Рабочая образовательная программа дополнительного образования "АБВГДейка"
рабочая программа по теме

Рабочая образовательная программа дополнительного образования "АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

        Уваровщинской  средней общеобразовательной школы в поселке Полевой

                                                                                                  «Утверждено»

                                                                                           на педагогическом совете

       Филиала МБОУ Уваровщинской

                                                                                       сош в поселке Полевой

                                                                                            протокол №__________от

                                                                                            «____» ____________20    г.

   Рабочая образовательная программа дополнительного образования

«АБВГдейка»

(для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации 1 год)

                                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                            педагог дополнительного образования

                                                                                                                                Щавелева Е. Н.

                             Тамбовская область, Кирсановский район, п. Полевой.

                                                                                       

                                                                 2012 г.

                                 2.Пояснительная записка

На протяжении не одного десятилетия проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования ищет своего разрешения. Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать он в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии и будут неизбежно отставать от сверстников. С этой целью  создаются классы дополнительного образования, что отвечает интересам семьи, интересам школы и самого ребенка.

В настоящее время одной из ведущих тенденций в развитии образования  дошкольников является его ориентация не только на усвоение предусмотренных программой знаний и соответствующих умений, но и общее развитие учащихся, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов.

         В настоящее время в  учебном процессе активно используются новые программы (Л. В. Занкова, В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, С. И. Волковой, Н. Я. Виленкина-Л. Г. Петерсон и др.). Детям, поступающим в школу требуется соответствующая подготовка, этой цели и служит данная программа.

Актуальность этой программы заключается в том, что она позволяет систематизировать и обобщить имеющиеся знания ребёнка, дополнить их и преломить в новой, приближенной к условиям школьной, обстановке.

Отличительная особенность программы.

 В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка, является игра. Поэтому данная программа ориентирована на использование развивающих игр как основу её практической реализации.

Программу также отличает то, что она строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода.

Данная программа имеет интеллектуально-познавательную направленность развития детей старшего дошкольного возраста и охватывает возраст от 6 до 7 лет.

         Основная цель данной  программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; содействие интеллектуально - познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста; формирование готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Содержание программы состоит из двух разделов:

  1. Формирование элементарных математических представлений.
  2.  Подготовка к обучению грамоте.  

Реализация программы предполагает решение следующих  задач:

Обучающие:

  • развить графические навыки;
  • сформировать базовые математические представления;
  • выработать навыки устных вычислений;
  • активизировать связную речь;
  • сформировать начальные понятия о языке;
  • сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;
  • научить, самостоятельно, играть по правилам.

Развивающие:

  • развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;
  • развить логическое мышление;
  • развить моторику и координацию движения;
  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развить звуковую культуру речи;
  • развить фонематический слух;
  • развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.

Воспитательные:

  • научить правилам этикета;
  • сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  • содействовать формированию адекватной самооценки;
  • воспитать способность сопереживать;
  • сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы – 72 часа, которые распределяются следующим образом:

  1. Формирование элементарных математических представлений – 36 ч.
  2. Подготовка к обучению грамоте – 36 ч.

Предполагаемое количество детей занимающихся в группе 5-6 человек.

Реализация программы предусматривает следующий режим занятий:

1.Формирование элементарных математических представлений – 30 мин. (1 занятие в неделю).

2. Подготовка к обучению грамоте -30 мин. (1 занятие в неделю)

Материал программы построен с учетом возрастных особенностей детей 6 -7 лет.

Формы организации занятий. 

Программа  строится на игровой деятельности и носит практический характер. Ведущая форма занятий – игра. (Игры дидактические, конструирование, практические и творческие задания, иллюстративные упражнения направленные на формирование знаний дошкольника и на развитие его интеллектуальных способностей), занятие-  тренинг (кроссворд, ребус, лото, рассказ - задача, логическая задача и т.д.), речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений, сочетание всех элементов на одном занятии.

Основные методы и приемы обучения:

Словесные: объяснение, рассказ, речевой образец, повторение, указание, словесное упражнение, вопросы, контроль.

Наглядные: показ картинок, рисунков, осмотры предметов, экскурсии.

Практические: дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль.

