Современный урок в свете требований ФГОС. Целеполагание как ведущий этап урока
статья

Громова Марина Валерьевна

Статья для доклада на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы активного целеполагания как один из этапов современного урока

Громова М.В.

     Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

     Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока. Но, в отличие от традиционного, в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.

     Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому преподавателю очень важно грамотно формулировать вопросы, учить обучающихся не только отвечать на них, но и придумывать свои.

     Преподаватель должен уметь разъяснить целевые ориентиры урока, сделав их личностно значимыми для каждого обучающегося; использовать технику снятия напряженности; корректировать план урока с учетом конкретной учебной ситуации. В результате обучающиеся должны самостоятельно сформулировать цель урока как собственную учебную задачу, что способствует созданию на уроке ситуации сотрудничества и «ситуации успеха». Обучающиеся должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода слова и мнения. Каждый чувствует себя созидателем общего творения. Обучающиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

    Цель желательно записать на доске или вынести в презентацию, чтобы на любом этапе урока можно было проверить себя, как она достигается. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия, которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).  

     Задачи также записываются на доске, выносятся в презентацию. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить обучающимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется задание на самоподготовку.

     Для того чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает преподаватель.

Все приемы целеполагания можно классифицировать на:

  1. Визуальные:

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

2 Аудиальные:

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока.

Обязательным условиями использования перечисленных приемов  является:

учет уровня знаний и опыта обучающихся,  доступность, то есть разрешимая степень трудности,  толерантность, необходимость выслушивания всех мнений, правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, вся работа должна быть направлена        на активную мыслительную  деятельность.

Традиционный

подход к целеполаганию

Целеполагание «от     ученика»

Задачи этапа урока (микроцели)

ознакомить обучающихся

с

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

Воспитывать интерес к        

предмету

смогут поразмышлять задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют… продемонстрируют…

     Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.       Обучающийся реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.

     Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Характеристика некоторых приемов постановки цели урока

    1. Формирование цели при помощи опорных глаголов

Преподаватель называет тему урока и предлагает обучающимся   сформулировать цель с помощью опорных глаголов. (Изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.).

  1. Работа над понятием

Преподаватель обучающимся предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре». От значения слова определяется цель урока.

  1. Формулировка цели с помощью вопросов

Преподаватель предварительно записывает тему урока и предлагает обучающимся, исходя из темы и ответов на вопросы, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, либо в памятке, сформулировать цель урока:  Что я узнаю на уроке? Чему научусь? Где мне пригодятся полученные знания? и др.

  1. Дополнение цели с помощью слов – помощников

Преподаватель на доске записывает тему урока и с помощью слов- помощников просит обучающихся сформулировать цель урока: Я повторю…,Я узнаю…, Я научусь…, Мне пригодится…

  1. Домысливание

С помощью слов-помощников обучающиеся формулируют цель урока: Вспомним…, Повторим.., Изучим…, Узнаем…, Проверим…, Научимся…

  1. Тема-вопрос

   Преподаватель формулирует тему урока в виде вопроса, например: Внешняя политика Екатерины II: продолжение курса или крутой поворот? Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный обучающийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

  1. «Эпиграф»

Обучающимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока. Например, на уроке в 5 классе по теме «Многозначные слова» эпиграф из былины об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».

  1. «Группировка»

Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. предлагается обучающимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания.

Обучающиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.

  1. Ситуация «Яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.

  1. Кластер

Преподаватель совместно с обучающимися составляют кластер по новой теме урока. Гроздья кластера - это то, что необходимо знать, пути решения поставленной проблемы и др. На основе этого выявляется тема, цель и задачи урока.

  1. Проблема предыдущего урока

В конце урока обучающимся предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока.

  1. Исключение

В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.

  1. Побуждающий или подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение известных фактов, постепенно подводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать, возникает проблемная ситуация, обсудив которую, выдвигается цель. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

  1. Проблемная ситуация

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Преподаватель может показать видеосюжет или раздать материал с противоречивой информацией и др. Обучающиеся самостоятельно формулируют проблемную ситуацию, обозначают тему урока и выдвигают учебные задачи, формулируется цель урока.

  1. Нерешенная домашняя задача

В качестве одной из домашних задач преподаватель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у обучающихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний, а на следующем уроке необходимо подвести обучающихся к формулированию цели урока.

  1. Практичность теории

Введение в теорию преподаватель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Определение собственных целей урока обучающимися через определение важности и значимости изучаемого материала. В начале урока: Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему вы можете научиться? Для чего это необходимо знать? Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели? В конце урока: рефлексивный анализ в конце урока. Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу. Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему? Оцените свою работу (результаты выполнения заданий) по предложенной шкале.

Трансформация темы урока в учебные задачи  

Информационная: Что и чему будем учиться?

Операционная: Как и каким образом будем учиться?

Мотивационная: Зачем нам это надо?

Коммуникативная: С кем и где?

  1. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица)

В начале урока обучающимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить, используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируют тему и цель урока.

  1. «Отсроченная догадка»

Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. Например, урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи», на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В конце урока обучающиеся должны назвать в предложении самостоятельные части речи.

  1. «Генераторы - Критики»

Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики. Пример: Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу обучающихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

  1. «Необъявленная тема»

Приём, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес обучающихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. Пример: Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводить саму тему. Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: Почему рука  отказалась записать тему урока? Данный вопрос записывает в уголке классной доски. Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

  1. «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у обучающихся следующих умений:

анализировать текст совместно с другими людьми;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

самостоятельно        определять        направление        в        изучении        какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

     Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Используемая литература:

  1. Г.О.Аствацатуров. Технология        целеполагания        урока.        -Волгоград,       Издательство «Учитель», 2010.
  2. Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.
  3. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
  4. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

Буклет "Рефлексия - один из этапов современного урока"

Данный материал предназначен для учителей, работающих по ФГОС. Здесь дано подробное описание этапа урока "Рефлексия"....

Презентация "Рефлексия как один из этапов современного урока"

Презентация "Рефлексия как один из этапов современного урока". Представлены различные варианты рефлексии...

Мастер - класс "Рефлексия как один из этапов современного урока"

Мастер-класс "Рефлексия как один из этапов современного урока"...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...

Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время яв...

Семинар-практикум "Целеполагание и рефлексия, как этапы современного урока по ФГОС"

Практическое занятие для педагогов по работе с этапами целеполагания и рефлексии при планировании урока...