Рабочая программа "Доброе слово" по дополнительному образованию
рабочая программа (3 класс) на тему
Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, сопереживать и создавать прекрасное делает духовную жизнь ребенка богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, сталкиваясь с явлениями общественной жизни, младший школьник под решающим влиянием взрослых развивает определенные духовно-нравственные взгляды. Познакомившись с основами православной культуры, учащийся иначе воспринимает мир, начинает иначе жить, иначе чувствовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dobroe_slovo_16-17.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новолядинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании методического совета Руководитель ШМС __________________ А.А.Ворожейкина протокол №___ от__________ г | Утверждаю: Директор школы _________________ Н.А.Громова приказ №____ от________ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуально-познавательной направленности
ДОБРОЕ СЛОВО
(Базовый уровень)
Возраст учащихся: 8-11лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Курочкина Л.И.,
учитель начальных классов
п. Новая Ляда
2016 г.
Пояснительная записка
Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей. Поэтому в соответствии с социальным запросом семьи и общества составлена программа «Доброе слово», содержание которой направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников.
Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, сопереживать и создавать прекрасное делает духовную жизнь ребенка богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, сталкиваясь с явлениями общественной жизни, младший школьник под решающим влиянием взрослых развивает определенные духовно-нравственные взгляды. Познакомившись с основами православной культуры, учащийся иначе воспринимает мир, начинает иначе жить, иначе чувствовать.
Новизна программы состоит в формировании и развитии потребности ребенка в чтении православной и художественной литературы, нравственных чувств на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, литературы и христианских святых.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ Программа адресована учащимся от 6,5 до 9 лет.
Дети младшего школьного возраста способны по общеознакомительному принципу на базовом уровне выполнять предлагаемые задания. Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной. Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. "В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация "поворачивает" ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания". Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать. Учитывая возрастные особенности, курс «Доброе слово» помогает ребенку принять правильные решения для построения собственной поведенческой модели.
Педагогическая целесообразность программы - создание условий для формирования и развития потребности ребенка в чтении православной и художественной литературы, нравственных чувств на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, литературы и христианских святых.
Цель программы: Создать условия для развития у учащихся духовно-нравственных и патриотические качеств младших школьников посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.
Задачи | 1 год обучения | 2 год обучения |
Обучающие | сформировать понятия – совесть, душа, порядочность, нравы, нравственность, благодарность, вера-надежда-любовь, род, семья, Родина, имя, праздники, радость, внимание, талант, прощение. | - обогатить и наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству; - сформировать у ребенка потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности; - обучить оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций. |
Развивающие | - развить интерес к чтению православной литературы, - вызвать интерес к полученным знаниям и желание практической их реализации, - развить самодеятельность и инициативу, - сформировать нравственное отношение к действительности | - развить духовно-нравственные качества личности, - развить способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира, - развить общую эмоциональную культуру и нравственную восприимчивость у воспитанников, - формировать творческие способности |
Воспитательные | - способствовать развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений. -содействовать развитию волевой сферы ребенка: осознанности поведения, самоконтроля. | - воспитать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, за судьбу России. - воспитать нравственную культуру личности, нравственное сознание, - воспитать духовно-нравственные качества, высокие эстетические чувства |
Отличительная особенность программы. В начальных классах программа «Доброе слово» знакомит воспитанников с нравственными и духовными основами православия. Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общеознакомительному принципу. Модифицированная программа «Доброе слово» составлена на основе авторской программы «Нравственное воспитание на основах православия» для дошкольного и младшего школьного возраста Алексеевой Галины Григорьевны. (Воскресная православная школа при Благовещенском храме г. Вольска Саратовской епархии)
Здоровьесберегающая функция
Обучение строится на базе здоровьесберегающих технологий, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, на формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы; создание благоприятного эмоционально-психологического климата учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Прогностичность программы состоит в воспитании, обучении, развитии и формировании богатого внутреннего мира, нравственного становления учащихся. Приобщение детей к миру культуры, развитие у них чтению, способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, способствует становлению духовно-богатой и гармонически развитой личности ребенка. Программа «Доброе слово» является модифицированной программой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста составлена на основе авторской программы «Нравственное воспитание на основах православия» для дошкольного и младшего школьного возраста Алексеевой Галины Григорьевны. (Воскресная православная школа при Благовещенском храме г. Вольска Саратовской епархии)
Характеристика программы
Тип – дополнительная общеразвивающая программа
Вид - модифицированная
Направленность – интеллектуально-познавательная
Организационно-педагогическая основа обучения
Сроки реализации программы.
Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения, 1год – 2 занятия в неделю по 1 часу, 72 часа в год; 2 год – 2 занятия в неделю по 1 часу,72 часа в год.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
Видео и аудио аппаратура Компьютер Сканер Принтер Ксерокс Проектор Интерактивная доска Актовый зал | Подборка художественной, православной, информационной и справочной литературы, Сценарии праздничных программ, конкурсов Аудио и видеозаписи Наглядные пособия |
Рекомендуемое расписание занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – два раза в неделю по 1 часу;
– во второй год обучения – два раза в неделю по 1 часу.
Наполняемость группы: в группах в 1 год обучения – составляет 12- 15 человек, 2-го года обучения - 12-15 человек.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения: 72 часа, 2 год обучения: 72 часа.
При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями. Возрастные особенности младших школьников требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из детской литературы, детских мультфильмов. На занятиях используются различные наглядные пособия, а также аудиозаписи литературных произведений и видеоматериалы. Значительное место на занятиях отводится заданиям творческого характера. Предусмотрены: коллективное чтение рассказов и сказок, игры - путешествия, праздники, экскурсии.
Первый период обучения является вводным и направлен на первичное знакомство с православной литературой, второй – на базовую подготовку.
Формы и типы проведения занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
- Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Сбор материала.
- Совершенствование ЗУН. Формирование ЗУН, комплексное применение ЗУН, обобщение и систематизация знаний. Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
художественной литературы, позволяющей раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
- Контрольное занятие. Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
- Комбинированное занятие. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде, просмотров творческих работ (презентаций), их отбора и подготовки к обобщающим урокам.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Предполагаемые результаты и способы их проверки
Диагностический инструментарий: тестовые задания, опросные листы, диагностические карты.
Формы контроля: индивидуальный контроль, групповой контроль.
Приемы контроля: игровые задания, самостоятельная творческая работа, выставки детского творчества, презентации.
Планируемые результаты
К концу 1-го года обучения учащиеся должны:
Знать | Уметь |
- основные понятия христианской этики, православные традиции и обычаи; - общепринятые нормы произношения и формы речи; - жизнь героев отечественной истории и культуры; - жития христианских святых | - свободно общаться в типовых ситуациях повседневности; - видеть «красоту» в окружающем мире; - различать понятия «красота рукотворная», «красота нерукотворная», «красота духовная»; - уметь вести себя в православном храме |
Сформированность личностных качеств | |
Духовно-нравственное развитие воспитанников. Первоначальные представления о православии, её роли в культуре, истории и современности; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; стремление поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях. |
К концу 2-го года обучения должны:
Знать | Уметь |
- общие представления о месте православной культуры, истории, морали, нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»; - нормы нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры; - правила общения с православной книгой; - православные храмы Тамбова | - ориентироваться в социальной среде, пользоваться духовно-нравственными правилами общения; - соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе; - уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов - соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии, слушать и вести полемику; - узнавать православные храмы города Тамбова; - пользоваться справочной и специальной литературой, художественными репродукциями и альбомами. |
