Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа (4 класс)

Мельник Лариса Васильевнав

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалога «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий  культурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_2019_-_2020_4_klass.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «29» августа 2019г.

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол №т 1

от «30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от «30» августа 2019г.

Составитель:

Мельник Лариса Васильевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Программы  курса внеурочной деятельности «Истоки»  предназначена для обучающихся 4 классов  МБОУ школы № 21.. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования  с  учетом формирования  философских и духовных поисков нашего времени.

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалога «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий  культурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской

Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности,  независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

  • Развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в  начальной школе;
  • Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
  • Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Цель курса внеурочной деятельности :

  • Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с культурными истоками
  • Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
  • Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и среде;
  • Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  • Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге
  • Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
  • Социокультурное развитие группы
  • Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)

Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

  • воспитать грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное  и  нравственное развитие.

;

  • развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно-нравственного);
  • развивать образное  и  логическое мышление;
  • формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.
  • ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению.  

Искать свою позицию в многообразии общественных эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.  

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.   Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.

Метапредметные результаты   

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого .  Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

 Предметные результаты.

 Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.  Критично относиться к своему мнению.  Понимать точку зрения другого.  Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия..

Программа  представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.

Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо- социо- культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.

Воспитательные  результаты:

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире. Осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе.  Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.

                 


Содержание курса «Истоки»,

формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов)

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

ТРАДИЦИИ СЛОВА. (7 часов)

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов)

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (6 часов)

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Заключительный урок (1 час)

Формы работы можно разделить на теоретические: беседа, анализ ситуации. Работа с  литературным материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал   и  практическая работа в тетрадях. Рисунки на заданную тему, посещение библиотеки. Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и  внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации обучения предлагаются:

• использование эмоционально положительных  и  значимых образов;

• опора на непроизвольное запоминание;

• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

• использование эвристических методов обучения;

• организация занятия по правилу смены деятельности;

• диагностика  и  своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;

• организация самостоятельной работы в парах  и  группах;

• тематическая связь с другими предметами.



Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Истоки»

№ занят.

Дата

Тема занятия

Часы

По плану

По факту

Традиции образа (9 ч)

05.09

05.09

Вводный урок.

1

12.09

12.09

Первые образы. Отец. Мать.

1

19.09

19.09

Родители.

1

26.09

26.09

Отечество.

1

03.10

03.10

Мир.

1

10.10

10.10

Священные образы. Спаситель.

1

17.10

17.10

Богородица. Ангел-хранитель.

1

24.10

24.10

Светлые образы. Свет и просветители.  Праведники и мудрецы.

1

31.10

31.10

Образы-знаки.

1

14.11

14.11

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

1

21.11

21.11

Сердечные слова.  Родительское благословение.

1

28.11

28.11

Родительское благословение.

1

05.12

05.12

Сердце сердцу весть подает.

1

12.12

12.12

Сердечные слова.

1

19.12

19.12

Честные слова.

1

26.12

26.12

Правила честного слова.

1

16.01

16.01

Обобщающий урок. «Традиции слова».

1

23.01

23.01

Труд.  Земледельцы.

1

30.01

30.01

Ремесленники.

1

06.02

06.02

Купцы и предприниматели.

1

13.02

13.02

Служение.  Воинство.

1

20.02

20.02

Священство.

1

27.02

27.02

Суд и управление.

1

05.03

05.03

Творчество.  Искусники.

1

12.03

12.03

Книжники.

1

19.03

19.03

Обобщающий урок.   «Традиции праведного дела»

1

02.04

09.04

Гулять всем миром.

1

09.04

16.04

Гулять всем миром.

1

16.04

23.04

Радоваться всей семьей.

1

23.04

30.04

Радоваться всей семьей.

1

30.04

07.05

Помнить всем Отечеством.

1

07.05

14.05

Молиться всей церковью.

1

14.05

21.05

Потрудиться душой.

1

21.05

28.05

Традиции Отечества.                                                                    

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»

Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...