Особое внимание уделяется методам стимулирования: дидактические игры, занимательные задания, создание ситуаций эмоционально - нравственных переживаний (соревнования, конкурсы), поощрение.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  1. Формирование элементарных математических представлений

                      Знать:

                       Уметь:

- количественный и порядковый счёт в пределах 10;

- количественный состав чисел в пределах 10;

- что  каждое последующее число образуется из предыдущего путем прибавления к нему 1 предмета, а также знать, как нужно образовывать предыдущее число из последующего;

- арифметические знаки и способы вычисления;

- основные геометрические фигуры;

- дни недели, названия месяцев, времена года, временные понятия (завтра , сегодня, вчера).

- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (на наглядной основе)

- считать до десяти пользуясь порядковыми числительными;

- считать десятками;

- понимать соотношение между соседними числами и образование одного из них из другого; решать простые задачи с опорой на наглядный материал;

- сравнивать и упорядочивать предметы по размеру;

- сравнивать предметы по размеру с помощью условной мерки и на глаз.

- распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, четырехугольник (квадрат, прямоугольник);

- узнавать в окружающих предметах форму геометрических фигур;

- ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом). и на листе бумаги.

  1. Подготовка к обучению грамоте

Знать:

Уметь:

 - условные обозначения схем предложений, схем слов;

- знать и различать условные обозначения гласных и согласных звуков.

- составлять предложение по картинке, иллюстрации, опорным словам, по заданной теме;

- членить предложения на слова;

- определять количество слов в предложении,

- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

- разделить слово на слог;

- составлять слова из слогов;

- правильно произносить все звуки;

- выделять звук  в слове, определять его место ( начало, середина, конец слова); давать характеристику звуку (гласный, согласный, если согласный, то какой: твердый или мягкий, звонкий или глухой);

- описывать предмет по цвету, форме и другим отличительным признакам;

- ориентироваться на странице в тетради.

Форма проверки ожидаемых результатов. 

Для проверки уровня усвоения программы используются диагностические таблицы. Для диагностики используются методы: наблюдение, беседа, игровые задания, картинки.

                       3.Учебно-тематический план.

Раздел «ФЭМП»

Общее кол-во

часов

Теор.

Практ.

Вводное занятие.

1

-

1

1.1.

Количество и счет.

15

7

8

1.2.

Составление и решение арифметических задач.

5

3

2

1.3.

Величина.

4

2

2

1.4.

Геометрические фигуры.

4

2

2

1.5.

Ориентировка в пространстве.

3

1

2

1.6.

Ориентировка во времени.

3

1

2

1.7.

Диагностика готовности детей  к школе по математике

1

-

1

                                                 Итого: 36 часов

16

20

                         

Раздел «Подготовка к обучению грамоте»

Общее кол-во

часов

Теор.

Практ.

Вводное занятие.

1

-

1

2.1.

Ознакомление со словом.

4

2

2

2.2.

Ознакомление с предложением.

5

2

3

2.3.

Ознакомление со словесным составом предложения.

5

2

3

2.4.

Ознакомление со слоговым строением слова.

10

2

8

2.5.

Ознакомление со звуковым строением слова.

10

2

8

2.6.

Итоговая диагностика.

1

-

1

                                                 Итого: 36 часов

10

26

           

                             4. Содержание программы

                Раздел  1: Формирование элементарных математических представлений

Введение. Начальная диагностика.

             Практика

 Начальная диагностика знаний, умений, навыков.

  1. 1. Порядковый и количественный счет.

            Теория.

Числа  и цифры от 1 до 20. Число и цифра 0. Последующее и предыдущее число. Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Различия между порядковым и количественным счетом. Состав чисел первого десятка. Арифметические знаки: ( +,-,=,) Десяток - новая счётная единица. Счет десятками от 10 до 100. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.

             Практика.

Ритмические упражнения и игры на тренировку навыков счета, логические задания, самостоятельная работа на карточках, задания на сравнение групп одинаковых предметов, работа в тетрадях на печатной основе по написанию цифр по точкам, решение примеров на сложение и вычитание.

  1. Составление и решение арифметических задач.

              Теория

Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков.