Сформированность личностных качеств | |
Формирование духовно-нравственных качеств личности (милосердие, сострадание, уважение, доброта и т.д.). Понимание ценности человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию; ориентация в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения; мотивации к творческому труду, установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
Этапы педагогического контроля
Этап | Дата контроля | Цель контроля | Тема контроля | Формы контроля | Методы контроля | Уровни оценочных критериев |
Стартовый контроль | В начале учебного года | Выявление исходного уровня обученности | Творческая работа | Собеседование с учащимися | Тестирование, диагностическая карта. | Высокий Средний Низкий |
Текущий контроль | В течение учебного года | Выявление усвоения изученного материала учащимися. | Контроль осознанности в процессе усвоения каждой изученной темы. | Творческие работы учащихся (сочинения, рисунки) | Рисунки учащихся, диагностические карты, тесты | Высокий Средний Низкий |
Рубежный контроль | Подведение итогов после прохождения тем | Выявление усвоения изученного материала учащимися. | Контроль прохождения тем триместра | Творческие работы | Конкурс рисунка, проект, викторина, тест и другое. | Высокий Средний Низкий |
III. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. | Мы и красивый мир Божий вокруг нас | 30 | 8 | 22 | Тест |
1.1 | Вводное занятие. Начальная диагностика. Что изучает предмет «ДОБРОЕ СЛОВО» | 2 | 2 | ||
1.2 | Внимание и строгость к словам. Борис Ганаго «Исчезло слово» | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Рассказ о происхождение слова "спасибо". | 2 | 2 | ||
1.4 | Семья. Борис Ганаго «Родные мои» | 2 |
| 2 | |
1.5 | Сотворение мира. «О Боге» Закон Божий для самых маленьких. Красота рукотворная и нерукотворная. | 2 | 1 | 1 | |
1.6 | Десять заповедей. «Как Бог дал людям закон» Закон Божий для самых маленьких. | 2 | 1 | 1 | |
1.7 | Милосердие. Добрые дела. Зачем надо делать добрые дела? Борис Ганаго «Попугайчик» | 2 | 2 | ||
1.8 | Как отличить, какое дело доброе, а какое злое? Борис Ганаго «Волшебные очки» | 2 |
| 2 | |
1.9 | Добрая душа. Борис Ганаго «Велосипед» | 2 | 2 | ||
1.10 | Учимся дарить близким радость словами, делами. Е. Пермяк «Чужая калитка» | 2 | 2 | ||
1.11 | Понятие СОВЕСТЬ. Л.Родина «Пробуждение совести» | 2 | 1 | 1 | |
1.12 | Совесть – советчик. Л.Родина «Зложелание» | 2 | 1 | 1 | |
1.13 | «А хорошо ли то, что я делаю?» Борис Ганаго «Возмездие» | 2 | 2 | ||
1.14 | Что делать, если плохими делами, мыслями очернили свою совесть? Борис Ганаго «Часы» | 2 | 1 | 1 | |
1.15 | Учимся прощать, если нас обидели, огорчили. А.Грушко «Полушубок» | 2 |
| 2 | |
Раздел 2. | Радостный мир православной культуры | 42 | 16 | 26 | Праздник «Пасха» |
2.1 | Праздники государственные и праздники Православной Церкви | 3 | 2 | 1 | |
2.2 | Рождество Христово. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Рождество – семейный праздник. Борис Ганаго "В рождественскую ночь» | 2 |
| 2 | |
2.4 | Праздник «Рождество Христово» | 1 |
| 1 | |
2.5 | Отечество, защитники. | 3 | 1 | 2 | |
2.6 | Преподобный Сергий Радонежский – собиратель земли Русской. | 2 | 2 |
| |
2.7 | Традиции Праздника Пасха. | 2 | 1 | 1 | |
2.8 | Праздник. Пасха. | 1 |
| 1 | |
2.9 | Что такое – дарить благо? Выставка рисунков «Христос воскрес!». | 3 | 1 | 2 | |
2.10 | Что происходит, если человек живет без благодарности? | 2 | 2 | ||
2.11 | Знакомство с заповедью "Не лги". Что такое "хвастовство"? | 2 | 1 | 1 | |
2.12 | Чтение и анализ рассказов «Пожар», «Перекати поле» Бориса Ганаго. (Искорки света. Рассказы для детей.) | 2 |
| 2 | |
2.13 | Радость. Зависть | 3 | 1 | 2 | |
2.14 | Исцеление. Борис Ганаго.(Детям о молитве. Рассказы для детей.) | 2 |
