Современный урок в свете ФГОС
статья на тему
Предварительный просмотр:
Урок в начальной школе с учетом требований ФГОС
М. Скаткин говорил, что урок является клеточкой педагогического процесса. В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Поэтому в условиях внедрения ФГОС важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Ключевыми должны стать идеи развивающего обучения, формирования универсальных учебных действий, системно - деятельностного подхода к построению урока.
Системно-деятельностный подход:
обеспечивает | предполагает |
1. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию 2. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся 3. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся 4. Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей обучающихся | 1. Разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося 2. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что создает основу для самостоятельного усвоения знаний, умений, видов. Способов деятельности. |
Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем.
В настоящее время формируется новый характер урока в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО.
Требования к современному уроку:
1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников
2. Построение урока на основе системно - деятельностного подхода
3. Продуманность методической системы урока
4. Продуманность структуры и логики построения урока
5. Четкая организация класса
6. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся
7. Соблюдение психологических требований к уроку
8. Здоровьесберегающая направленность урока
9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой
10. Соблюдение на уроке основных дидактических принципов
Рассмотрим аспекты подготовки учителя к уроку, которые особенно важны для реализации требований ФГОС.
Подготовка учителя к уроку:
1.Определение темы и содержания урока.
Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем. Тема формулируется полно и точно. При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей и продумать возможности реализации компетентностного подхода, а также осуществления межпредметных связей.
2.Определение целей и задач урока.
С учетом содержания должны определяться цели и задачи урока. Как правило, цели имеют долговременный характер. Они ставятся не для одного урока, а для определенного периода обучения.
Задачи определяются с учетом целей. Выделяют три группы задач:
- дидактические (обучающие) — ориентируют на достижение предметных результатов
- развивающие — на достижение метапредметных результатов (формирование УУД)
- воспитательные — на достижение личностных результатов
Все эти результаты достигаются в единстве на одном и том же материале.
3.Выбор методов, форм, средств обучения.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования.
Методы разделяются:
-а) по характеру познавательной деятельности учащихся
- традиционные (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный)
- проблемные (проблемное изложение, исследовательский)
б) по источнику знаний
- словесные (рассказ, беседа, дискуссия, работа с учебной книгой)
- наглядные (наблюдение, иллюстрация)
- практические (упражнения, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа)
Формы обучения – это согласованная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.
Основными формами учебной работы являются
-фронтальная
- групповая
- индивидуальная
- коллективный способ обучения (работа в парах сменного состава)
Средства обучения характеризуют оборудование педагогического процесса. Основным средством обучения, как правило, является учебник. В дополнение к нему используются: учебные пособия, тетради с печатной основой, дидактические материалы, ТСО, инструменты, приборы.
4.Определение типа и структуры урока.
При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
- Урок изучения нового. Цель – изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепления знаний. Цель – выработка умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний. Цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний. Цель – обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекция знаний. Цель – определить уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
Выбор типа урока и его технологической схемы зависит от системы или УМК, в рамках которой работает учитель.
В ФГОС прописаны и педагогические технологии. Это – проектная технология, проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, поуровневая (дифференцированный подход), технология оценивания.
Результатом планирования учителем урока является составление конспекта или плана-конспекта урока. Оформление конспекта обычно является стандартным. Но для того, чтобы учитель четко осознал все особенности урока, рекомендуется использовать технологическую карту. (Раздаем примеры)
Технологическая карта урока – обобщенно -графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Технологическая карта позволит учителю:
- организовать эффективный учебный процесс;
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на модуль, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации ОУ контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Выполнение таких карт достаточно трудоемко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому уроку. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществление учителем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме.
5. Взаимодействие учителя и учащихся
Взаимодействие — это воздействие педагога и учащегося друг на друга, порождающее их взаимную связь и направленное на развитие личности ребенка. В развивающем обучении взаимодействие учителя и учащихся строится в форме сотрудничества, т. е. совместной деятельности.
Виды сотрудничества:
- Учебное сотрудничество со взрослыми
- Учебное сотрудничество со сверстниками
- Встреча ребенка с самим собой («Я сам хочу и умею»)
сам определяет учебную задачу
сам планирует ее решение
сам выбирает и выполняет учебные действия по решению задачи
сам себя контролирует
сам себя оценивает
6.Контроль и оценка на уроке
В развивающем обучении учитель создает условия, обеспечивающие развитие личностно-ориентированной контрольно-оценочной деятельности учащихся. Необходимость обучения детей навыкам самостоятельной познавательной деятельности порождает требование заменить контроль и оценку со стороны учителя самоконтролем и содержательной самооценкой учащихся. Урок должен быть наполнен не отметочной активностью учителя, а самооценочной деятельностью учащихся. Балловую отметку целесообразно дополнять содержательной оценкой.
