Педагогическое сопровождение детей-инвалидов.
проект
Проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_proekt_na_premiyu_gubernatora.docx | 327.15 КБ |
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey-invalidov.ppt | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение детей-инвалидов. |
ID: 591826
Номинант: Юдицкая Татьяна Витальевна
Род деятельности: Образование
Номинация: Больше, чем профессия
Муниципальное образование: Ступинский м.р.
Дата старта проекта: 01.09.2011
Цель проекта:
Цель: социально-педагогическая адаптация и реабилитация детей-инвалидов.
Задачи проекта:
Задачи: • создание благоприятных условий для развития личности ребенка: • физического, социального, духовно- нравственного, интеллектуального; • оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации ; • защита ребенка в его жизненном пространстве
Описание проекта:
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети-инвалиды – равноправные члены сообщества людей, они требуют признания, уважения, соблюдения их права на достойную жизнь в современном мире, а это не может осуществляться без права на образование.
Слайд №1
Согласно Закону РФ "Об образовании", Закону МО "Об образовании", Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставу коррекционного учреждения, в МКС (К) ОУ школа-интернат VIII вида созданы все условия для организации обучения и воспитания детей-инвалидов.
С 1 сентября 2011 года открыт класс для детей со сложными дефектам, в котором обучаются 6 детей-инвалидов.
Слайд №2
Все дети в классе имеют диагноз аутизм, либо присутствуют аутистические черты характера, данное заболевание не является генетическим, и природа его возникновения до сих пор не изучена. Согласно с данными Германии, Японии, США и Швейцарии – ранний детский аутизм встречается в среднем в 12 случаях на 10000 детей. Данная статистика является основной причиной того, что нужно обратить особое внимание на вопросы реабилитации разных форм детского аутизма. Дети с РДА сильно отличаются ото всех остальных, они не понимают обращенной к ним речи, не говорят, не могут выразить своих желаний, очень агрессивны, не понимают, зачем им нужно выполнять те или иные задания. Дети приходят абсолютно не подготовленными, в отличие от детей с аутизмом зарубежом, где их начинают обучать и занимаются корректировкой поведения сразу после постановки диагноза, а это около 3-х лет, то есть к школе такой ребенок уже подходит «наученным учиться». А у нас образовательный процесс сильно затруднен. Ранее такие дети не обучались, у нас не готовили специалистов по работе с аутистами, нет программ для работы с такими детьми, поэтому пришлось обратиться к опыту зарубежных педагогов, ознакомиться с Методами обучения и коррекции поведения в АВА программе для детей с аутизмом. Окончить дистанционные курсы по обучению терапистов Прикладного Анализа Поведения и активно пользоваться данной программой, которая позволяет обучать детей с аутизмом и корректировать их поведение. Программа обучения АВА предполагает обучение необходимым навыкам в основных областях развития: коммуникация, речь, навыки обучения, самостоятельности, академические навыки, моторика, игровые навыки, социальные навыки, а так же работа над уменьшением нежелательного поведения. Также специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для обучения. Адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори, Фребеля, и разрабатываются новые коррекционно-педагогические методики для детей с аутизмом. Для обучения и развития особых детей у нас применяется методика М.Монтессори, которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций, а так же рекомендуется родителям для занятий дома. Итак, предметно-пространственная развивающая среда по методике Монтессори делится на ряд зон: Слайд №3
В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и убирать за собой. Слайд №4
В зоне сенсорного развития расположен материал, который поможет ребенку научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей, что также ему необходимо в дальнейшей жизни. Слайд №5. В зоне языковой ребенок получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит родители, вполне, могут сделать и в домашних условиях. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, освоил порядковый счет. Слайд №6. В космической зоне в доступной форме ребенок знакомится с теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства. Слайд №7.
Для развития речи и коммуникации в работе применяется методика учителя – дефектолога высшей категории Галины Луговой из г. Тулы, на основе которой составлена ее программа: Формирование навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Индивидуально-ориентированная обучающая коррекционно-развивающая программа, которая позволяет: - сформировать речемыслительную деятельность этих детей; - развивать их высшие психические функции; - устанавливать взаимоотношения с ближайшим окружением; - обучаться в образовательном учреждении, что является ступенькой к их социализации; - появиться жизненной перспективе и отступить безысходности. Еще для развития альтернативной коммуникации частично используются карточки PECS, что проще усваивается детьми, которым недоступно чтение. Картинки-это слова, с помощью которых дети могут общаться, выражать свои желания и мысли. Слайд №8 Также используется очень успешно методика Л.Г.Нуриевой по развитию речи у аутичных детей. Дает основные направления в развитии речи. Слайд №9 В связи с тем, что в классе обучается ребенок - дауненок, большую помощь оказал «Благотворительный фонд Даунсайт Ап», они бесплатно предоставили литературу, которая содержит сведения, как о самом синдроме Дауна, так и о том, как надо работать с «Солнечными детишками». Слайд №10 Дидактические материалы, методики по развитию речи, социальной адаптации, формированию мелкой моторики, двигательных навыков, развитию познавательной деятельности, советы родителям, что тоже очень важно, так как родители наши полноправные партнеры в обучении детей-инвалидов. Педагог может лишь направить, подсказать, подобрать методику, скорректировать, проконтролировать, научить, а основная работа по отрабатыванию навыков, закреплению знаний и доведению до автоматизма ложится на плечи родителей. Все учебные материалы распечатывают и предоставляются родителям, они уже изготовляют из них пособия, альбомы с буквами, темами, изготавливают карточки, наклеивают картинки, они ежедневно занимаются с детьми, они учатся у педагога учить своих детей, они находятся с ними 24 часа и в сутки и никто лучше родителей не может знать своих детей. Они интуитивно чувствуют, что лучше для их деток, и как донести до них знания. Любовь родителей и желание помочь своим детям творят чудеса. Слайд №11. Еще одно из условий успешного обучения детей - инвалидов здоровьесберегающий режим, эти детишки очень быстро устают, поэтому им предоставляется дополнительный выходной день, а в ходе занятия часто меняется деятельность, проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковые гимнастики, дыхательные. Слайд №12. В течение урока деятельность плавно перетекает из-за парт на ковер и обратно, все это позволяет подолгу удерживать их внимание и поддерживать работоспособность. Очень помогают уроки рисования, и музыкальные занятия, на которых так же продолжается обучение. Слайд №13
При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники. Главной их задачей есть восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, социальной, моторной и эмоциональной.