| 2 | |
2.15 | Храм. Что мы видим в храме? | 3 | 1 | 2 | |
2.16 | Правила поведения в храме. | 2 | 2 | ||
2.17 | Храмы. | 5 | 3 | 2 | |
2.20 | Экскурсия «Храм в нашем поселке» | 1 |
| 1 | |
2.21 | Итоговый урок. | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 72 | 24 | 48 |
2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1 | Духовный мир | 10 | 5 | 5 | Собеседование |
1.1 | Вводное занятие. Начальная диагностика. | 1 | 1 |
| |
1.2 | Видимый мир – невидимый мир Борис Ганаго «И мы улетим» | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Ангел хранитель. Л.Кобеляцкой «Твой ангел-хранитель». | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Сотворение мира. Человек – хозяин Земли. В.Распутин «Красный день» | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Как нарушалась заповедь любви к Богу? | 3 | 1 | 2 | |
Раздел 2 | Человек преображенный. | 42 | 12 | 30 | Выставка рисунков |
2.1 | Завет (Договор) Бога с человеком. | 2 | 1 | 1 | |
2.2 | Духовный меч – крестное знамение. | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Чтение и анализ рассказа «Крест» (Закон Божий для самых маленьких.) | 2 |
| 2 | |
2.4 | Сила крестного знамения. Борис Ганаго «Огонек веры» | 2 |
| 2 | |
2.5 | Милосердие. Е Михаленко «Серьезные размышления» | 2 |
| 2 | |
2.6 | Праздники Православной Церкви и светские праздники. Борис Ганаго « Машенька» | 4 | 1 | 3 | |
2.7 | Рождество Пресвятой Богородицы. | 2 | 1 | 1 | |
2.8 | Род, родня, родные. Н.Терехов «Скворечня» | 1 | 1 | ||
2.9 | Забота о своих родных. Л.Татьяничева «Берегите старых людей» | 1 |
| 1 | |
2.10 | Заповедь Божья: «Чти отца и мать». Б.Ганаго «Бриллиантовые слезы» | 2 |
| 2 | |
2.11 | Рассказ о сиротках, о детских домах, интернатах. Б. Ганаго «Дочь» | 3 | 1 | 2 | |
2.12 | Чтение и анализ рассказа «Мама». Николая Шипилова, Татьяны Дашкевич. | 2 |
| 2 | |
2.13 | Икона. Иконописание. Чудотворные иконы | 3 | 1 | 2 | |
2.14 | Благая весть о Рождении Спасителя Мира, принесенная Архангелом Гавриилом. | 1 | 1 |
| |
2.15 | Рождественский праздник | 1 | 1 | Конкурс стихов | |
2.16 | Кто такие праведники, в какой правде они живут? | 2 | 2 |
| |
2.17 | Богоявление. Святая вода. Свойства святой воды. | 2 | 1 | 1 | |
2.18 | Крещение Господне. (Праздники Православной Церкви.) | 2 | 1 | 1 | |
2.19 | Библия как исторический документ. | 2 | 1 | 1 | |
2.20 | Праздник Сретения Господня. Наталья Рудометкина. «Молочай прекраснейший». | 1 |
| 1 | |
2.21 | Маленькие рассказы о большой любви. | 3 |
| 3 | |
Раздел 3 | Закон нравственности | 15 | 6 | 9 | Проект «Святые земли русской» |
3.1 | Закон нравственности. Талант, дар – это избранность или доверие? | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Послушание. Слушать – слышать – услышать | 3 | 1 | 2 | |
3.3 | Гордость. Юлия Бармута. «Притча о мудрой сове, знающей овечий закон». | 1 |
| 1 | |
3.4 | Что такое невнимание, неуважение, непослушание, дерзость, вседозволенность. | 2 | 1 | 1 | |
3.5 | Самодисциплина. Человек сам волен захотеть исправится от дурных привычек. | 2 | 1 | 1 | |
3.6 | Значение имени, которое носит человек. Бориса Ганаго «Об имени». Святые земли тамбовской: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Питирим, Амвросий Оптинский, Святитель Лука, Силуан Афонский. | 3 | 2 | 1 | |
3.7 | Прощеное воскресенье. Борис Ганаго «Христос воскресе!» | 1 |
| 1 | Праздник «Христос воскресе!» |
3.8 | Пасха. | 1 |
| 1 | |
Раздел 4 | Святые места Тамбовщины | 5 | 2 | 3 | Проект «Храмы Тамбова» |
4.1 | Храмы и монастыри города Тамбова. Презентации обучающихся | 4 | 2 | 2 | |
4.2 | Итоговое занятие. Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола» | 1 |
| 1 | |
ИТОГО | 72 | 25 | 47 |
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года:
начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15 сентября, окончание учебного года – 31 мая, второго года обучения начало учебного года с 1 сентября, окончание- 31 мая.