Для придания уроку рефлексивного характера необходимо задавать вопросы:
- Зачем мы это изучаем?
- Каких знаний у тебя не хватает, чтобы решить поставленную задачу?
- Каким способом ты решал поставленную задачу?
- Как научить других выполнять подобные задания?
- В чем причина допущенной ошибки? Как в будущем избежать подобной ошибки?
7.Подведение итогов урока
Как отдельный этап должен стать этапом рефлексии. В традиционном уроке основным является вопрос: «Чем мы занимались на уроке?» этот вопрос лишен практического смысла, т. к. дети не оценивают свою деятельность, а просто перечисляют виды выполненных заданий. Целесообразно задавать вопросы, связанные с оценкой детьми их собственной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вы умеете делать хорошо, а чему еще нужно научиться?
- Что было трудным на уроке?
- Что было особенно интересным?
Диагностика обычно проводится на специальных уроках — уроках контроля. На таких уроках может осуществляться не только предметный контроль, но и комплексная диагностика, позволяющая оценить в единстве достижение предметных и метапредметных результатов. Регулярное проведение диагностики даст возможность определить индивидуальный прогресс каждого ученика в обучении и развитии.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
В нашей школе традиционно проводятся семинары и конкурсы, помогающие нам в освоении ФГОС НОО.
В 2015 году на базе нашей школы прошёл республиканский семинар «Современные образовательные технологии, реализующие системно – деятельностный подход». Целью данного семинара
4 декабря 2015 года прошел школьный семинар «Современный урок глазами молодого педагога». Он собрал всех учителей нашей школы, так как тема является очень актуальной. Молодые педагоги продемонстрировали уроки разных предметных областей, показали понимание важности системно – деятельностного подхода в достижении образовательных результатов и знание новых педагогических технологий, через которые возможна реализация ФГОС.
В этом году в декабре прошел школьный семинар молодых педагогов по теме: «Оценивание на уроках»
Цель семинара: показать работу по оцениванию на уроке в начальной школе
Задачи:
- развитие рефлексии
- развитие умения правильно определить критерии оценивания,
- развитие умения найти недостатки существующей системы оценивания и постараться найти пути их решения.
Вопросы оценки знаний являются сложнейшими педагогическими проблемами.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: обучающиеся, учителя, родители.
Уже второй год подряд в нашей школе проводится конкурс «Лучший урок по ФГОС». Все учителя школы показывают открытые уроки, которые оценивает жюри по представленной вам схеме анализа урока.
Схема комплексного анализа и оценки урока
1. Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | |||||
Содержание учебных заданий соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса | 54321 | Содержание учебных заданий не соответствует по своей сложности возможностям детей и типу класса | |||
2. Реализация компетентностного подхода | |||||
Содержание урока построено с учетом компетентностного подхода. Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью | 54321 | Содержание урока не предусматривает реализацию компетентностного подхода. Отсутствует связь обучения с жизнью, теории с практикой | |||
3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий | |||||
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в измененной или новой ситуации, в нестандартной ситуации | 54321 | На уроке преобладают задания репродуктивного характера, выполняемые по образцу и требующие применения знаний в знакомой, стандартной ситуации | |||
4. Развивающая направленность заданий | |||||
Большинство заданий носит не только обучающий, но и развивающий характер | 54321 | Задания развивающего характера практически отсутствуют. Преобладают задания обучающего характера | |||
5. Структура урока | |||||
Структура урока соответствует системе обучения, программе и специфике учебного предмета | 54321 | Структура урока не соответствует системе обучения, программе или специфике учебного предмета | |||
6. Логика построения урока | |||||
Урок построен логично и системно, продумана последовательность учебных заданий. | 54321 | Нарушена логика построения урока, отсутствует система в подборе и последовательности предъявления учебных заданий | |||
7. Формы учебной работы | |||||
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах | 54321 | Формы учебной работы являются однообразными. Преобладает фронтальная форма работы. На уроке мал объем самостоятельной работы учащихся. | |||
8. Методы обучения и методические приемы | |||||
Широко используются проблемные методы, приемы активизации познавательной деятельности детей. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся | 54321 | На уроке преобладают традиционные методы обучения. Деятельность учащихся носит преимущественно репродуктивный характер, диалог строится по принципу «вопрос-ответ» | |||
9. Характер используемой наглядности | |||||
Широко используется условно-изобразительная наглядность( знаково-символические средства, модели) | 54321 | Преобладает использование образной наглядности (картинок, иллюстраций) | |||