Слайд № 14.
Вот такой сплав труда и терпения педагогов и родителей, различных методик и творчества – является залогом хороших результатов в обучении. Мы постоянно двигаемся вперед, находим что-то новое, полезное нашим детям, в планах дальнейшее приобретение Монтессори-материалов, оснащение кабинета компьютерной техникой, что значительно расширит возможности обучения таких трудных детишек, сделает их занятия еще более интересными, увлекательными, и полезными.
Опыт работы классов для детей со сложным дефектом был представлен на Областной научно-практической конференции по теме: «Социально-педагогическая реабилитация детей – инвалидов».
Мероприятия в рамках проекта:
Проектная-деятельность, обучение , участие в конкурсах, выступления на педсоветах, конференции.
Охват проекта:
В проекте участвовали 7 детей -инвалидов и их родители. Возраст детей от 7 до 10 лет.
Затраченные ресурсы:
Проект осущетвлялся в течении 4 лет , на личные средства был отремонтирован класс, была организована предметно-обучающая среда, куплены учебные пособия, развивающие игры, наглядный материал, методическая литература, на личные средства были закончены дистанционные курсы по АВА терапии, были привлечены средства благотворителей.
Достигнутые результаты:
Уровень овладения учащимися знаниями, умениями, навыками. Уровень подготовки к обучению грамоте, письму.На конец четвёртого года обучения Правильно назвали печатные буквы -5 Леворукие дети- 1 Условно обучаемы, согласно решения ПМПК -2 Учат стихотворение наизусть с помощью педагога-4 Научились скатывать подобие шарика, колбаски 100%; Раскрашивают, обводят самостоятельно 100%; Научились самостоятельно писать буквы -3 Читают, смысл прочитанного понимают -1 Читают, смысл прочитанного понимают частично -1 Пересказывают -1 Овладели навыком письма -2 Печатают -2 Списывают, пишут под диктовку -1 Овладели прямым счето до 10 -4 совершают счетные операции в пределах 10 на наглядном материале с помощью педагога -4 Учавствовали в конкурсах ИЗО -4, имеют сертификат участника. Привиты навыки хоз.-бытового труда-7
Литература:
1. Закон РФ "Об образовании".
2. Устав коррекционного учреждения.
3. Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
Дата старта проекта: 01.09.2011
Фотографии проекта:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все дети в классе имеют диагноз аутизм, либо присутствуют аутистические черты характера, данное заболевание не является генетическим, и природа его возникновения до сих пор не изучена.
В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и убирать за собой.
В зоне сенсорного развития расположен материал, который поможет ребенку научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей, что также ему необходимо в дальнейшей жизни.
В зоне языковой ребенок получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит родители вполне могут сделать и в домашних условиях. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, освоил порядковый счет.
В космической зоне в доступной форме ребенок знакомится с теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
Для развития речи и коммуникации в работе применяется методика учителя – дефектолога высшей категории Галины Луговой из г. Тулы, на основе которой составлена ее программа: Формирование навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Еще для развития альтернативной коммуникации частично используются карточки PECS , что проще усваивается детьми, которым недоступно чтение.
Также используется очень успешно методика Л.Г.Нуриевой по развитию речи у аутичных детей. Дает основные направления в развитии речи, работа поэтапная. Может применяться и для детишек с синдромом Дауна.
В связи с тем, что в классе обучается ребенок - дауненок, большую помощь оказал «Благотворительный фонд Даунсайт Ап», они бесплатно предоставили литературу, которая содержит сведения, как о самом синдроме Дауна, так и о том, как надо работать с «Солнечными детишками».
Основная работа по отрабатыванию навыков, закреплению знаний и доведению до автоматизма ложится на плечи родителей. Все учебные материалы распечатывают и предоставляются родителям, они уже изготовляют из них пособия, альбомы с буквами, темами, говорильные альбомы, изготавливают карточки, наклеивают картинки, они ежедневно занимаются с детьми, они учатся у педагога учить своих детей, они находятся с ними 24 часа и в сутки и никто лучше родителей не может знать своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении
Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...
Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...
Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"
Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная ...
"Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий"
laquo;Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий» знакомит с опытом комплексного сопровождения де...