Количество учебных недель – 36, в первом классе 33 , всего 9 месяцев обучения.
Сроки летних каникул - с 01 июня по 31 августа.
Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.
Продолжительность занятий для учащихся – 45 минут.
Промежуточная аттестация учащихся проводится с 21 по 31 декабря 2016 года, с 23 по 31 мая 2017 года.
IV. Краткое содержание программы
1-й год обучения
Раздел 1. Мы и красивый мир Божий вокруг нас
Теория. Что изучает курс «ДОБРОЕ СЛОВО». Внимание и строгость к словам. Сотворение мира. Красота рукотворная и нерукотворная. Десять заповедей. Понятие «СОВЕСТЬ». Что делать, если плохими делами, мыслями очернили свою совесть?
Практические работы. Чтение и анализ рассказов Бориса Ганаго «Исчезло слово», «На скамейке.», «Родные мои», «Попугайчик», «Часы», «Велосипед», «Возмездие», «Волшебные очки»; Е. Пермяка «Чужая калитка»; Л.Родиной «Пробуждение совести», «Зложелание»; А.Грушко «Полушубок»;
текстов из «Детской Библии»
Раздел 2. Радостный мир православной культуры
Теория. Понятия «душа человека», «время и вечность», «святые люди», «добро», «добрые дела», «хвастовство», «радость», «зависть». Праздники государственные и праздники Православной Церкви. Рождество Христово. Преподобный Сергий Радонежский – собиратель земли Русской. Традиции Праздника Пасха. Знакомство с заповедью "Не лги". Храм.
Практические работы. Знакомство со святыми, которые своими добрыми делами угодили Богу. Учиться делать добрые дела, просить прощение друг у друга, у старших, у родных, если мы их обидели. Чтение и анализ рассказов Бориса Ганаго "В рождественскую ночь», «Пожар»,, «Перекати поле», «Исцеление». Праздник «Пасха». Выставка рисунков «Христос воскрес!».
Учить себя делать добрые дела, учить себя говорить добрые слова. Учимся дарить близким радость словами, делами. Учимся прощать, если нас обидели, нас огорчили.
2-й год обучения
Раздел 1. Духовный мир
Теория. Понятие «духовный мир». Видимый мир – невидимый мир. Откуда появилось в мире зло? Ангел-хранитель, когда он появляется у человека? Сотворение мира. Человек – хозяин Земли. Как нарушалась заповедь любви к Богу?
Практические работы. Чтение и анализ рассказов «Твой ангел-хранитель» Л.Кобеляцкой. (Аудиокнига. Твой Ангел -Хранитель), Бориса Ганаго «И мы улетим», В.Распутина «Красный день».
Раздел 2. Человек преображенный
Теория. Завет (Договор) Бога с человеком. Духовный меч – крестное знамение. Рождество Пресвятой Богородицы. Икона. Иконописание. Чудотворные иконы. Благая весть о Рождении Спасителя Мира, принесенная Архангелом Гавриилом. Рождественский праздник. Библия как исторический документ. Ветхий и Новый Завет. Крещение Господне. (Праздники Православной Церкви) Богоявление. Святая вода. Свойства святой воды.
