"Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий"
статья

Лоскутова Валерия Валерьевна

 «Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий» знакомит с  опытом комплексного сопровождения детей с различными нозологиями. В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами и способы решения проблем адаптации и социализации этих детей. В статье показано, что включение таких детей в социальные отношения на начальной ступени школы способствует благополучной адаптации при переходе на среднюю и старшую ступень обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 «Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий» знакомит с  опытом комплексного сопровождения детей с различными нозологиями. В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в работе с детьми-инвалидами и способы решения проблем адаптации и социализации этих детей. Авторы показывают, что включение таких детей в социальные отношения на начальной ступени школы способствует благополучной адаптации при переходе на среднюю и старшую ступень обучения.

С 2012 года МБОУ СОШ №1 г. Подольска, мкрн. Климовск  является базовой по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий.

Основные принципы организации дистанционного образования:

  • Добровольность участия
  • Согласие родителей детей-инвалидов
  • Обеспечение конституционных прав детей-инвалидов на получение образования путем интеграции традиционно-организованного обучения на дому

При проведении дистанционных занятий учителями используются такие формы работы, как, например, Skype с демонстрацией экрана (презентации, иллюстрации, видеофрагменты). Ребенок самостоятельно пользуется этой программой, а также электронной почтой, получает и отправляет письма с домашними заданиями. Активно на уроках для самоподготовки используется сайт «gramma.ru», «Интернет-урок» (видеофрагменты, конспекты уроков, тренажеры и тесты). Ребенок является активным пользователем сети Интернет, умеет находить нужную информацию.

Я делюсь  опытом по обучению ребенка, страдающего ранним детским аутизмом.  Он обучается в нашей школе со второго класса. Это была  очень длительная и кропотливая работа. Большое значение на первом этапе имеет первичный контакт учителя и ученика. Малейший сбой мог спровоцировать его отказаться от дальнейших попыток продолжать работу на уроке. Иногда  он мог смотреть в одну точку, будто не слушая, или  вставал и ходил по классу, рассматривая понравившиеся предметы, а мог заплакать и убежать к родителям, которые его постоянно сопровождали. В этот момент приходилось брать его за руку, чтобы он понял, что опасность миновала.  Адаптационный период работы с ребенком длился долго. К 3 классу он был готов  принять учителя. Большую помощь оказывали родители.  Они  присутствовали на каждом уроке,  конспектировали объяснения, чтобы дома дублировать – это так называемая тетрадь — выручалочка. В ней  мама записывала, зарисовывала  в виде схем правила  и  всё то основное, что может прийти на помощь ребенку на уроке. Ребенок часто чувствовал себя неуверенно, а эта тетрадь — большая психологическая поддержка. На втором этапе работы формируются учебные навыки. Программы обучения должны быть индивидуальны для таких детей, учитывая их особенности. Монотонные и скучные моменты в обучении  нужно было разнообразить. Он не воспринимал  знания, которые ему не интересны.  На уроках можно использовать презентации, карточки, наглядность, которые помогут заинтересовать ребенка. Использовались игры, чтобы ребенку легче воспринимать учебный материал. Правила по русскому языку и стихи по чтению  он  заучивал легко. Диктанты писал без единой ошибки. Чтение произведений сводилось к интересам ребенка. Он читал только то, что ему интересно. Пересказы давались с трудом. Поэтому для пересказа использовался картинный план. Учитель старался, чтобы работа была посильной. 

  Поскольку аутичный ребенок часто не уверен в себе, обязательно  необходимо  хвалить и поощрять его даже за маленькие успехи. На уроках окружающего мира предметы, о которых рассказывает учитель, желательно показывать. На каждом уроке велась работа по развитию речи. Но надо помнить, что  перегрузки могут  привести к срывам. Физминутки могут поднять активность ребенка и снять его напряжение. Уроки проводятся, как очно, так и дистанционно. В начальных классах социализация проходила очень тяжело. Невозможно было включить его  в активную деятельность класса.   На переменах он пытался поиграть с ребятами, но большое скопление детей, шум пугали его. В 4 классе он уже посещал праздники.

Большинство аутистов – талантливые люди. Родители приложили огромные старания в развитии ребенка. Он стал талантливым мальчиком:  рисует, поет, сам сочиняет музыку, играет на пианино,  декламирует стихи. С  раннего детства ему помогают развивать творческие способности педагоги дополнительного образования ИЗО-студии и музыкальной школы. В начальной школе все свои умения он показывал только мне, пусть это было еще не умело. Но сколько усилий было приложено этим ребенком. В пятом классе  ребенок  с бабушкой стал иногда приходить в школу, в основном на внеклассные мероприятия. С 6 класса он уже с удовольствием ходил  в школу, сидел на уроках, стал активным участником  классных творческих вечеров и конкурсов.  У него превосходная память и умение красиво декламировать стихотворные произведения. В 2018 году юноша стал лауреатом 2 степени Областного фестиваля для детей и юношества «Голоса сердец». В этом же году стал  победителем  XII областного смотра-конкурса художественной самодеятельности обучающихся с ОВЗ Московской области. За проявленные выдающиеся способности в области искусства он стал стипендиатом премии Губернатора Московской области. Так как мой ученик, очень творческий человек, то и учителя – предметники на своих уроках продолжают развитие его  творческих способностей.

Социализация детей-инвалидов играет важную роль, помогая определиться в выборе будущего. Самоопределение человека с ограниченными возможностями позволяет ему  самому управлять своими жизненными ситуациями и адаптироваться для жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

План летней оздоровительной кампании (ЛОК) 2020, с применением дистанционных образовательных технологий. "АГРОлето - 2020".

1-5 дни летней кампании6-9 дни летней кампании10-14 дни летней кампании15-20 дни летней кампании...

Обеспечение учителем - дефектологом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий.

Обеспечение учителем - дефектологом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий....

Обеспечение учителем - логопедом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий.

Обеспечение учителем - логопедом поддержки обучающихся в период применения дистанционных образовательных технологий....