              Практика

Задания  в тетради на печатной основе, игровые упражнения «Реши задачку», «Составь задачку другу», работа с раздаточным материалом  и др.

  1.  Величина 

              Теория

Сравнение предметов по размеру и измерение длины предметов( отрезки прямых линий), объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Зависимость результаты измерения длины, объема  от величины меры.  Обучение способам приложения и наложения. Обучению  сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.

              Практика

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепления счетных действий по заданной мере («Считай по-разному», «Угадай, сколько всего», «Сколько пар?». Упражнения на формирование элементарных измерительных умений («Поручение», «Линии в ряд», «Скалолазы» и др.). Игры с весами. Работа с раздаточным материалом.

  1.  Геометрические фигуры

Теория

Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор. Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными  телами: шар, брусок, куб.

             Практика

Эстафета фигур. Игровые упражнения «Спрячь фигуры», «Геометрическое лото», «Найди на ощупь», «Собери фигуры», «Разложи по форме, размеру, цвету», Найди пару» и т.д. Работа в тетрадях на печатной основе «Нарисуй по заданию», «Обведи по точкам», «Рисуем узор». Игры с палочками и конструкторами. Дидактические игры «Волшебный круг», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»», «Нарисуй и построй» и др. Работа с раздаточным материалом. Конструирование из пространственных тел.

  1.  Ориентировка в пространстве

            Теория

 Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном  направлении. Уточнение понятий: выше-ниже, правее-левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, вокруг и т.д. Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

             Практика

Дидактические игры и игровые упражнения ( «Левее, правее», «Дорисуй ряд», «Составь узор и др.), работа в тетрадях на печатной основе (задания «Рисуем по точкам», «Составь карту», «Нарисуй, как дойти», «Перейди дорогу» и др.), зрительные и слуховые диктанты.

  1.  Ориентировка во времени

             Теория

 Знакомство с понятиями: время, дни недели, сутки, времена года. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.

             Практика

Подвижные игры «Кто быстрее соберет башню?», «Водители», «Отведи товарища», и др. Игровые упражнения  по часам «Наш день», «Проверь время», «Раньше-позже», «Который час» и т.д.  Игры на совершенствование представлений о временных отрезках  « Когда это бывает?», «Дополни предложение», «До и позже», «Неделька». Игра с календарем. Задания в тетради на печатной основе. Работа с раздаточным материалом.

  1.  Диагностика готовности детей к школе по математике.

            Практика

Итоговое тестирование.

                               Раздел 2: Подготовка к обучению грамоте

Вводное занятие.

 Практика

Начальная диагностика знаний, умений, навыков.

  1. Ознакомление со словом.

Теория

Речь. Смысловое значение слова. Вычленение слов из предложений, текстов. Знакомство со схемой слова.

Практика

Игровые упражнения «Подскажи словечко», «Найди нужное слово», «Составим слово», «Волшебные слова», упражнения по работе над смысловыми сторонами слова «Подбери слова, близкие по смыслу к слову бежать», «Найди слово противоположное слову бегать», тренинговые задания по словообразованию.

  1. Ознакомление с предложением.

Теория

Предложение – единица речи. 

Практика

 Составление предложений по сюжетным  картинкам, иллюстрациям к сказкам и т.д , дидактическая игра «Живые слова», составление рекламных рассказов, музыкальная игра «Найди себе пару», упражнения по согласованию слов в предложении, игра – беседа «Мы строим дом», составление схем к предложениям в тетради.

  1. Ознакомление со словесным составом предложения.

Теория

Словесный состав предложений. Членение предложений на слова. 

Практика

Игровые упражнения «Дополни предложение», «Продолжай», «Попробуй сам».  «Сколько слов в предложении», «Царство сказок», «Составь из слов предложение», дидактическая игра «Живые слова»,  подвижная игра с мячом «Строители». Речевые игры. Тренинговые упражнения по выделению слов в предложении. Составление схем (словесный состав) предложений  в тетради.

  1. Ознакомление со слоговым строением слова.

Теория

Слово и его части. Деление слов на части (слоги).

Практика

Игровые упражнения «Подберем слова на слог до и т.д», «Назови части моего слова»; «Добавь часть к моему слову» , работа в парах «Придумай слово и раздели на части». Тренинговые упражнения по делению слов на слоги.

  1. Ознакомление со звуковым строением слова.

Теория 

Звуковой анализ слова. Звуки гласные и согласные. Ударение. Мягкость - твердость, звонкость - глухость согласных звуков.

      Практика

Тренинговые упражнения на звуковой анализ слов. Составление звуковых схем слов в тетради. Игры «Веселые словечки»,"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";"Где спрятался гласный звук?";"Какой звук спрятался в конце слова?";"Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";"Назови звуки слова";"Кто ошибся?".

  1.  Итоговая диагностика.

      Практика

Конкурсная программа  «Наши достижения».

               5.Методическое обеспечение программы

Раздел

Форма организации занятия

Методы и приемы

ТСО, дидактико – методическое обеспечение

1.ФЭМП

Занятие-путешествие, занятие - игра,

занятие- тренинг,

занятие – соревнование,

диагностическое занятие.

Словесные

(объяснение, рассказ, речевой образец, повторение, указание, словесное упражнение, вопросы, контроль).

Наглядные

(показ картинок, рисунков, осмотры предметов).

Практические

(дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль).

Игры для детей. Учись играя «Цифры».

Календарь времён года с указанием месяцев.

Лента чисел до 10, 20, 100;

«Магнитная математика» - учебно-наглядное пособие по математике для занятий в школе, детском саду и дома.

«Подвижные цифры и условные математические знаки». – учебно - наглядное пособие для начальных классов.

Развивающая игра «Мои первые часы».

Раздаточный материал для уроков математики.

Счетная лесенка с набором счетного материала.

Счетный материал на магнитах «Яблоки», «Груши», «Анютины глазки», «Бабочки-2», «Цыплята».

Таблицы иллюстраций для решения задач в пределах первого пятка, десятка.

Учебно – методические (наглядные) пособия по математике. «Шаг за шагом», «Скоро в школу».

2.Подготовка к обучению грамоте

Занятие-путешествие, занятие - игра,

занятие- тренинг,

занятие – соревнование,

диагностическое занятие.

Словесные

(объяснение, рассказ, речевой образец, повторение, указание, словесное упражнение, вопросы, контроль).

Наглядные (показ картинок, рисунков, осмотры предметов).

Практические

(дидактическая игра, занимательные задания, самостоятельная работа, самоконтроль).

Дидактические игры. Карточки с заданиями. «Скоро в школу», «Развитие речи», «Мои рассказы».

Игры для детей. Учись играя. «Алфавит».

 Картинный словарь. Наглядное пособие.

Комплект наглядных пособий для словарно-логических упражнений по русскому языку в начальной школе и дошкольных учреждениях.

Наглядные пособия к альбому «Обучение грамоте», «Маленький грамотей».

Раздаточный материал для уроков обучения грамоте. Сюжетные картинки по развитию речи.

                                         6.Библиография

                                   Литература для педагога

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.- 2 изд. – М: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для дошкольников. – М.: АКпринт, 2011.
  3. Волина В.В. Праздник числа. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. Кн. Для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Сфера, 2008.
  6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез,2006.
  7. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – СПб.: Акцидент, 1996.
  8. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  9. Пономарева И.А., Позина В.А.  Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  10. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1976.

                                          Литература для детей

  1. Большая книга дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
  2. Большая энциклопедия для дошкольника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  3. Косинова Е. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: ЭКСМО:ОЛИСС, 2011.
  4. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе. – М.: ЭКСМО, 2010.
  5. Тегипко Н., Перова О. и др. Большая книга знаний для самых маленьких. Учимся вместе с мамой. - М.: ЭКСМО, 2008.
  6. Тетрадь с заданиями для развития речи. Ч.1,2
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А..- 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М.:АСТ: Астрель, 2012.
  8. Черносова О.Н., Ястребова О.В. Тетрадь старшего дошкольника. Знакомимся с цифрами. Учимся решать. Ч.1,2. – ООО «Чебоксарская типография №1». www.pedobsh.ru
  9. Шалаева Г.П. Школа для дошколят. – М.: СЛОВО, Эксмо, Форум, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).

Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана  на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...

Образовательная программа дополнительного образования

Образовательная программа кружка "Умелые руки"...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....