Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речевая практика"
рабочая программа (1 класс) на тему

Шагундокова Данна Муратовна

Рабочая программа и КТП разработаны на основе примерной АООП для  учащихся 1 класса с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevaya_praktika.docx34.7 КБ
Файл ktp_rechevaya_praktika.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по  предмету «Речевая практика»

Уровень- адаптированный

Класс-1

Количество часов: всего 66 часов; в неделю 2 часа;

Рабочая программа разработана на основе адаптированной основной образовательной программы школы, утвержденной на педагогическом совете школы №__ от _________

Содержание программы:

1.Перечень нормативных документов

2.Пояснительная записка

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.Содержание учебного предмета

6.Система оценки достижения планируемых результатов

7.Содержание обучения

8.Описание материально-технического обеспечения образовательной        деятельности

2016 г.

Уровень программы - адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного Образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует авторскую программу под редакцией В.В.Воронковой.

1. Перечень нормативных документов

1. Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей

2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых школы.

2.Пояснительная записка.

        У школьников с нарушением интеллекта отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Речь школьников с УО в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятной, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

        Дети с нарушением интеллекта в большинстве случаев начинают говорить значительно позже; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет Речевая практика входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Предмет

Часов в

нед.

I

Четверть

II

четверть

I

полуг.

III

четверть

IV

четверть

II

полуг.

Год

Речевая практика

2

18

13

31

20

15

35

66

4. Содержание учебного предмета.

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного дыхания. Практическое использование силы голоса, тона темпа речи в речевых ситуациях.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей.

Организация речевого общения.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста…», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др., как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью , в т.ч. в экстренной ситуации, поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Достаточный уровень овладения предметных результатов не является

обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок,коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Личностные результаты.

Уважительное отношение к иному мнению.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

Осмысление ближайшего социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту социальных ролей.

Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Базовые учебные действия формируемые в процессе освоения программы:

1. Личностные учебные действия.

Самосознание

1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга.

1.2 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Самостоятельность

1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Нравственно-этическая ориентация и ответственность за поступки  

1.7 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

2. Коммуникативные учебные действия (умения)

2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик  – класс, учитель − класс).

2.2 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

2.3 Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

2.4. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

2.5. Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2.6.Умение  конструктивно взаимодействовать с людьми.

2.7. Умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

2.8. Развитие способности доброжелательно относиться, сопереживать другим людям.

3. Регулятивные учебные действия (умения)

3.1 Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).(комментарий – усвоение и использование норм поведения.).

3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

3.3 Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).

3.4 Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (комментарий – действовать по предложенному образцу, алгоритму;  принимать и использовать критерии оценки своей деятельности и осуществлять ее коррекцию).

4. Познавательные учебные действия (умения)

4.1 Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

4.2 Умения устанавливать видо-родовые отношения предметов.

4.3 Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

4.4 Умения пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями (знаково-символические).

4.5 Умение наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

6. Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата  по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

В первом классе действует безотметочная система обучения.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:

ОД – отсутствие динамики или регресс.

ДМ1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

МД – минимальная динамика.

СД – средняя динамика.

ВД – выраженная динамика.

ПО – полное освоение действия.

7.Содержание обучения

1вариант 1класса и включает следующие разделы:

      1.  Общение и его значение

      2.  Аудирование

      3.  Дикция и выразительность речи

      4.  Организация речевого общения

Сетка часов.

Тема

Кол-во часов

1

Общение и его значение

12

2

Аудирование

12

3

Дикция и выразительность речи

30

4

Организация речевого общения

12

  Общее количество за год

66

Содержание обучения

I четверть – 18 ч

  1. Общение и его значение.– 6 ч.

- Правила речевого общения;

- Организационное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него).

2.  Аудирование. – 12 ч.

- Выполнение простых инструкций;

- Выполнение составных инструкций.

- Слушание литературных произведений в изложении педагога.        

- Повторение отдельных предложений.        

- Обращение, привлечение внимания «Ты», «Вы».        

II четверть - 13ч.

  1. Дикция и выразительность речи. – 13 ч.

- Развитие артикуляционной моторики.        

- Формирование правильного речевого дыхания.        

- Практическое использование силы голоса в речевых ситуациях.        

III четверть- 20ч.        

1.        Дикция и выразительность речи. – 18ч.

- Практическое использование тона и темпа речи в речевых ситуациях.        

- Использование мимики и жестов в разговоре.        

- Дидактические упражнения «Встреча гостей», «Проводы гостей», «Покупка в магазине».