Практические работы. Чтение и анализ текста « Потоп» (Закон Божий для самых маленьких.) Чтение и анализ рассказов «Крест» (Закон Божий для самых маленьких.),Бориса Ганаго «Огонек веры», «Машенька», «Бриллиантовые слезы», «Дочь», Е Михаленко «Серьезные размышления», Н.Терехова «Скворечня», Л.Татьяничевой «Берегите старых людей», «Мама». Николая Шипилова, Татьяны Дашкевич, Натальи Рудометкиной. «Молочай прекраснейший».
Наблюдать за своими желаниями в течение всего дня.
Раздел 3. Закон нравственности
Теория. Закон нравственности. Талант, дар – это избранность или доверие? Послушание. Слушать – слышать – услышать. Что такое невнимание, неуважение, непослушание, дерзость, вседозволенность. Значение имени, которое носит человек. Святые земли тамбовской: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Питирим, Амвросий Оптинский, Святитель Лука, Силуан Афонский.
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Практические работы. Чтение и анализ рассказа Юлии Бармута. «Притча о мудрой сове, знающей овечий закон». Самодисциплина. Человек сам волен захотеть исправится от дурных привычек. Каждый вечер, перед сном, вспомнить весь прошедший день, назвать каждый свой поступок по имени: обманул маму, обидел друга. Засыпать с твердым намерением исправиться.
Чтение и анализ рассказа Бориса Ганаго «Об имени».
НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ
Раздел 4. Святые места Тамбовщины
Теория. Храмы и монастыри города Тамбова.1). Покровский храм, 2). Спасо-Преображенский собор, 3). Казанский собор, 4). Храм Лазаря Четверодневного, 5). Иоанно-Предтеченский храм, 6).Скорбященский храм, 7).Вознесенский женский монастырь, 8). Казанский мужской монастырь
Практические работы. Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола».
V. Методическое обеспечение
дополнительной образовательной общеразвивающей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Материально- техническое оснащение, дидактический материал | Формы, методы и приемы обучения | Формы подведения итогов | |
1-й год обучения | |||||
1. | Мы и красивый мир Божий вокруг нас | Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска. Рассказы Бориса Ганаго «Исчезло слово», «На скамейке.», «Родные мои», «Попугайчик», «Часы», «Велосипед», «Возмездие», «Волшебные очки»; Е. Пермяка «Чужая калитка»; Л.Родиной «Пробуждение совести», «Зложелание»; А.Грушко «Полушубок». | Рассказ учителя, беседа, сюжетно-дидактические игры, обыгрывание скороговорок, игры на развитие речевой интонационной выразительности, моделирование ситуаций, различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). | Тестирование, собеседование с учащимися | |
2. | Радостный мир православной культуры | Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска. Рассказы Бориса Ганаго "В рождественскую ночь», «Пожар»,, «Перекати поле», «Исцеление». Праздник «Пасха». Выставка рисунков «Христос воскрес!». | Практикум: учить себя делать добрые дела, говорить добрые слова, дарить близким радость словами, делами, прощать, если обидели, огорчили. | Тестирование, собеседование с учащимися | |
2-й год обучения | |||||
1. | Духовный мир | Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска. Рассказы «Твой ангел-хранитель» Л.Кобеляцкой. (Аудиокнига. Твой Ангел-Хранитель), Бориса Ганаго «И мы улетим», В.Распутина «Красный день». | Рассказ учителя, беседа, сюжетно-дидактические игры, обыгрывание скороговорок, игры на развитие речевой интонационной выразительности, моделирование ситуаций, различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). | Тестирование | |
2. | Человек преображенный. | Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска. Рассказы «Крест» (Закон Божий для самых маленьких.), Борис Ганаго «Огонек веры», «Машенька», «Бриллиантовые слезы», «Дочь», Е Михаленко «Серьезные размышления», Н.Терехов «Скворечня», Л.Татьяничева «Берегите старых людей», «Мама». Николай Шипилов , Татьяна Дашкевич, Наталья Рудометкиная. «Молочай прекраснейший». | Практикум: наблюдение за своими желаниями в течение всего дня | Собеседование с учащимися | |
3. | Закон нравственности | Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска Рассказы Юлии Бармута «Притча о мудрой сове, знающей овечий закон», Бориса Ганаго «Об имени». | Практикум: каждый вечер, перед сном, вспомнить весь прошедший день, назвать каждый свой поступок по имени: обманул маму, обидел друга. Засыпать с твердым намерением исправиться. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ | Тестирование | |
4. | Святые места Тамбовщины | Аудио и видеозаписи, наглядные пособии, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, интерактивная доска. Экскурсии (очные и заочные) по храмам Тамбова. | Конкурс на лучший рисунок и лучшую подпись к нему на тему «Тамбовские купола». | Проекты «Храмы Тамбовщины» |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
для педагога:
- А. Н. Бахметева. Изложение НОВОГО ЗАВЕТА для детей. Минск. Белорусская Православная Церковь,2005.
