Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
статья
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
«Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
Подготовила:
Пузикова С.А.
учитель начальных классов
2022 г.
«В школе, в которой работают по методу проектов,
первое слово - за ребенком, последнее - за учителем».
Коллингс
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не только прочно усвоили определённую сумму знаний и фактов, но и научились жить в обществе, делать выбор в ситуации неопределённости, достигать социального успеха.
В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают способности детей. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый обучающийся мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
- Первое условие развития творчества – высокая самооценка обучающегося, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
- Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней в школе поощрять и стимулировать возникновение у него творческих способностей.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс. Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Постоянно проявляемая активность со стороны ученика – его естественное состояние.
Проектная деятельность в начальной школе – это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации обучающихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношения сотрудничества между учителем и обучающимся.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя и родителей. А дети, в рамках учебной и внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.
Самые первые проекты в первом классе – это мини (продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 мин на подготовку, по 2 мин на презентацию каждой группы)).
Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные, чаще групповые. Учитывая психологические возрастные особенности первоклассников, я использую проекты на уроках окружающего мира, технологии, так как именно на этих уроках можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру. На примере предмета «Окружающий мир» можно заметить, что темы мини-проектов разнообразны и вызывают у детей особый интерес. Работая над ними, учащиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся работать в парах.
Этапы работы над мини-проектом:
1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.
Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:
1. Выполнение принятых этапов, законченность.
2. Качество изделия, его оригинальность.
3. Полнота раскрытия темы проекта.
Во втором классе обучающиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Обучающийся начинает осознавать себя творцом своей деятельности.
В третьем и четвёртом классах ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Обучающиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Свои проекты ребята представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов.
Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
Конечно, проекты, представленные обучающимися младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами.
Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал обучающихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».
Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "
Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»
В настоящее время вопрос о формировании и развитии познавательной активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике....
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной акти...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»
Доклад на ШМО...
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности»
Актуальность педагогического опыта обусловлена активными инновационными процессами, происходящими во всех сферах общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра тра...