10. Использование средств обучения | |||||
Используемая наглядность функциональна, т. е. Используется для решения определенной учебно-практической задачи | 54321 | Наглядность используется «ради наглядности», не выполняя при этом дидактической функции | |||
11. Организация обратной связи | |||||
Организована оперативная обратная связь | 54321 | Не продумана организация оперативной обратной связи | |||
12. Осуществление дифференцированного подхода | |||||
Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения | 54321 | Работа строится в расчете на «среднего» ученика, индивидуальные особенности детей не учитываются | |||
13. Формирование мотивационного компонента | |||||
На уроке обеспечена положительная учебная мотивация | 54321 | Учитель не ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации. | |||
14. Постановка учебных задач | |||||
На уроке ставятся перед детьми учебные задачи, дети их осознают | 54321 | На уроке вообще не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи | |||
15. Формирование познавательных УУД | |||||
Учащиеся осваивают одно или несколько познавательных УУД ( моделирование, логические действия, смысловое чтение) | 54321 | Отсутствует выполнение познавательных УУД. Учащиеся выполняют только предметные действия, связанные с усвоением программного материала | |||
16. Формирование регулятивных УУД | |||||
Учащиеся осваивают одно или несколько регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция) | 54321 | Отсутствует выполнение регулятивных УУД. Контроль и оценку осуществляет учитель | |||
17. Формирование коммуникативных УУД | |||||
Учащиеся осваивают одно или несколько коммуникативных УУД (планирование, постановка вопросов, выражение собственных мыслей) | 54321 | Отсутствует выполнение коммуникативных УУД. Учащиеся преимущественно односложно отвечают на вопросы учителя | |||
18. Характер активности детей | |||||
Учащиеся проявляют на уроке познавательную активность | 54321 | На уроке активен преимущественно учитель. Дети в основном слушают учителя и выполняют задания по образцу | |||
19.Темп проведения урока | |||||
Выбран оптимальный темп урока | 54321 | Темп урока чересчур быстрый или чересчур медленный. Не соблюдаются временные рамки выполнения заданий | |||
20. Организация класса, дисциплина | |||||
Четкая организация класса, управление учителем деятельностью детей и их дисциплиной. Возможен рабочий шум во время проведения групповой или парной работы | 54321 | Отсутствие четкости в организации класса. Наблюдается неумение учителя управлять дисциплиной детей или поддерживается за счет жестких мер со стороны учителя | |||
21. Организация учебного сотрудничества | |||||
Организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, а так же сотрудничество детей друг с другом | 54321 | Учебное сотрудничество отсутствует. Возникают конфликтные ситуации. Дети боятся отвечать, напряжены скованы | |||
22. Психологический климат урока | |||||
Преобладает благоприятный психологический климат. Доброжелательное, уважительное отношение учителя к детям | 54321 | Психологический климат урока неблагоприятен, учитель делает много замечаний, повышает голос | |||
23. Учет личностных особенностей учащихся | |||||
На уроке создаются ситуации успеха. Ученики имеют возможность высказать свою точку зрения | 54321 | Личностные особенности детей на уроке не учитываются | |||
24. Владение речью | |||||
У учителя выразительная речь, отсутствуют речевые ошибки | 54321 | Речь учителя недостаточно выразительная, говорит слишком громко или тихо, монотонно | |||
25. Владение невербальными средствами общения | |||||
Учитель демонстрирует мастерство в использовании мимики, жестов и других невербальных средств общения | 54321 | Учитель демонстрирует неумение применять невербальные средства | |||
26. Формулировка учителем целей урока | |||||
Учитель четко и конкретно формулирует как развивающие, так и дидактические цели урока | 54321 | Учитель формулирует цели недостаточно конкретно или неполно | |||
27. Соотнесение учителем целей и результатов урока | |||||
Учитель соотносит цели урока и его результаты, определяет, какие цели удалось реализовать, а какие нет. И по какой причине | 54321 | Учитель не может соотнести цели и результаты урока | |||
Авторы: Хорошавина Л. В., Макарова Е. Л., Волкова О. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....
Современный урок в свете ФГОС второго поколения
презентация...
Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)
Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......
презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Федеральные Государственные образовательные стандарты....
Мастер- класс "Современный урок в свете ФГОС
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский Тема: «Современный урок в св...
Презентация "Современный урок в свете ФГОС 2 поколения"
Презентация для выступления на педсовете,МО....
"Современный урок в свете ФГОС"
В выступлении представлен опыт работы учителя по ФГОС, раскрыты этапы урока с использованием ИКТ. Урок обеспечивает создание комфортной обстановки для обучающихся...