- Дидактическая игра «Я продавец», «Мы пассажиры», «Покупка билета».

2. Общение и его значение в жизни .– 2 ч.

- Речевое и неречевое общение.

- Правила речевого общения.

IV четверть – 15ч.

1. Общение и его значение в жизни .– 4 ч.

- Письменное общение (афиши, реклама,письма, открытки).

- Письменное общение.

- Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.        

2. Организация речевого общения. – 11 ч.

- Обращение, привлечение внимания. Обращение к знакомым взрослым.

- Обращение к ровесникам.        

- Грубое обращение, нежелательное обращение.

- Ласковые обращения.        

- Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции).        

- Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка).        

- Вступление в речевой контакт без обращения.        

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

- печатные пособия:

  1. .Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова  Уроки развития речи.

-экранно-звуковые пособия;

- технические средства обучения (средства ИКТ);

- натуральные объекты;

- демонстрационные пособия.



Предварительный просмотр:

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

БУД

Средства обучения

Формы контроля

Пред.

Факт.

Лич.

Пред.

I четверть

Общение и его значение.– 6 ч.

01.09  06.09

1-2

Правила речевого общения.

2

08.09 13.09

3-4

Организационное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него)

2

15.09 20.09

5-6

Организационное участие в общей беседе (говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга)

2

 Аудирование. – 11 ч.

22.09 27.09

7-8

Выполнение простых инструкций.

2

29.09

9

Выполнение простых инструкций.

1

04.10 06.10

10-11

Выполнение составных инструкций.

2

11.10 13.10

12-13

Слушание литературных произведений в изложении педагога.

2

18.10 20.10

14-15

Повторение отдельных предложений.

2

25.10 27.10

16-17

Обращение, привлечение внимания «Ты», «Вы».

2

Итого за четверть

17

II четверть

Дикция и выразительность речи. – 30 ч.

08.11 10.11

18-19

Развитие артикуляционной моторики.

2

15.11 17.11

20-21

Развитие артикуляционной моторики.

2

22.11 24.11

22-23

Развитие артикуляционной моторики.

2

29.11  01.12

24-25

Формирование правильного речевого дыхания.

2

06.12 08.12

26-27

Формирование правильного речевого дыхания.

2

13.12 15.12

28-29

Практическое использование силы голоса в речевых ситуациях.

2

20.12 22.12

30-31

Практическое использование силы голоса в речевых ситуациях.

2

27.12

32

Практическое использование силы голоса в речевых ситуациях.

1

Итого за четверть

15

III четверть

10.01 12.01

33-34

Практическое использование тона и темпа речи в речевых ситуациях.

2

17.01 19.01

35-36

Практическое использование тона и темпа речи в речевых ситуациях.

2

24.01 26.01

37-38

Использование мимики и жестов в разговоре.

2

31.01

39

Использование мимики и жестов в разговоре.

1

02.02

40

Дидактические упражнения «Встреча гостей».

1

07.02 09.02

41-42

Дидактические упражнения «Проводы гостей».

2

21.02 23.02

43-44

Дидактическое упражнение «Покупка в магазине»

2

28.02 02.03

45-46

Дидактическая игра «Я продавец».

2

07.03 09.03

47-48

Дидактическая игра «Мы пассажиры».

2

14.03 16.03

49-50

Дидактическая игра «Покупка билета».

2

Общение и его значение в жизни .– 6 ч.

21.03 23.03

51-52

Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.

2

Итого за четверть

20

IV четверть

04.04

53

Письменное общение (афиши, реклама).

1

06.04

54

Письменное общение (письма, открытки).

1

11.04

55

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.

1

Организация речевого общения. – 11 ч.

13.04 18.04

56-57

Обращение, привлечение внимания. Обращение к знакомым взрослым.

1

 1

20.04

58

Обращение к ровесникам.

1

25.04

59

Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).

1

27.04 04.05

60-61

Ласковые обращения.

2

11.05

62

Грубые и негрубые обращения.

1

16.05 18.05

63-64

Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции).

2

23.05

65

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка).

1

25.05

66

Вступление в речевой контакт без обращения.

1

Итого за четверть

15

Итого за год

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г.

В данном материале представлена рабочая программа по математике и календарно тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе "Школа 2000..." автора Петерсон Л.Г., 5 часов в неделю ...

Программа "Начальная школа XXI века». Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 4 классе.

Папка содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»  Пояснительная записка.Рабочая программа курса...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты  и различные формы к...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....