- Георгиева Т.С.Христианство и русская культура: Уч. Пособие для студентов вузов.-М.: Владос,2001.-240с.
- Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Вып.1.-М.: «Славянский дом»,2001.-120с.
- Е. В. Тростникова. Праздники Православной Церкви.- М.: Эксмо, 2009
- Закон Божий для самых маленьких. – М.: Православный Паломник-М, 2008.
- Кошмина И.В. Русская духовная музыка. Программы. Методические рекомендации.Кн.1-2.М., «Владос»,2001.
- Н. А.Шипилов, Т.Н. Дашкевич. Рассказы.-Минск.: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2007.
- Н. Рудометкина. Маленькие рассказы о большой любви.- М.: Приход храма Святаго Духа сошествия , 2010.
- Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. М., «Покров»,2003.
- Супрун.В.И. Православные святые имена. Волгоград, «Книга»,1996.
Справочники, энциклопедии:
- Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод. Сборник этнофольклорных материалов.СПб,2004.
- Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края :биографический справочник.- Тамбов,1995.
- Кученкова В.А.Тамбовские православные храмы.-Тамбов,1992.
- Тамбовские даты: календарь знаменательных и памятных дат по Тамбовской области.- Тамбов,1989 – 2006.
- Тамбовская энциклопедия. Тамбов,2004.
- Толковая библия: Комментарии на все книги Священного Писания \ Под. редакцией А.П.Лопухина. М.,1993.
для воспитанников:
- Б.Ганаго. Рассказы для детей.- . Минск. Белорусская Православная Церковь,2008.
- Библия в пересказе для детей. Библейское общество. М., 1997.
- Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. пр. Александр Соколов. М., 1999.
- Детям о вере. Рассказы и сказки нравственного и нравоучительного характера. Минск, 2000-2007.
- Д.С. Лихачёв. Заветное. –М.: «Детство. Отрочество. Юность»,2006.
- Моя первая книга. «Священная история» в рассказах для детей П.Н. Воздвиженского. Изд.: «Белый город». М., 2007.
- Н. Булгаков. Аня и Катя. Рассказы.- Храм Державной иконы Божией Матери, 2007.
- Православный мир. М., 2000.
- Прот. Серафим Слободской. Закон Божий (любое издание).
- Рассказы о православных святых. Под ред. В.Воскобойникова. СПб., 1999.
- Рутенин. И. Златокудрый инок (русские духовные сказки и стихи). М., 1996. С. 63.
- Свящ. Артемий Владимиров. Моя первая исповедь (любое издание).
- Свящ. Артемий Владимиров. Учебник жизни. М., 1997. с. 224.
- Сокровище духовной народной мудрости. М., 1994. С. 63.
- Сказки православных народов. Крестник Государя.- Приход храма Святаго Духа сошествия , 2009.
- Ю. Бармута. Притча о мудрой овце, знающей овечий закон.- Минск. Белорусская Православная Церковь,2009.
Второй год обучения ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА РУССКОГО |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Занимательная грамматика" 1-4 классы
Программа составлена с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа. Отделение дополнительного образования
Рабочая программа. Декоративно-прикладное искусство....
Рабочая образовательная программа дополнительного образования "АБВГДейка"
Рабочая образовательная программа дополнительного образования "АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс
Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....