Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"
материал
Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_detey_s_ovz.rar | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет:
«Сопровождение обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов
в образовательном пространстве
МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова»
Медведева Е.Б., заместитель директора по УВР
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Детям с ОВЗ и детям - инвалидам (определения, слайд 3) сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей – инвалидов, образовательная организация (ОО, слайд 4)
- Разрабатывает адаптированные программы;
- Создаёт специальные условия;
- Утверждает необходимое штатное расписание.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ (согласно 79 статье ФЗ-273) вы можете видеть на слайде (5)
Не вызывает сомнение тот факт, что проблема образования детей с ОВЗ и инвалидов – одна из самых актуальных в современном российском обществе.
Выделяют 8 групп нозологий детей с ОВЗ и инвалидов: (слайд 6)
- отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
- нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
- задержка психического развития (ЗПР);
- проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- речевые отклонения;
- расстройства общения и поведения;
- множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).
На сегодняшний день наша школа принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития.
В нашей школе инклюзивно обучаются дети с ОВЗ и дети – инвалиды по нозологиям ТНР, ЗПР, УО.
МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова» является общеобразовательной школой и в ней интегрировано в общеобразовательных классах обучаются дети с ОВЗ и дети - инвалиды согласно заявлениям родителей (слайд 7)
Класс | Дети с ОВЗ | Дети - инвалиды |
1-4 | 8 (7- ЗПР, 1-ТНР) | 2 (2 ЛУО) |
5-9 | 25 (ЗПР) | 3 (2 УО) |
10-11 | 0 | - |
Всего: | 33 | 5 |
(слайд 8) На уровне начального общего образования реализуется 3 АООП для:
5 обучающихся с ЗПР (2 – 3 класс, 3 – 4 класс);
1 обучающийся с ТНР (3 класс)
2 обучающихся с ЛУО (2, 3 класс)
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и УО реализуется для 10 обучающихся 2-4 классов.
ЦПМПК прописано:
- обучение по АОП НОО для обучающихся с ЗПР для 8 человек;
- индивидуальные варианты обучения прописаны ЦПМПК для 5 обучающихся с ОВЗ (1 вариант для 2 детей с ЛУО, вариант 7.1. для 2 учеников с ЗПР, вариант 5.1. для 1 ученика ТНР).
(слайд 9) На уровне основного общего образования реализуется 3 АООП для:
- 25 обучающихся с ЗПР;
- 1 обучающийся с ЛУО;
- 2 обучающихся с УО и инвалидностью реализуется СИПР.
(слайд 10) ЦПМПК прописано:
- обучение по АОП НОО для 16 обучающегося с ЗПР (5 – 6 класс);
- обучение по АОП для 3 обучающихся с ЗПР(6 – 7 класс);
- обучение по АОП ООО для 8 обучающихся с ЗПР (6-8 классы);
- обучение по индивидуальной специальной (коррекционной) программе для 1 обучающегося (8 класс);
- обучение по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной программе школы VII вида для 6 обучающихся;
- обучение по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной программе школы VIII вида для 1 обучающегося.
Все дети с ОВЗ получают инклюзивное образование, исключение составляют дети с УО, у которых обучение проходит на дому (таких обучающихся у нас 4).
Чем же отличается АОП, СИПР, ИПРА?
АОП – адаптированная образовательная программа
СИПР - специальная индивидуальная программа развития
ИПРА – инвалида - индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида (ребенка- инвалида).
АОП может реализоваться для нескольких обучающихся, СИПР подразумевает индивидуальную работу с обучающимися с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. СИПР составляется на
ограниченный период времени (полгода, один год).
ИПРА - является преемницей ИПР (индивидуальная программа
реабилитации).
В современном виде действует с 1 января 2016 года
- Разрабатывается БМСЭ (Бюро медико- социальной экспертизы)
- Осуществляется организациями, назначенными органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере.
Виды реабилитации по ИПРА:
- медицинский
- психолого-педагогический
- социальный
- профессиональный
- физкультурно-оздоровительный
- реабилитация с помощью технических средств
Школа занимается реализацией психолого- педагогического сопровождения таких детей.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ.
