Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа (4 класс)
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают культурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалога «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий культурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_2019_-_2020_4_klass.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «29» августа 2019г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол №т 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 238 от «30» августа 2019г. |
Составитель:
Мельник Лариса Васильевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программы курса внеурочной деятельности «Истоки» предназначена для обучающихся 4 классов МБОУ школы № 21.. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом формирования философских и духовных поисков нашего времени.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают культурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалога «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий культурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской
Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности, независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
- Развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в начальной школе;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Цель курса внеурочной деятельности :
- Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с культурными истоками
- Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
- Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и среде;
- Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
- Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге
- Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
- Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
- Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
- Социокультурное развитие группы
- Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)
Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.
- воспитать грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
;
- развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- развивать образное и логическое мышление;
- формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению.
Искать свою позицию в многообразии общественных эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
Метапредметные результаты
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого . Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Предметные результаты.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия..
Программа представляет собой межпредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо- социо- культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
Воспитательные результаты:
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.
Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире. Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.
Содержание курса «Истоки»,
формы организации и виды внеурочной деятельности
Основное содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Введение (1 час) Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества? ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов) ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары. ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель. «Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве. ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова. ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России. Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека. ТРАДИЦИИ СЛОВА. (7 часов) ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное. ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей. Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать. ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор. Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову. ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения. Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора. ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов) ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества. ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения. ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром. Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (6 часов) ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход. Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется. Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад. Заключительный урок (1 час) | Формы работы можно разделить на теоретические: беседа, анализ ситуации. Работа с литературным материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал и практическая работа в тетрадях. Рисунки на заданную тему, посещение библиотеки. Занятия проходят по группам, парами, в «круге». | Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются: • использование эмоционально положительных и значимых образов; • опора на непроизвольное запоминание; • вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство); • использование эвристических методов обучения; • организация занятия по правилу смены деятельности; • диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения; • организация самостоятельной работы в парах и группах; • тематическая связь с другими предметами. |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Истоки»
№ занят. | Дата | Тема занятия | Часы | ||
По плану | По факту | ||||
Традиции образа (9 ч) | |||||
05.09 | 05.09 | Вводный урок. | 1 | ||
12.09 | 12.09 | Первые образы. Отец. Мать. | 1 | ||
19.09 | 19.09 | Родители. | 1 | ||
26.09 | 26.09 | Отечество. | 1 | ||
03.10 | 03.10 | Мир. | 1 | ||
10.10 | 10.10 | Священные образы. Спаситель. | 1 | ||
17.10 | 17.10 | Богородица. Ангел-хранитель. | 1 | ||
24.10 | 24.10 | Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. | 1 | ||
31.10 | 31.10 | Образы-знаки. | 1 | ||
14.11 | 14.11 | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | 1 | ||
21.11 | 21.11 | Сердечные слова. Родительское благословение. | 1 | ||
28.11 | 28.11 | Родительское благословение. | 1 | ||
05.12 | 05.12 | Сердце сердцу весть подает. | 1 | ||
12.12 | 12.12 | Сердечные слова. | 1 | ||
19.12 | 19.12 | Честные слова. | 1 | ||
26.12 | 26.12 | Правила честного слова. | 1 | ||
16.01 | 16.01 | Обобщающий урок. «Традиции слова». | 1 | ||
23.01 | 23.01 | Труд. Земледельцы. | 1 | ||
30.01 | 30.01 | Ремесленники. | 1 | ||
06.02 | 06.02 | Купцы и предприниматели. | 1 | ||
13.02 | 13.02 | Служение. Воинство. | 1 | ||
20.02 | 20.02 | Священство. | 1 | ||
27.02 | 27.02 | Суд и управление. | 1 | ||
05.03 | 05.03 | Творчество. Искусники. | 1 | ||
12.03 | 12.03 | Книжники. | 1 | ||
19.03 | 19.03 | Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | 1 | ||
02.04 | 09.04 | Гулять всем миром. | 1 | ||
09.04 | 16.04 | Гулять всем миром. | 1 | ||
16.04 | 23.04 | Радоваться всей семьей. | 1 | ||
23.04 | 30.04 | Радоваться всей семьей. | 1 | ||
30.04 | 07.05 | Помнить всем Отечеством. | 1 | ||
07.05 | 14.05 | Молиться всей церковью. | 1 | ||
14.05 | 21.05 | Потрудиться душой. | 1 | ||
21.05 | 28.05 | Традиции Отечества. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Юный театр»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеур...