"Современный урок в свете ФГОС"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В выступлении представлен опыт работы учителя по ФГОС, раскрыты этапы урока с использованием ИКТ. Урок обеспечивает создание комфортной обстановки для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 2.64 МБ |
sovremennyy_urok_fgos_konferentsiya_97-2003.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ингредиенты: Орг. момент 2. Определение темы урока 3. Актуализация и коррекция опорных знаний 4. Целеполагание. Мотивация. 5. Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания) в измененной ситуации (конструктивные задания) 6. Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания) 7. Информация о домашнем задании 8. Рефлексия ^
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ - О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГ-РУШ-КИ У МАР-ГО ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК – ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОС-ТО ТАК АК – ОК – ИК – КА – УК – НА ЛИСТ У-СЕЛ-СЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся: В. Д. Берестов Н.Н. Носов А.Л. Барто С.Я. Маршак
Технология поиска решения учебной проблемы Урок математики в 3 классе. 2.Актуализация знаний. 46 : 2= 68 : 2= (аналогично) Кто сможет подробно объяснить решение этого выражения? 46 : 2=( 40+6) : 2 =40 : 2+6 : 2=20+3=23 (один ученик у доски, остальные в тетради)
42 : 3=(40+2) : 3=40 : 3+2 : 3= Проблема! Что делать? 42:3 =(21+21):3 = 21:3+21:3=7+7= 14 42:3 =(27+15):3 = 27:3+15:3=9+5= 14 42:3 =(30+12):3 = 30:3+12:3=10+4= 14 72:2= Дети: Надо искать другие слагаемые, которые будут делиться. (возникло противоречие между знанием и незнанием) Рассмотрели все способы. Выбор самого удобного. 50:2= (После решения подобных выражений, дети понимают, что делимое надо заменить на сумму удобных слагаемых. А первое из слагаемых должно являться наибольшим числом десятков, делящихся на делитель).
Домашнее задание: Стр.60 -64 подготовить выразительное чтение рассказа «На горке»Н. Носова по ролям. 1 уровень: Нарисовать рисунок к рассказу. 2 уровень: Придумать вопросы к тексту рассказа . 3 уровень: Поставить с товарищами сценку по диалогу Котьки и ребят. Для этого распределить роли и выучить слова.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогической конференции.
«Современный урок в свете требований ФГОС» слайд 1
Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм). Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство? Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»
Ингредиенты: слайд 2
- Орг. момент
- Определение темы урока
- Актуализация и коррекция опорных знаний
- Целеполагание. Мотивация.
- Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)
в измененной ситуации (конструктивные задания)
6. Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания)
7. Информация о домашнем задании
8. Рефлексия
В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний.
Итак, орг. момент. Каким он может быть? Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – к определению темы урока. Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, даже, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:
Чтение стихотворения:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Давайте, ребята, повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня и хорошего настроения. Возьмите лист «самооценки» (показать). Он сделан в виде зонтика (может быть и светофор, и смайлики) и отметьте в секторе 1 свое настроение в начале урока.
Далее следует определение темы и ее формулировка.
Современные методисты на курсах повышения рекомендуют нам, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно по – разному.
Например, а) слайд 3 (музыка - песня «Приходи, сказка»)
- Кто зовёт нас в гости? - Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
б) слайд 4 Проводим речевую разминку (это 1 класс)- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? Определим тему.
в) слайд 5 С.Я. Маршак В. Берестов Н.Н. Носов А.Л. Барто
- Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Её можно выделить из данного ряда. (Мы познакомимся с произведением Н.Н. Носова, т.к. это фамилия писателя, а остальные фамилии поэтов). Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний- это формирование коммуникативных УУД.
Следующий этап – актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется). Слайд 6, 7.
Цель этого этапа – выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течение урока). Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
Показ конвертов. Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще – это типовые задания. Для других посложнее – конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности.
Они напечатаны в конвертах разного цвета. Поясняю соответствие цвета степени сложности задания и предлагаю их на выбор. После выполнения задания без особого труда проводим проверку. У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.
Здесь уместно использовать ИКТ, в частности мультимедийные презентации, которые сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников (анимация, звук, графика и др.)
Анализируя такие занятия, я вижу, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, при использовании презентации, уроки становятся более привлекательными для детей.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» «Хомка-хомячок», «Зайчики». Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения. Проводим физминутки для глаз, сопровождая музыкой Слайд 8. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным, и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроке используется групповая работа. Дети учатся работать в группе, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Таким путем формируем личностные УУД.
Важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, учебником, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица) - а это одно из познавательных УУД.
В зависимости от специфики предмета дети могут выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, презентацию, инсценировку, реферат, и т.д. Я стараюсь не прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
В 3 классе примером проектной деятельности на уроке литературного чтения служит написание сценария и проведение праздника «Первый снег». Заключительным, и важным этапом современного урока является домашнее задание Слайд 9 лучше предложить разноуровневое. Обязательное задание – для всех должно быть достаточно понятным, а дополнительные - могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности.
Рефлексия – ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач.
Чтение стихотворения:
Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку,
Льется, льется – ой-ой-ой,
Побежали мы домой.
Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте во втором секторе зонтика.
А теперь оцените свою работу. Сектор 3. Он может быть: синим - « Я - молодец! Справился сам»; зеленым - « Я - молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»; желтым - « Я - молодец! Но я сегодня растерялся. Следующий раз у меня получится лучше».
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
Таким образом, многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
Вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
2.Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
3. О.Б. Логинова: /Планируемые результаты начального общего образования Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
4.Uroki.net[Электронный ресурс] : официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....
Современный урок в свете ФГОС второго поколения
презентация...
Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)
Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......
презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения
Федеральные Государственные образовательные стандарты....
Мастер- класс "Современный урок в свете ФГОС
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский Тема: «Современный урок в св...
Презентация "Современный урок в свете ФГОС 2 поколения"
Презентация для выступления на педсовете,МО....
Современный урок в свете ФГОС
Статья на тему "Современный урок с свете ФГОС"...