах комнатных растении и защита представленных проектов.
7) уметь полить, подкормить растения , подрыхлить почву.
8)Создавать презентации и проекты по заданным темам.
Список литературы
(используемой педагогом для разработки программы )
1.Журнал «Начальная школа» №10 1995г., №9 2001г.
2. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998г.
3. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
4. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим
воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. –
С. 126 – 128.
5. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1982. – 192с.
6. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно – метод. Пособие
для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: Асар, 1997.
– 128с., ил.
7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно – метод.
Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: Асар, 1999. –
128с., ил.
8. Цветкова И. В. Экология Для начальной школы. Игры и проекты. Популярное
пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов., В. Н. Куров. –
Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.
9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,
1989.
10.Зубков Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов. - Екатеринбург, 2003. – 190 с.
11.Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. - М.: Академия развития, 2006. – 321 с.
12.Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. – 158 с.
13.Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 2005. - №6.
Список литературы
(рекомендуемой для детей и родителей по данной программе)
1. Цветкова И. В. Экология Для начальной школы. Игры и проекты. Популярное
пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов., В. Н. Куров. –
Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.
2. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1982. – 192с.
3. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим
воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. –
С. 126 – 128.
4.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль:Академия развития, 2004. – 178 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса
Программа по курсу внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса
Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс
Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...