В нашем коллективе все педагогические работники, обучающие детей с ОВЗ и детей - инвалидов прошли курсы повышения квалификации, а так же прослушали вебинары, конференции, семинары.
Функции сопровождения в нашей школе возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом (слайд 17)
В течение года проводятся плановые и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно - развивающую работу с детьми (учителя, педагог-психолог, социальный педагог, логопед), а также по запросам родителей (законных представителей) обучающихся школы.
Консилиум участвует в разработке индивидуального коррекционного образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ и инвалида, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано (слайд 18-21, специалисты).
Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и инвалида и/или на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума.
(слайд 22, ВСОКО) Отслеживание освоения АООП для детей 1 – 4 классов, для которых введён ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О с УО происходит через мониторинг по единым критериям для определения уровня развития детей с ОВЗ в ОО РА в начале, середине и конце учебного года, у остальных обучающихся данной категории в соответствии с рабочими программами учителей в рамках ВСОКО.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ (ЗПР) проходит согласно «Положению о текущем контроле и нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ (ЗПР)». Промежуточная аттестация отражает итоги учебного года. Основой служит анализ предметных и личностных результатов образования ребёнка. Результаты анализа предоставляются в описательной форме (характеристике). Актуальность данного вопроса остро возникает на стыке 4- 5 классов.
(слайд 23, мониторинг) В течение всего времени обучения проходит мониторинг успеваемости и психических состояний детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Учителями проводится мониторинг в начале-середине и конце года. Педагогом – психологом в течение всего года.
На протяжении всей работы учителя ведут дневник наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ.
Этот документ (составная часть АОП) позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.
(слайд 24-30, внеурока) Немаловажной частью специальных условий является организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ и инвалидов. Оно осуществляется по нескольким направлениям.
В нашей школе все дети с ОВЗ и дети – инвалиды охвачены внеурочной деятельностью.
Результативность участия этих детей в различных конкурсах вы можете видеть на слайдах.
В прошедшие годы наша школа принимала участие в проекте «Мы вместе – мы одна семья». Прошло огромное количество мероприятий с участием районных и республиканских специалистов. Это различные тренинги, конкурсы, концерты, занятия с участием не только детей, но и их родителей.
Благодаря участию школы в различных проектах, мы получили оборудование для комнаты психологической разгрузки( бассейн с шариками, домик с мебелью и др.).
Наши дети с ОВЗ под руководством Кустубаева А.Т. поучаствовали в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и заняли призовые места.
(слайд 30) Условие организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов - формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья
Учитывая актуальность темы педагогического совета: «Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в образовательном пространстве
МБОУ «Акташская СОШ им. Ст. Мохова»:педагогический совет выносит следующий
Проект решения: (слайд 31-32)
- Проводить открытые методические мероприятия (учебные занятия, мастер-классы, внеклассные мероприятия, приёмы дифференцированной работы на уроках в инклюзивных классах), представляющие опыт педагогического коллектива по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов;
Ответственные: Брусенцева Л.В., Медведева Е.Б. – заместители директора по УВР
Сроки: в течение предметных недель
2. Обсуждать на ШМО результаты работы учителей по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов, а также результаты освоения образовательных программ обучающимися с ОВЗ и детьми — инвалидами, изучив мониторинг обученности данной категории обучающихся;
Ответственные: руководители ШМО
Срок: 1-2 заседания ШМО
- Осуществлять преемственность в критериальном оценивании знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ при переходе на новый уровень;
Ответственные: классные руководители, учителя- предметники
Сроки: постоянно
4. Проводить индивидуальную дифференцированную работу с
обучающимися с ОВЗ на всех уроках по всем предметам;
Ответственные: учителя – предметники
Сроки: постоянно
Давайте не забывать то, что каждый имеет право на жизнь, радость и любовь, ведь кому, как ни нам, людям, помнить об этом. Спасибо за внимание! (слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении
Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
"Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий"
laquo;Опыт педагогического сопровождения детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий» знакомит с опытом комплексного сопровождения де...